Это может себе позволить в отдельных случаях только женщина

Игра-конкурс для мл.школ.

Андрейчикова С.Н. зав.отд.обслуж.

Черлакской ЦДБ

Здравствуйте, ребята! Вам, наверное, приходилось слышать такие выражения: «Будь всегда вежливым! Как это невежливо! Он хороший человек, вежливый». Как вы думаете, почему вежливым быть необходимо?

Вежливость – это проявление уважения. Вежливость – это и готовность оказать услугу тому, кто в ней нуждается.

Сегодня я хочу вам предложить конкурсно-игровое мероприятие «Школа вежливого поведения».

ИГРА «КТО БОЛЬШЕ ЗНАЕТ ВЕЖЛИВЫХ СЛОВ»

1. Какие слова нужно говорить, когда здороваешься? ( здравствуйте, доброе утро, добрый день, добрый вечер, с добрым утром и т.д.)

2. Какие слова нужно говорить, если вы обращаетесь к кому-либо с просьбой? (прошу вас, будьте добры, пожалуйста, будьте любезны, разрешите.)

3. Какие слова мы произносим, когда извиняемся перед кем-нибудь? (простите, извините, прошу прощения.)

4. Какие слова мы произносим, прощаясь? (прощайте, всего хорошего, всего доброго, спокойной ночи, до свидания и т.д.)

«ЗАДАЧИ НА УВАЖЕНИЕ»

В этом конкурсе я хочу вам предложить разобрать конкретные ситуации, с которыми вы сталкивались или можете столкнуться в повседневной жизни.

1. Мальчик крикнул прохожему: «Сколько время?» Обращаясь к прохожему, мальчик сделал 3 ошибки. Какие? (Мальчик должен был спокойно спросить: «Извините, пожалуйста, не смогли бы вы сказать, который час?»)

2. Два мальчика столкнулись в дверях и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков от 8 до 11 лет? (Обычно дорогу уступает тот, кто вежливее.)

3. Опираясь на палочку, идет старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредет. Мальчики, наблюдавшие за ним, начали подражать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги. Ребята весело смеются. Что вы можете сказать о таких ребятах? (Ответы детей.)

4. В автобусе тесно, все едут с работы. Оля занимает освободившееся место и с улыбкой смотрит на тех, кто стоит! Как вы оцениваете поведение этой девочки? (Ответы детей.)

5. Девочка возмущенно жаловалась маме: «В нашем классе один мальчишка такой невежа – все время зовет меня Валькой!» - «А ты как его зовешь?» - спросила мама.- «Я его вообще никак не зову, я ему просто кричу: «Эй, ты!» Как вы разрешите эту задачу? (Девочка должна звать мальчика по имени, показывая пример.)

КОНКУРС «ВОЛШЕБНЫЕ ПОСТУПКИ»

Ненадолго обратимся в прошлое, к истокам этикета.

1. Откуда пришел к нам обычай снимать шапку, когда входишь в дом, в помещение?

Этот обычай возник во времена рыцарей, которые постоянно странствовали по стране, облаченные в доспехи. Входя в дом, рыцарь снимал шлем, как бы говоря этим жестом хозяину: «Я не опасаюсь тебя». Суровые времена средневековья прошли, но обычай остался. Этим обычаем вы показываете хозяевам, что уважаете их дом, уважаете живущих в нем людей. И это им приятно.

2. Откуда пришел к нам обычай – здороваясь, снимать перчатки?

С тех рыцарских времен идет обычай – здороваясь, снимать перчатку с правой руки. Сняв перчатку, рыцарь показывал, что в руке не зажато оружие, что он относится к встречному доброжелательно. И сейчас вы снимаете перчатку или варежку из уважения и внимания к товарищу или старшему по возрасту.

ИГРА «ВЫБЕРИ ПРАВИЛЬНЫЙ ОТВЕТ»

На вопрос из 3 вариантов ответов нужно выбрать правильный.

1. Вы опоздали на урок и хотите войти в класс. Какой вы выберете вариант наиболее вежливого выражения просьбы?

- можно войти?

- я войду?

- ИЗВИНИТЕ, МОЖНО ВОЙТИ?

2. Может ли молодой человек, здороваясь с девочкой, держать руки в карманах?

- может;

- может, если у него в кармане кошелек с крупной суммой денег;

- НЕ МОЖЕТ, ОН ОБЯЗАН ВЫНУТЬ РУКИ ИЗ КАРМАНА.

3. Можно ли не принять руку, протянутую для рукопожатия?

- можно;

- нельзя;

ЭТО МОЖЕТ СЕБЕ ПОЗВОЛИТЬ В ОТДЕЛЬНЫХ СЛУЧАЯХ ТОЛЬКО ЖЕНЩИНА.

4. Если незнакомый человек на улице, обознавшись, поздоровался с вами, как нужно поступить?

- сделать вид, что не заметили приветствия;

- ОТВЕТИТЬ ПРИВЕТСТВИЕМ;

- объяснить незнакомому человеку его ошибку.

5. Вы обгоняете идущую впереди вас знакомую. Кто из вас должен поздороваться первым?

- ТОТ, КТО ОБГОНЯЕТ;

- тот, кого обгоняют;

- одновременно.

6. Вспомним строки К.Чуковского:

«Приходила к мухе бабушка-пчела,

Мухе-Цокотухе меду принесла…»

Как бы вы поступили, если бы вам в подарок принесли баночку меда?

- поставите весь мед для гостей;

- спрячете весь мед подальше;

- ОТЛОЖИТЕ ЧАСТЬ МЕДА ИЗ БАНКИ В ВАЗОЧКУ И ПОСТАВИТЕ НА СТОЛ ДЛЯ ГОСТЕЙ.

ИГРА «К КОМУ ШАРИК ПРИЛЕТИТ, ТОТ ВЕЖЛИВОЕ СЛОВО ГОВОРИТ»

Ведущий выборочно кидает детям воздушный шарик, кто поймал – говорит вежливое слово.

ПОЭТИЧЕСКАЯ ИГРА «СЛОВАРЬ ВЕЖЛИВЫХ СЛОВ»

1. Растает даже ледяная глыба

От слова теплого (спасибо)

2. Зазеленеет старый пень

Когда услышит (добрый день)

3. Если больше есть не в силах,

Скажем маме мы (спасибо)

4. Мальчик, вежливый и развитый

Говорит, встречаясь (здравствуйте)

5. Когда нас бранят за шалости,

Говорим (прости, пожалуйста)

6. И во Франции, и в Дании

На прощанье говорят (до свидания)

И в заключение послушайте небольшой рассказ «Как от Тошки отвернулась кошка».

Повстречались добрые Утро, День и Вечер,

И зажгли в глазах детей сказочные свечи,

Чтоб наполнилась земля добрыми делами,

Поделились с детворой добрыми мечтами.

Список литературы:

1. Васильева-Гангнус, Л.П. Азбука вежливости [Текст]/ Л.Васильева-Гангнус.-М., Педагогика, 1984.- с.101.

2. Давыдова, М.А. Доброе слово – что ясный день [Текст]/ М.Давыдова// Книжки, нотки и игрушки для Катюшки и Андрюшки.- 2001.- №3.-с.48.

3. Исаенко, В.П. Рыцарский турнир вежливости [Текст]/ В.Исаенко// Нач. школа.-1990.- №8.- с.79-80.

4. Лопатина, А. Вежливые слова [Текст]/ А.Лопатина, М.Скребцова.- М., ООО «Алтей-Бук», 2007.

5. Они, И.Л. Спасибо, пожалуйста, здравствуйте [Текст]/ И.Они.- Л., Лениздат, 1991.- с.63-65.

6. Полтавцева, И.Б. В царстве вежливости и доброты [Текст]/ И.Полтавцева// Педсовет.- 2005.-№12.-с.14-15.

7. Хорошо ли ты знаешь этикет?: Клеп-тест [Текст]// Клепа.-2003.-вып.92.-с.12-13.

Наши рекомендации