Основные категории дидактики.

Лекция 3. Процесс обучения как система

План:

1. Дидактика как теория обучения.

2. Основные категории дидактики.

3. Закономерности и принципы обучения.

Подлинно разумное обучение изменяет и наш ум, и наши нравы».

М. Монтень

Дидактика как теория обучения.

Науку, изучающую и исследующую проблемы образования и обучения, называют дидактикой.

Термин «дидактика» происходит от греческого didaktikos, что переводится как «поучающий». Впервые это слово появилось благодаря немецкому педагогу Вольфгангу Ратке, написавшему курс лекций под названием «Краткий отчет из дидактики, или искусство обучения Ратихия». Позднее этот термин появился в работе чешского ученого, педагога Яна Каменского «Великая дидактика, представляющая универсальное искусство обучения всех всему». Таким образом, дидактика – это «искусство обучения всех всему».

Наряду с термином «дидактика», в педагогической науке используют термин теория обучения.

Дидактикаявляется частью педагогики, которая изучает важнейшие проблемы теоретических основ обучения. Основной задачейдидактики является выявление закономерностей, которым подчиняется процесс обучения,и использование их для успешного достижения задач образования.

DEF. 1. Дидактика -это отрасль педагогики, направленная на изучение и раскрытие теоретических основ организации процесса обучения (закономерностей, принципов, методов обучения), а также на поиск и разработку новых принципов, стратегий, методик, технологий и систем обучения.

DEF.2. Дидактика - это теория обучения и образования, которая разрабатывает теоретические основы процесса обучения и исследует общие закономерности познавательной деятельности человека.

Основным предметом исследования дидактики является сущность процесса обучения как двух взаимосвязанных видов деятельности - педагогической деятельности учителя и учебно-познавательной деятельности учащихся. Здесь на первый план выступает система отношений: учитель - ученик, ученик - учебный материал, ученик - другие ученики. Многообразие этих отношений влияет на сущность и характер обучения.

Выделяют две функции дидактики:теоретическую (диагностическую и прогностическую), которая связана с описанием процесса обучения, его закономерностями, сущностью и т.п. и практическую (инструментальную), которая является конструированием проекта педагогической деятельности, которым будет руководствоваться педагог-практик в соответствии с целями образования. Обе функции неразрывно связаны между собой.

Дидактика отражает наиболее общие закономерности учебного процесса, осуществляемого в различных учебных заведениях при преподавании самых разных учебных дисциплин. Каждая учебная дисциплина имеет свою специфику, определяемую целью ее изучения, свои характерные особенности, закономерности, требует своих особых методов и организационных форм обучения. Этими вопросами занимаются частные дидактики, или частные методики преподавания отдельных учебных предметов.

Структура дидактики

Что касается структуры дидактики, то она включает в себя 7 разделов.

· Первый раздел дидактики дает сведения о содержании всего образования и обучения. Сюда же принято включать учебные планы и программы.

· Второй раздел рассматривает процесс обучения с точки зрения разных дидактических систем в рамках педагогики и в какой-то степени психологии.

· Третий раздел изучает законы и закономерности процесса обучения, а также те принципы, которые вытекают из этого обучения.

· Четвертый раздел посвящен методам обучения и его средствам.

· В пятом разделе исследуются формы организации и осуществления учебного процесса.

· Шестой раздел рассматривает методы контроля результатов обучения.

· Сравнительно молодым является седьмой раздел дидактики. Особое внимание в нем уделяется технологиям и системам обучения. Он рассматривает как традиционные, так и новаторские методики и приемы обучения.

Основные категории дидактики.

Теория обучения оперирует свойственными ей понятиями. Наиболее употребительными терминами являются: обучение, образование, учение, принципы, содержание, методы обучения, формы организации обучения и др.

Обучение — это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие учащихся, это способ организации образовательного процесса. Оно является самым надежным путем получения систематического образования. В основе любого вида или типа обучения заложена система: преподавание и учение.

Преподавание — это деятельность учителя по:

· передаче информации;

· организации учебно-познавательной деятельности учащихся;

· оказанию помощи при затруднении в процессе учения;

· стимулированию интереса, самостоятельности и творчества учащихся;

· оценке учебных достижений учащихся.

Целью преподавания является организация эффективного учения каждого ученика в процессе передачи информации, контроля и оценки ее усвоения. Эффективность учения предполагает также взаимодействие с учениками и организацию как совместной, так и самостоятельной деятельности.

Учение — это деятельность ученика по:

• освоению, закреплению и применению знаний, умений и навыков;

• самостимулированию к поиску, решению учебных задач, самооценке учебных достижений;

• осознанию личностного смысла и социальной значимости культурных цен­ностей и человеческого опыта, процессов и явлений окружающей действи­тельности. Целью учения является познание, сбор и переработка информа­ции об окружающем мире. Результаты учения выражаются в знаниях, уме­ниях, навыках, системе отношений и общем развитии учащегося.

Учебная деятельность включает в себя:

• овладение системами знаний и оперирование ими;

• овладение системами обобщенных и более частных действий, приемов (способов) учебной работы, путями их переноса и нахождения — умениями и на­выками;

• развитие мотивов учения, становление мотивации и смысла последнего;

• овладение способами управления своей учебной деятельностью и своими психическими процессами (волей, эмоциями и пр.).

Эффективность обучения определяется внутренними и внешними критериями. В качестве внутренних критериев используют успешность обучения и академическую успеваемость, а также качество знаний и степень наработанности умений и навыков, уровень развития обучающегося, уровень обученности и обучаемости.

Образование - это процесс и результат обучения, связанный с усвоением учащимися знаний, умений и навыков, формированием мировоззрения, нравственных качеств личности, развитием их творческих сил и способностей.

Принципы обучения- важнейшие дидактические требования, которые обеспечивают эффективное функционирование учебного процесса.

Содержание образования- система знаний, умений и навыков, которые являются основой для развития и формирования личности человека.

Методы обучения- это способы взаимосвязанной деятельности учителя и учащихся по овладению знаниями, умениями и навыками, воспитанию и развитию в процессе обучения.

Формы организации обучения- это особенности объединения учащихся для занятий с учителем, в процессе которых совершается учебно-познавательная деятельность.

Наши рекомендации