Научно-методическое обеспечение
Эффективное функционирование сложной инфраструктуры поддержки и развития чтения требует мощной научно-методической базы. Особенно это актуально для России, традиционно опирающейся на собственные научные и образовательные ресурсы.
В сегодняшней России есть все возможности для научного изучения проблем чтения, грамотности, библиотек, системы образования, книжной отрасли и др. Это и Российская академия наук, и Российская академия образования, и ведущие «отраслевые» вузы — университеты культуры, печати, Литературный институт, общественные организации и др. Значительным научным потенциалом обладают не только национальные библиотеки — РГБ и РНБ, но и многие федеральные и региональные библиотеки.
За годы реформ в отечественной исследовательской практике, в том числе связанной с чтением, произошли многочисленные негативные изменения (подробнее см. ниже). Однако необходимо подчеркнуть значимость тех научных и образовательных учреждений, которые не только сохранили, но и в известной степени приумножили потенциал знаний в этой области. Кроме того, энтузиасты-одиночки, имеющие крайне скудные возможности для финансирования своей деятельности, создают научные и образовательные разработки, не уступающие лучшим образцам из развитых стран.
СИСТЕМА ПОДГОТОВКИ КАДРОВ
В России есть сложившаяся система подготовки кадров для нужд отдельных институтов инфраструктуры чтения. Действует разветвленная сеть педагогических вузов и институтов повышения квалификации педагогов, институтов культуры (готовят в том числе библиотекарей), Университет печати, Литературный институт и др.
В ряде учебных заведений страны разработаны инновационные методики подготовки учителей, библиотекарей-педагогов для публичных, школьных, детских, юношеских библиотек, специалистов по детско-юношескому чтению, редакторов-корректоров, маркетологов и т.д.
Хотя в силу целого ряда причин требуется значительное совершенствование системы подготовки кадров (подробнее см. ниже), речь идет именно о модернизации и реформировании, а не о создании системы с нуля.
СИСТЕМА УПРАВЛЕНИЯ ИНФРАСТРУКТУРОЙЧТЕНИЯ
В дореволюционной России, а затем в СССР была создана достаточно эффективная система управления отдельными институтами, связанными с чтением. Хотя часть этой системы за годы реформ была демонтирована или не смогла выполнять свои функции в изменившихся социально-экономических условиях, существуют предпосылки для сравнительно быстрого восстановления целостного управленческого контура. Это возможно, если государственные органы власти — Минобрнауки, Минкультуры, Роспечать, Роскультура, Рособразование — объединят усилия для формирования и реализации современной государственной политики, систематическим образом связывающей основные составляющие инфраструктуры чтения.
В последние 15 лет и государство, и библиотечное сообщество много сделали для определения ориентиров библиотечной политики. Принятые в 1994 году Федеральные законы «О библиотечном деле» и «Об обязательном экземпляре документов» легли в основу целого свода региональных законов в субъектах Российской Федерации, а также других правовых и нормативных актов. Идет разработка государственных и профессиональных стандартов в области библиотечного дела, в том числе по линии Российской библиотечной ассоциации (РБА). Функционируют основные научно-методические центры на базе 2 национальных, 20 федеральных, а также центральных публичных библиотек во всех субъектах РФ.
В последнее время претерпевает существенные изменения нормативно-правовая база, регулирующая процесс управления системой образования, наделяя все большее количество ее участников значительными полномочиями:
• были приняты поправки к закону «Об образова
нии», предоставляющие региональным и муниципаль
ным органам управления образованием большую сво
боду в определении содержания образовательных
программ. На институциональном уровне учреждения
образования были наделены правом самостоятельно
разрабатывать учебный план и выбирать учебные ма
териалы и методики преподавания;
• разрабатываемая концепция развития этнокуль
турного образования предполагает необходимость
адаптации содержания и организации процесса обу
чения к интересам всех этнических групп, представ
ленных в общеобразовательных учреждениях страны;
• проект Федерального закона «О внесении изме
нений в законодательные акты Российской Федера
ции» направлен на увеличение роли представителей
объединений работодателей в формировании переч
ней направлений подготовки (специальностей), разра
ботке государственных образовательных стандартов
профессионального образования и процедурах конт
роля качества профессионального образования;
• обозначилась тенденция расширения сферы
участия родителей в управлении работой образова
тельных учреждений.
Возникли национальные ассоциации издателей и распространителей печатной продукции, которые активно заявляют о желании совместно решать не только внутриотраслевые, но и такие социально значимые проблемы, как развитие чтения в российском обществе.