Формы организации обучения. Принципы обучения персонала

Принципы обучения персонала

Среди важнейших принципов, обеспечивающих успех обучения, можно назвать следующие:

ü Учет содержания проф.деятельности

ü Четкая постановка целей обучения

ü Обеспечение слушателей полной и своевременной обратной связью – т.е информацией об успехах в учебе и том, в какой степени эти достижения отвечают установленным требованиям. Значимость обратной связи определяется 3 факторами: своевременность (давать сразу после выполнения действий или ответа), полнота и качество (комментарии и замечания должны быть сбалансированных, конструктивными).

ü Связь с практикой

ü Поддержание высокой мотивации к обучению.

ü Перенос приобретенных знаний и навыков в рабочие условия

ü Учет исходного уровня знаний обучающихся.

Поддержание высокой мотивации к обучению

Среди факторов, влияющих на мотивацию к обучению, можно выделить:

1. Интерес слушателей к изучаемой тематике. Полезная с т.з обучаемого

2. Степень включенности слушателей в процесс обучения (активные методы в высшей степени решают эту задачу и повышают уровень заинтересованности в достижении целей обучения)

3. Обстановка, атмосфера во время занятий (доброжелательная)

4. Личность преподавателя: симпатия и уровень доверия со стороны слушателей

5. Фактор успешности

6. Возможность применения усвоенного материала на практике

7. Значимость результата для слушателей

8. Условия обучения

9. Цели и задачи должны быть четкими и достижимыми

Перенос приобретенных знаний и навыков в рабочие условия

Позитивный перенос – если ЗУН, полученные в одной ситуации можно использовать при выполнении другой работы.

Негативный – нельзя использовать.

Для позитивного переноса следует обеспечить:

1. Сходство между содержанием обучения и содержанием проф.деятельности

2. Избыточность обучения – знания и навыки должны быть несколько шире того, что потребуется в рабочей ситуации. Оно необходимо, если знания являются очень важными, но применяются редко.

3. Разнообразие знаний и навыков

4. Выделение ключевых элементов, четкая расстановка приоритетов

5. Акцент на изучении общих принципов

6. Обеспечение обратной связи

7. Подкрепление позитивного переноса – это с одной стороны, демонстрация выгод и преимуществ новых знаний, а с другой стороны создание после учебы на рабочем месте условий, способствующих максимальному использованию результатов обучения.

Структура учебного процесса

Состоит из взаимосвязанных компонентов:

ü Преподаватель и обучаемый (субъекты учебного процесса).

ü Цели обучения – должны опираться на стратегические цели организации. Цели должны быть: конкретными и специфическими; ориентирующими на получение практических навыков; поддающимися оценке (измеримыми).

Виды целей:

- с позиции работодателя: организация и формирование персонала; овладение умениями и навыками; воспроизводство персонала; интеграция персонала; гибкое формирование персонала; адаптация; внедрение нововведений;

-с позиции работника: поддержание на соотв.уровне и повышение квалификации; приобретение проф.знаний вне сферы проф.деятельности; приобретение проф. знаний о поставщиках и потребителях продукции, банках и других организациях, влияющих на работу фирмы; развитее способностей в области планирования и организации производства.

ü Принципы (см.выше)

ü Содержание: знания, умения и навыки.

ü Методы обучения (см. ниже)

ü Формы организации обучения

ü Средства

Учебный процесс - взаимодействие преподавателя и обучаемых, с целью овладения новыми ЗУН.

Методы обучения

Одна из важнейших категорий общей и проф.категории. Метод = способ, с помощью которых преподаватель решает стоящие перед ним задачи, управляя учебным процессом.

Классификация методов проблемного обучения академика Махмудова (по мере возрастания уровня проблемности):

Ø Монологический. Обусловленная принципами обучения система правил подготовки и изложения обучающим учебного материала с целью объяснений готовых методов науки в форме лекций и рассказов с применением аудиовизуальных средств и формирования у обучаемых знаний и умений.

Признаки метода: наличие вербального изложения преподавателем учебного материала; описательное объяснение фактов.

Ø Показательного изложения. Преподаватель заостряет внимание слушателей на проблемах

Ø Диалогический. Заключается в проведении сообщающей беседы с целью объяснения учебного материала преподавателем с целью освоения его обучаемыми и их побуждению к активизации учебной деятельности. Признаки: использование репродуктивных вопросов по известному обучаемому материалу.

Ø Эвристический (от слова Эврика – нашел, сказал Архимед). Решение познавательных задач или проблемных вопросов. Признаки: беседа с постановкой проблемных вопросов; учебные проблемы решаются с помощью преподавателя

Ø Исследовательский. Самый высокий метод проблемности. Преподаватель организует самостоятельную работу учащихся по решению проблемных заданий с целью усвоениями новых понятий, способов действий и развития у них интеллектуальной и других сфер. Преподаватель предлагает задание проблемного характера и разрабатывает совместно с обучающимися цель работы.

Методы активного обучения –способствуют эффективному развивают обучающихся, потому что непосредственно включают их в учебный процесс, а значит повышают мотивацию личности. Т.о такие методы активизируют сам учебный процесс. К таким методам можно отнести частично методы проблемного обучения. Например, эвристический, исследовательский. В настоящее время наиболее распространенными являются:

Тренинги – обучение, в котором основное время посвящено практической отработке материала, когда в ходе моделирования специально заданной ситуации участник может закрепить навыки, изменить собственное отношение к опыту и применяемым в работе отходам.

Групповые обсуждения, дискуссии – коллективное обсуждение по конкретным вопросам, в группах от 6 до 15 человек.

Деловые и ролевые игры – отработка учебной тематики происходит на основе ситуации и материала, моделирующих те или иные аспекты проф.деятельности слушателей. Ролевые игры чаще используются в ходе тренинга.

Поведенческое моделирование – относительно новый метод, навыков межлич.отношения и изменения установок, а так же обучение конкретных навыков и установок, связанных с выполнением проф.деятельности через след.шаги: предъявление образца (ролевой модели), профессионального поведения, которое предлагается освоить; практика обучающихся в моделируемом поведении; обеспечение обратной связи и подкрепление, свидетельствующее об успешности овладения соотв.управленческими моделями.

Кейс – метод: цель - научить слушателей анализировать информацию, сортировать её для решения заданной проблемы, выявлять ключевые проблемы, генерировать альтернативные пути решения, оценить их, выбирать оптимальное решение и формировать программы действий. Аналог – мозговой штурм.

Баскет – метод: западный метод. Имитация ситуаций, часто встречающихся в работе руководители. Обучаемому предлагают выступить в роли руководителя и в срочном порядке разобрать накопившиеся на столе деловые бумаги. Он должен принять решение по всем скопившимся письмам, докладным и служебным запискам. Необходимо определить соотв.критерии и структурировать информацию и распределить предложенные документы по важности и срочности. Определить, что «полетит в корзину». Высокий уровень мотивации и включенность в решение поставленной задачи. Метод позволяет оценить способность к работе с информацией и умение принимать решение на основании информации.

Формы организации обучения

1) Традиционные формы:

Лекции: + для большой аудитории. – коммуникации являются односторонними, усвоение материала зависит от его характеристики (содержание, сложность, структурированность), перенос знаний на практику зависит от избыточности обучения, не позволяет учитывать разный уровень знаний. Популярность обусловлена низкими затратами на 1 участника.

Семинары

2) Специфические: обучение на рабочем месте, наставничество, стажировки, рабочая ротация.

Лекция передает информацию, семинар – закрепляет.

Недостатки лекции:

· Коммуникация в основном явление одностороннее

· Отсутствует возможность обратной связи

· Контроль за пониманием материала отсутствует

· Усвоение материала зависит от его характеристики (содержание, сложность, структурированность).

· Перенос знаний на практику зависит от избыточного обучения

· Не позволяет учитывать разные уровни знаний

· Лекции наиболее экономичные из за подачи материала, из за низких финансовых затрат.

Цикл лекций традиционно закреплен семинарами.

Семинары предполагают большую активность слушателей и двустороннюю коммуникацию.

В отличие от лекций проводятся в относительно небольших группах.

Практические занятия: Игры, тренинги. Занятия могут быть в форме викторины

- экскурсии

- зачет, экзамен

- обучение на рабочем месте – это основная форма для новых работников. Используется для овладения активными навыками и работники узнают, как пользоваться инструментами непосредственно в процессе проф деятельности. Знания помогут работнику сформировать мнение о его рабочем месте .

Эффективность обучения (на специальных участках) может снижаться ,если нет специальных инструментов. Такое обучение не воспроизводит некоторые рабочие условия.

Обучение на рабочем месте стоит использовать шире в определенных случаях:

· Работники проходят обучение в аудиториях.

· Фактически обучение на рабочем месте уже осуществляется, но еще есть требования оформить его документально.

· Проф адаптация.

· В организациях уже имеются люди, которые могут стать хорошими преподавателями для обучения на рабочем месте.

Для эффективного обучения на рабочем месте необходимо:

- согласовать работу по обучению работников, относящихся к разным проф группам

- оценочные и проверочные процедуры.

- наставничество –наиболее часто используемая форма обучения. Наст. Обычно выполняет весь круг задач.

Преимущества :

Индивид.подход к ученикам . Наставн имеет от одного до нескольких учеников, но он не только обучает их проф.мастерству, но и выполняет функции воспитателя, помогает осваивать основн требования проф.роли, формируя деловые качества , соотв. относ. к работе образцы орг.поведения для успешного выполнения работы. Эта форма применяется для обучения разных категорий работников, от рабочих до руководящих должностей. Наставники дают обучающимся задания конкр.данной работы и обеспечивают обратную связь.

Роль наставника очень высока. Он должен иметь способн. общаться ,должна быть высокая квалификация.

- стажировки – обучение специальным и руководящим навыкам и знаниям , необходимым в разных подразделениях компании или за ее пределами наблюдают как работают определенные специалисты,выполняя задания под их руководством .Стажировки являются полезным средством мотивир. творч. потенциала работников и пересмотра старых подходов к работе.

Условия продвижения по карьерной лестнице нужно заложить при прохождении стажировки. Является одним из средств закрепления и повышения уровня приверженности у работников своему предприятию.

- рабочая ротация-перемещение работника с одного участка работы на другой внутри орг-ии , с целью ознакомления с новыми направлениями работы и с разными подразделениями орг-ии. Время пребывания в каждом подразделении обычно состоит от 3 до 12 месяцев. Такая практика налаживает личные связи и появляется понимание общей картины работы предприятия.

Средства обучения

Средства обучения – разнообразное материальное оснащение и орудия учебного процесса, благодаря которым более успешно и за короткое врем достигаются поставленные цели обучения:

Средства делятся на:

1. Материальные объекты: учебное оборудование, демонстрационное оборудование, приборы, инструменты, технические средства, которые могут показать процессы в деталях, движении. Их использование помогает поддерживать включенность слушателей.

2. Знаковые системы: учебники и учебно – методические пособия, дидактические материалы, инструкционные карты, карточки – задания.

Все основные средства наглядности, обеспечивают целенаправленное управление вниманием и позволяют в доступной форме осмыслить основные положения изучаемого материала. Средства наглядности выполняют функцию управления деятельностью обучаемых. Формируется образ изучаемого объекта. Большую роль играет восприятие цветовых элементов, делают более эффективной познавательную деятельность.

Наши рекомендации