Социальная педагогика как сфера практической деятельности.
Главная функция – участие в преобразовании данной среды с учетом решения педагогических проблем.
В зависимости от позиции, занимаемой специалистом, используются различные стратегии социально-педагогической работы:
• cодействие развитию человека (воздействие на человека);
• педагогизация среды – изменение условий жизнедеятельности человека;
• включение человека в социум.
Соответственно этому меняются и объект, и предмет социальнопедагогической работы. (личность человека, особенности поведения, деятельность различных социальных институтов, и условия среды).
Типы социальных педагогов:
• решающий задачи социализации и ресоциализации личности путем ее воспитания, образования, обучения, коррекции поведенияи т. д.;
• решающий те же задачи через оптимизацию влияния социальной среды, участие в выработке и принятии соответствующих управленческих решений.
Системный принцип социальной педагогики - целенаправленное динамическое единство разных элементов, их внутренних и внешних связей.
Системообразующие признаки ( цели, содержание и структуру, включенность в другие системы «по горизонтали» и «по вертикали».)
Таким образом, целью социальной педагогики, понимаемой предельно широко, является формирование субъектности человека в его социальной среде.
В качестве объектов социально-педагогической работы выступают подростки и молодежь, различные маргинальные и девиантные группы населения:
• конфликтные, неблагоприятные семьи, которые не в состоянии справиться с собственными проблемами и воспитанием детей;
• люди, отбывшие наказание за прежде совершенные преступления, которые не могут самостоятельно устроиться в жизни;
• люди с определенными физическими или психическими недостатками, которых наше общество выбросило на «обочину жизни»;
• семьи «новых бедных», т. е. переселенцев и беженцев, вынужденных жить в непривычной культурно-этнической среде, потерявших работу;
• люди, пережившие и переживающие острые стрессовые состояния (смерть близких, развод, выход на пенсию, безработица и т. п.).
По мнению Ю. П. Сокольникова, за понятием «социальная педагогика» стоит, по меньшей мере, три явления педагогической действительности:
• часть педагогической практики педагогического «ведомства» и область знаний, являющаяся составной частью педагогической науки;
• некий вариант социально-клубной работы, государственная молодёжная политика по поддержке клубов, работающих по месту жительства;
• социальная педагогика как педагогическая действительность по происхождению и по сути явление прежде всего социокультурное, проявление «социального участия» (своего рода самодеятельность населения, педагогическая самодеятельность населения, форма народного творчества). Сторонники этого направления считают себя последователями участников общественно-педагогического движения в России начиная с Л. Н. Толстого, С. Т. Шацкого.
Все теорий и систем социальной педагогики можно свести к следующим:
1. Социальная педагогика как интеграция всех социально-воспи тательных и образовательных сил общества с целью повышения его культуры, превращения человека в субъект собственной жизни.
2. Социальная помощь и опека обездоленных, профилактика правонарушений и отклоняющегося поведения (Ноль, Боймер).
3. Педагогизация окружающей среды, преобразование социума.
В целом социальная педагогика как сфера практической деятельности выполняет роль посредника между социальной средой и отдельным человеком.
Есть несколько полярных мнений о том, кто и как становится объектом социально-педагогической помощи, её клиентом:
1. Клиентами становятся люди, которые от рождения предрасположены к отклонению от общепринятых стандартов и не могут самостоятельно справиться с задачами развития и социализации. Это люди с врожденными или унаследованными нарушениями в физической, психической или эмоциональной сфере, или воспитывающиеся в аномальных условиях.
2. Субъект становится клиентом под воздействием общества и тех ненормальных условий жизни, которые это общество создает, т. е. главным поставщиком клиентов для социальной педагогики становится общество или его отдельные институты, не справляющиеся со своими обязанностями.
3. Объектом социально-педагогической деятельности являются все люди, независимо от возраста и социально-психологического статуса, испытывающие затруднения в социализации.
4. Объектом социально-педагогической деятельности являются условия жизнедеятельности людей, социальная среда в той мере, в которой она является фактором их развития.
Основными сферами социально-педагогической деятельности в России в настоящее время являются:
• образовательные учреждения различных видов и типов – общеобразовательные и специализированные школы различных видов, учреждения начального и среднего профессионального образования, дополнительного образования, детские дома;
• учреждения системы социальной защиты населения – различные приюты, центры;
• учреждения пенитенциарной системы – центры временной изоляции несовершеннолетних, колонии, спец. учреждения;
• учреждения здравоохранения и других ведомств.
Кроме того, необходимо отметить, что важные социальнопедагогические функции в обществе выполняют учреждения культуры, спорта, молодежной политики, даже если в их штатах и нет должности социального педагога. Всё это позволяет говорить о растущем влиянии социальной педагогики на общественную жизнь страны.