Ключи и процедура подсчета тестовых баллов 4 страница

Считается, что наиболее распространенными видами пси­хогенного реагирования на различные формы насилия в дет­ском и подростковом возрасте наряду с задержками психи­ческого развития, регрессивными симптомами являются невротические реакции, психогенные депрессии и личност­ные расстройства. При клинической оценке депрессивных состояний большинством авторов отмечалась их апатичность, «замаскированность» психосоматическими расстройствами и нарушениями поведения.

В формировании психогенных психических расстройств у детей ведущее значение придается «синдрому избиваемого ребенка». Показано, что при «семейной жестокости», кото­рая включает наряду с эмоциональным отвержением детей причинение им побоев, избиений, сексуального насилия, постоянно отмечаются психические расстройства в виде тре­вожных состояний и депрессий различной глубины в соче­тании с низким уровнем социального функционирования, различными формами агрессивного и деструктивного пове­дения, антисоциальными личностными деформациями.

Психодинамический анализ внутрисемейных ситуаций и наличия психических отклонений у родителей, проявляю­щих жестокость в обращении с детьми, показывает, что в 60% случаев родители «забитых детей» имели тяжелую депривацию, в детстве страдали депрессивными и тревожными расстройствами, алкогольной зависимостью. В их семьях чаще наблюдался «авторитарный» тип внутрисемейных отноше­ний, при котором конфликты между супругами сопровож­дались враждебно-агрессивным отношением к детям. Следо­вательно, воспитание повторяет опыт родительской семьи.

К факторам риска жестокого обращения родителей с деть­ми, по мнению ряда исследователей, относятся:

— алкоголизм, признаки асоциальной личностной де­формации и криминальность, психопатические черты в виде психической ригидности с аффективной возбудимостью;

–– незрелость родителей и их изолированность, отсут­ствие социально-психологической поддержки со стороны прародителей;

— низкая самооценка у родителей, снижение толерант­ности к стрессам и личностные проблемы;

— потребности родителей установить приоритет над ребен­ком, нарушение баланса власти; неравномерность привилегий;

— обсессивное поведение, жесткие моральные нормы;

— одиночество и плохое здоровье матери.

Следовательно, большое число семей с хроническими конфликтными отношениями, а также асоциальных, де­зорганизованных семей являются в настоящее время облас­тью повышенного риска эмоционального отвержения де­тей, необеспечения необходимостью условий для осуществ­ления витальных, жизненно необходимых потребностей детей в защите и уходе.

Другая область отношений, в которой реализуется соци­ализация детей, — сфера образования и государственные учреждений интернатного типа. Можно выделить следую­щие особенности этой сферы, в силу которых ребенок под­вергается риску эмоционального отвержения, психологи­ческого и физического насилия.

Помощь и особая защита, предоставляемая государством ребенку, временно или постоянно лишенному семейного окружения, осуществляются неоперативно и чрезмерно фор­мализованы.

Особые условия обучения и воспитания, создаваемые детям с физическими и психическими недостатками, при­водят к тому, что они испытывают серьезные социально-психологические проблемы, в том числе прямое притесне­ние и дискриминационное отношение при включении в ре­альную социальную среду. Особые условия обучения и воспитания для многих из них становятся формой социаль­ной и психологической изоляции и «изгойности».

Школьная среда в общеобразовательной школе, пережи­вающей нарастающую дифференциацию программ, внедре­ние «элитарных» форм обучения, создает зоны повышен­ной конфликтности между сверстниками различных соци­альных групп. Это приводит к повышению агрессивности в системе межличностных отношений.

Рост «социального сиротства» сопровождает вытеснение детей из неблагополучных семей на улицу, сокращение базы досуга детей школьного возраста, доминирование культа '«успеха через насилие». Большая группа детей находится в условиях криминального окружения и не только вовлекается в преступную деятельность, но и подвергается риску различ­ных форм насилия.

Таким образом, наблюдается рост факторов, существенно увеличивающих риск насилия.

Участники насилия.Насилие может быть частью любых отношений. Оно может произойти между совсем незнако­мыми людьми, только что познакомившимися на вечерин­ке, между долго живущими вместе людьми и друзьями. В случаях совершения насилия над детьми чаще всего винов­ником является человек, которого ребенок хорошо знал и доверял ему. По оценкам специалистов, от 25 до 75% ви­новниками насилия являются родственники. Часто они ис­пользуют в своем влиянии на ребенка подкуп, шантаж, угрозу, физическую расправу. В случаях домашнего насилия ребенок не чувствует опасности и страха, часто не обраща­ется за помощью, страдает от самого факта насилия и от предательства.

Жертва насилия— это любой, кто вовлекается в отноше­ния путем насилия, обмана или давления. Жертвой насилия может стать любой человек. Но статистика свидетельствует о том, что наибольшее количество насилия направлено на де­тей и молодежь. Объясняется это физиологическими и соци­ально-психологическими особенностями подростков: мень­шей физической силой и психологической уязвимостью, со­циальной и материальной зависимостью от взрослого. Определенную роль в формировании «комплекса жертвы» играют социальная незащищенность, страх перед будущим в условиях нестабильности общества. Виктимология, изучаю­щая жертвы преступлений, выделяет ряд биопсихосоциаль­ных признаков, характеризующих комплекс жертвы. Одним из таких параметров является социальная изоляция, робость, неуверенность в себе. Не существует прирожденных жертв, но приобретенные человеком физические, психические и со­циальные свойства и качества, такие, как пассивность, тру­сость, внушаемость, нестойкость, некритичность поведения и т.д., могут сделать человека жертвой преступления.

Насильники.В большинстве случаев человека, совершаю­щего насилие, отличает потребность доминирования над ок­ружающими, а способом подчинения себе — жестокость. Он бессознательно стремится к таким видам деятельности, ко­торые дают возможность удовлетворить эту потребность. Со­всем незначительная часть насильников имеют психические заболевания. Гораздо больше встречается лиц с акцентуиро­ванным характером. По данным М.Р. Табакова, среди на­сильников наиболее часты психопаты (49,7%), алкоголики (50,8%), олигофрены (36%), лица с органическими заболе­ваниями центральной нервной системы (63%).

4.2. ОСОБЕННОСТИ ОКАЗАНИЯ ПОМОЩИ ДЕТЯМ И ПОДРОСТКАМ, ПОСТРАДАВШИМ ОТ НАСИЛИЯ

Оказание помощи жертвам насилия направлено на сни­жение или максимально полное устранение возможных по­следствий перенесенного насилия и принятие мер по пре­кращению насильственных действий. Эта работа включает меры профилактического, диагностического и коррекционно-психотерапевтического характера. Специалисты выделя­ют ряд особенностей оказания помощи детям и подрост­кам, пострадавшим от насилия:

а) полное признание основных прав детей и подростков: право на жизнь, личную неприкосновенность, защиту, до­стойное существование;

б) анонимность или конфиденциальность, что повышает вероятность обращения жертв насилия за помощью. В случаях угрозы жизни и благополучию жертвы насилия психолог обя­зан вмешаться в ситуацию. Формирование чувства безопас­ности у жертв насилия — основа эффективной помощи*.

* Использованы методические рекомендации Ярославской медико-педагогической школы, подготовленные под руковод­ством В.А. Шелковой.

Обязательным аспектом помощи детям и подросткам яв­ляется разъяснение их основных прав:

— права на неприкосновенность;

— права на защиту своей чести;

— права доверять своим чувствам;

— права говорить «нет» взрослым;

— права рассказать о событии близкому человеку, если событие смущает или вызывает неприятие;

— права на получение помощи.

Для оказания эффективной помощи необходима полная и всеобъемлющая информация о пострадавшем, его окру­жении, семье. Эту информацию можно получить из бесед и интервью при совместной работе нескольких специалистов, ее достоверность зависит от степени доверия пострадавши? или их близких к специалисту. Информация должна содер­жать сведения о самой жертве, родителях и близких род­ственниках, о семейной ситуации (состав, статус, внутри­семейные отношения, внешние связи семьи, микроклимат). о доверенных лицах, о насильнике.

Определенное значение имеют пол консультанта, месте и обстановка проведения консультаций, уровень профессионализма психолога, позволяющие обеспечить максимум ува­жения, достоинства и серьезного восприятия ребенка и его проблем, минимум дополнительной психической нагрузки и отсутствие нанесения ущерба его личности

Признаки посттравматического синдрома характерны для всех жертв насилия. Глубина отрицательных последствий определяется обстоятельствами, среди которых выделяют тя­жесть и характер насилия, особенности социального окруже­ния и членов его семьи к факту насилия, индивидуальная толерантность ребенка к стрессорным воздействиям и др. Про­фессиональная психологическая помощь необходима каждо­му ребенку и подростку, пострадавшему от любого вида на­силия, и является наилучшим вариантом для выхода из постгравматического состояния с наименьшими последствиями для личности ребенка.

Таким образом, цель психологической помощи жерт­вам насилия в уменьшении отрицательного влияния пережи­той ребенком травмы на его дальнейшее развитие, предотв­ращение отклонений в поведении, облегчение реадаптации в обществе.

Исходя из этих целей психолог решает следующие прак­тические задачи:

— оценивает уровень психического здоровья жертвы на­силия и определяет показания к другим видам помощи (пси­хотерапевтической, психиатрической, терапевтической и т.д.);

— изучает индивидуально-психологические особенности ребенка с целью более адекватного их использования для решения возникших проблем;

— мобилизует скрытые психологические ресурсы ребен­ка, обеспечивающие самостоятельное решение проблем;

— осуществляет коррекцию личностных дисгармоний и социальной дезадаптации;

— выявляет основные направления дальнейшего развития личности;

— привлекает других членов семьи, родственников, свер­стников доверенных и референтных лиц к оказанию психо­логической поддержки пострадавшего ребенка.

4.3. ПСИХОДИАГНОСТИЧЕСКАЯ И КОНСУЛЬТАТИВНАЯ РАБОТА С ДЕТЬМИ И ПОДРОСТКАМИ, ПОСТРАДАВШИМИ ОТ НАСИЛИЯ

Проводя психодиагностику, психолог выбирает те или иные методы исследования в зависимости от конкретного случая, ситуации, особенностей ребенка, вида насилия и т.д. Наиболее используемыми являются следующие ме­тодики:

1. Психодиагностический опросник А.Е. Личко для опре­деления типа акцентуаций характера и наличия психопата ческих проявлений.

2. Цветовой тест М. Люшера для определения актуального психоэмоционального состояния клиента, его потребнос­тей, страхов и других индивидуальных характеристик.

3. Шкала уровня субъективного контроля Д. Роттера для исследования типа поведения и характера локализации от­ветственности.

4. Рисуночные тесты «Дом — Дерево — Человек», «Ки­нематический рисунок семьи», «Несуществующие живот­ные». «Неоконченные предложения» для определения зон психологического конфликта, сфер наибольшей тревоги, враждебности и «эго» состояний жертвы насилия.

Показаниямик психологическому консультированию яв­ляются: самостоятельное обращение ребенка или подростка, направление ребенка родителями, опекунами, педагогами или представителями других организаций, приглашение постра­давшего самим психологом. Первый вариант является наибо­лее предпочтительным в связи с наличием осознаваемой про­блемы и мотивации. В других случаях требуется дополнитель­ная предварительная работа по снятию тревоги, беспокойства, страха и связанных с ними психологических защит.

Как и в других случаях, основным методом психологичес­кого консультирования является интервью.

С помощью специальных вопросов и заданий, раскрыва­ющих актуальные и потенциальные возможности личности жертвы насилия, психолог продвигается во взаимодействии с клиентом от достижения принятия личности консультанта и ситуации интервью к сбору информации о теме взаимо­действия к личности клиента, от достижения взаимопонима­ния к совместному решению о возможных альтернативных путях и способах решения проблемы.

Во время интервью психолог может использовать другие известные методы, содействующие активности, смене чувств и переживаний, демонстрирующие ребенку, пострадавшему от насилия, безусловное принятие его личности, безоценоч­ное отношение. Часто эти результаты достигаются через раз­личные варианты слушания клиента (Т. Гордон):

1. Пассивное слушание (тишина). Это мощное невербальное средство, позволяющее ребенку почувствовать внимание к его личности и проблемам.

2 Реакция подтверждения, признания услышанного. Осу­ществляется с помощью вербальных реплик и невербаль­ных приемов (кивание головой, наклон вперед, улыбка, нахмурирование и др).

3. «Открывание дверей». Это специальные вопросы или замечания, позволяющие ребенку быть более открытым, поощряющие его высказывания.

4. Активное слушание, в ходе которого с помощью пере­фразирования услышанного психолог уточняет свои гипо­тезы и декодирует информацию клиента.

5. «Отражение чувств» — метод передачи сопереживания и понимания, предложенный американским психотерапев­том К. Роджерсом. При его использовании психолог стано­вится своеобразным зеркалом чувств ребенка, он помогает их осознать и вербализовать и тем самым содействует эмо­циональному отреагированию.

6. Обучение сублимации, т.е. выражению чувств в социаль­но-приемлемой, безопасной и потенциально-творческой форме.

7. Интерпретация. Это основа психологических методов воздействия, в результате которых ребенок или подросток получает новое видение ситуации на основе теории или лич­ного опыта психолога. Человек открывает для себя альтер­нативное видение реальности, отличающееся от картины, которую он сам представил о случившемся. Изменение этой картины способствует изменению поведения и настроения консультируемого.

8. Директива, при использовании которой психолог ясно показывает консультируемому, какое действие считает для него желательным, и предполагает, что клиент выполнит его указания.

9. Самораскрытие. Психолог делится личным опытом и переживаниями, показывает, что способен разделить ны­нешние чувства собеседника. Высказывания психолога по­строены на «Я-предложениях».

10. Обратная связь. Психолог дает возможность человеку понять как (каким) его воспринимают со стороны, дает конкретные данные для самовосприятия.

Метод имеет особое значение для подростков в связи с наличием у них многочисленных проблем и комплексов, усугубляемых комплексом жертвы насилия.

11. Логическая последовательность. Психологом объясня­ются последствия его мышления и поведения: «Если то-то». Метод дает возможность для рефлексий своих действий и переживаний, способствует развитию возможностей реф­лексивного поведения и принятия самостоятельных реше­ний.

12. Пересказ. Повторение сущности ситуации клиента и его мыслей психологом, которое активизирует обсуждение проблемы и улучшает ее понимание обеими сторонами.

13. Резюме, используемое в конце консультативной бесе­ды для суммирования суждений психолога и выводов кли­ента. Метод способствует прояснению результатов беседы и помогает перенести результаты интервью в реальную жизнь.

Целесообразно использовать в работе с подростками, по­страдавшими от насилия, «телефон доверия» как одну из наиболее адекватных для подростковой психологии форм пси­хологической помощи. Эта форма помощи обеспечивает ано­нимность, искренность, снимает страх унижения и различ­ных санкций, дает возможность прервать контакт, если он нежелателен. «Телефон доверия» предоставляет возможность использовать волонтеров-подростков, хорошо знающих мо­лодежную субкультуру и специально подготовленных к ра­боте на «телефоне доверия». Роль консультанта «телефона до­верия» состоит в помощи подростку в идентификации про­блемы, вербализации негативных эмоций, определении источников и установлении здоровых сохранных сторон лич­ности обратившегося за помощью с целью повышения уров­ня его самооценки, выявлении круга друзей и близких, ко­торые могли бы его поддержать, выработке плана действий в критической ситуации.

4.4. ПСИХОТЕРАПИЯ И ПСИХОПРОФИЛАКТИКА НАСИЛИЯ

Для того чтобы определить спектр психотерапевтической помощи жертвам насилия, необходимо учитывать как вне­шние признаки насилия, так и особенности детей и подро­стков, подвергнувшихся насилию. Обычно учитываются сле­дующие внешние признаки насилия: безнадзорность, эмо­циональное, физическое и сексуальное насилие. Первое проявляется в неухоженности, неопрятности, внешней за­пущенности ребенка, его дистрофичности, постоянных про­студных заболеваниях, несвоевременном лечении или от­сутствие такового, затяжных инфекционных заболеваниях, частых травмах. Психологическими последствиями безнад­зорности является социально-педагогическая запущенность ребенка. Второе выясняется из жалоб ребенка, расспросов его соседей, друзей, из которых формируется представле­ние о нем как объекте насмешек, обид, угроз, унижения, раздражения родителей, превращающих ребенка в своеоб­разного «козла отпущения», лишенного эмоционального тепла и ласки в семье. Третье проявляется в виде поврежде­ний на теле, ссадин, синяков, порезов, ожогов, переломов и несвоевременности или отсутствии при этом медицинс­кой помощи. Следствием насилия может быть чувство немо­тивированного беспокойства, тревоги, неуверенности, от­сутствие доверия к людям, замкнутость, отчужденность, приводящие к социальной дезаптации ребенка.

Сексуальное насилие отражается в рассказах ребенка, иг­рах идентичного типа с другими детьми и куклами, избега­нии медосмотра, страха посещения туалета, неадекватных реакциях на потенциальных насильников, необычном коли­честве сексуальных знаний, проявляющихся в рисунках или поведении. В ходе психотерапии учитывается тот факт, что в большинстве случаев имеет место сочетание различных видов насилия и готовность к поведению жертвы. При этом обра­щается внимание на следующие обстоятельства:

1. Особенности личности и психического состояния ре­бенка или подростка до факта насилия.

2. Вид перенесенного насилия и способность ребенка осоз­навать его сущность.

3. Глубину и тяжесть переживания факта насилия: от без­различия до тяжелых депрессий и суицидальных попыток.

Психологические последствия могут быть выражены в виде:

— закрепления личностных форм реагирования на наси­лие и предрасположенности вновь стать жертвой насилия;

— формирования на основе неотреагированного психо­травматического опыта устойчивых невротических состояний, депрессий, психосоматических заболеваний, нарушений со­циальной адаптации, сложностей вступления в брак и т.д.;

— виктимизации, которая может приводить к отклоня­ющемуся и делинквентному поведению.

Учитывая перечисленные выше обстоятельства, психоте­рапевтическую помощь можно проводить в следующих на­правлениях:

1. Ребенок и подросток — жертвы насилия (индивиду­альная и групповая психотерапия),

2. Семья и близкое окружение жертвы насилия (семейная и групповая психотерапия).

3. Школьный коллектив и группа сверстников (группо­вая психотерапия).

4. Педколлективы, общественные организации, правоох­ранительные органы (психопрофилактика).

Индивидуальная психотерапия проводится с детьми и подростками, находящимися в кризисном состоянии. Ее ос­новными задачами являются: преодоление отчужденности, нейтрализация аффективного состояния через создание ат­мосферы принятия доверия, безопасности, а также путем привлечения ресурсных состояний через использование гипносуггестивных методов. На первом этапе может применяться рациональная психотерапия, методы эриксоновского гип­ноза, гештальттерапии и нейролингвистического програм­мирования.

После установления доверия, воссоздания значительного личностного ресурса возможен переход ко второму этапу. Его задача состоит в выявлении основного психологическо­го конфликта и отреагировании травматических пережива­ний.

Отреагирование через осознание проблемы происходит у подростков с высоким уровнем развития самосознания и рефлексии. Для детей чаще всего используются психодрама­тическое отыгрывание травматических ситуаций через арт-терапию, телесно-ориентированные техники, игровую те­рапию.

Для подростков с высоким напряжением внутреннего конфликта это может быть отреагирование путем гипноанализа или соприкосновения с травматическим опытом в со­стоянии терапевтического транса. Это всегда очень тонкая и ответственная терапия, так как отреагирование травмати­ческой ситуации может происходить лишь при наличии до­статочного личностного ресурса. В противном случае повтор­ное переживание событий насилия лишь усиливает психо­травму. Подросток, имеющий достаточный личностный ресурс, может вывести проблему на уровень осознания и с помощью психолога произвести переориентирование с кри­зисного переживания на иные позитивные направления.

После отреагирования травматического опыта или пози­тивной переориентации основной проблемы у клиента ос­вобождается достаточно сил, которые следует направить на поднятие самооценки, формирование доверия к себе, уве­ренности в своих силах и конструктирование новых спосо­бов поведения и решения конфликтов, выработки актив­ности в борьбе со злом.

Острое кризисное состояние может длиться от одного до двух месяцев. В этот период жертвы насилия особо нуждают­ся в психотерапевтической помощи. В групповых формах эта поддержка необходима в более поздние периоды.

На третьем этапе применяется терапия творческим само­выражением, сказкотерапия, ролевые игры, транзактивный анализ и групповая психотерапия. Групповая психотерапия детей и подростков показана в случаях, когда контакт уста­новлен и пострадавший может говорить о волнующих его темах. Это может произойти после индивидуальной психоте­рапии или «телефона доверия», когда снимается аффектив­ная острая симптоматика. Обычно группа формируется из подростков, имеющих аналогичные проблемы. Именно в та­кой группе подросток может обрести понимание и сочув­ствие, ощутить себя в своей среде, рассказать о своих пере­живаниях, услышать опыт других, попробовать новые мо­дели поведения, не боясь осуждения, выработать новые способы адаптации, саморегуляции и самоконтроля и, на­конец, найти новых друзей, почувствовать уверенность в себе и перестать быть жертвой.

Группа может быть постоянно действующей (1—2 раза в неделю по 1,5 часа), открытой или закрытой. По содержа­нию это может быть:

— психодинамическая группа, целью которой является создание атмосферы поддержки и доверия, осознание и отреагирование собственных проблем, делающих подростков жертвами насилия; формирование новых способов поведе­ния в ситуациях насилия; сопротивление злу; повышение самооценки и раскрытие творческого потенциала;

— группа ролевого тренинга, направленная на отработку ролевых ситуаций в общении со взрослыми и сверстниками и осознание своей роли (жертвы) с возможностями ее из­менения;

— группа тренинга общения, направленная на формиро­вание конструктивного общения, партнерских способов ре­шения жизненных ситуаций, способов социально-психоло­гической адаптации в различных условиях;

— группа телесно-ориентированной терапии, имеющая целью снятие телесных зажимов и отреагирование травма­тического опыта через тело;

— группа терапии творческим самовыражением (рису­нок, лепка, танец), направленная на раскрытие внутренне­го потенциала, повышение самооценки и отреагирование травматического опыта через творчество;

— группы игровой психотерапии, в которых ребенок может разрешить свои сложные личностные проблемы и преодолеть аффективные состояния.

Возможны различные сочетания тех или иных сторон груп­повой работы с включением элементов тех или иных техник или следование одной стратегии в психотерапевтической ра­боте. Важным результатом психотерапии является способность ребенка в дальнейшем самостоятельно существовать и актив­но реагировать в возможных ситуациях насилия.

Семейная психотерапия показана в случаях, когда необ­ходимо помочь семье справиться с кризисным состоянием или при коррекции семейных отношений, если близкое ок­ружение ребенка является источником насилия. Психолог, взявший на себя роль помощника семьи, должен осознавать меру ответственности за свое вмешательство и быть гото­вым к натиску агрессии и деструктивности при нарушении ее стереотипов. В психотерапию должны включаться все по­коления семьи, участвующие в воспитании. В процессе пси­хотерапии должны решаться личностные проблемы членов семьи и проблемы семейного воспитания. Целью семейной терапии является помощь семье в осознании насильствен­ных способов воздействия на ребенка и попытка формиро­вания иных, более конструктивных способов взаимодей­ствия. Необходимо научить родителей любить детей такими, какие они есть, и за то, что они есть. В любом случае семей­ная терапия проводится при участии ребенка (см. работу с семьей).

Психопрофилактикой насилия может служить работа пси­холога с родителями и педагогами, специалистами по осоз­нанию собственных источников насилия, разъяснению их опасности, повышению ответственности за насильственные действия любого рода, выявлению и защите прав жертв насилия и способам предупреждения виктимного поведе­ния. Профилактическую задачу решает и специальная рабо­та по коррекции агрессивного поведения детей и подрост­ков, которые, как правило, сами являются жертвами наси­лия. Их восприятие мира, как враждебного и опасного, проецируется на адекватные отношения с этим миром. Яв­ляясь жертвами насилия в каких-то сферах микросреды, они часто становятся насильниками в школах, участвуют в криминогенных группах, совершающих насильственные про­тивоправные действия.

Групповые методы работы в таких случаях аналогичны, но ее цели направлены на осознание подростками причин агрессивного поведения, расширение предела терпимости, способов социального контроля, альтернативным агрессии, социально приемлемых способов поведения и разрешения жизненных трудностей.

Таким образом, создание системы психологической помощи детям и подросткам, пострадавшим от различных форм жестокого обращения, предполагает не только непосред­ственную работу с ними, но и деятельность по предупреж­дению ситуаций насилия. Важно обучить ребенка безопас­ному поведению, усилить его возможности самозащиты, снять комплексы неполноценности как основу виктимного поведения. Однако для профилактики жестокости и наси­лия в обществе нужны социальные комплексные програм­мы, которые бы включали различные направления работы:

— образовательные программы для детей и подростков;

— образовательные программы для педагогов, родителей и других взрослых, работающих с детьми и молодежью;

— создание специальных программ в масс-медиа, демон­стрирующих здоровые человеческие отношения, лишенные давления, принуждения и манипуляций;

— борьба с засилием программ, публикаций, транслиру­ющих жестокость и насилие, изобилующих аверсивными стимулами;

— создание «телефонов доверия», специальных кризис­ных центров, убежищ и приютов для жертв насилия;

— ориентация волонтерского движения в помощь со­циально дезадаптированным детям и подросткам по их реадаптации в обществе и др.

Основными принципами создания таких программ дол­жны быть принципы доступности, ответственности, досто­верной информации, активности.

Контрольные вопросы

1. Какова психология переживания насилия ребенком?

2. Какие действия можно считать насильственными по отно­шению к другому человеку?

3. Каковы формы насилия и основные группы риска, подвер­гающихся насилию?

4. Какова специфика домашнего насилия?

5. Всякий ли человек способен на насильственные действия? Имеется ли какая-то личностная предрасположенность к тако­му поведению?

6. Каковы психологические последствия насилия, перенесен­ного в детском и подростковом возрасте?

7 Чем характеризуется посттравматический синдром?

8. Какова цель психологической помощи детям, пострадав­шим от насилия?

9. В чем состоят особенности технологии кризисного консуль­тирования и кризисной психотерапии?

Вопросы для обсуждения на семинарских занятиях

1. Дети и насилие: основные понятия, социально-психологи­ческие аспекты.

2. Насилие в семье: психологическая характеристика.

3. Психологические механизмы формирования виктимного поведения.

4. Насилие в школе: обидчики и жертвы (психологические ас­пекты).

5. Технология психологического сопровождения детей и под­ростков, пострадавших от насилия.

Задания для самостоятельной работы

1. Разработайте программу психолого-педагогической профи­лактики насилия для школы, обоснуйте ее цели, задачи, стра­тегию, основные направления и формы работы.

2. Дайте психологическую характеристику младшего школь­ника (подростка), часто являющегося жертвой обидчиков в клас­се. Обоснуйте причины виктимного поведения.

3. Вспомните конкретный случай жестокого обращения с вами в детском возрасте. Опишите свое психоэмоциональное состоя­ние в тот момент.

Наши рекомендации