Психолого-педагогическое использование игрушек.

Требования к хранению игрушек.

1. Доступность игрушек для детей и возможность самостоятельно распоряжаться ими.

- стеллажи с открытыми полками, на которых отводятся постоянные места для игрушек;

2. Общий порядок в расположении игрушек, сохранение привлекательности каждой игрушки;

3. Сохранение самими детьми порядка в игрушечном хозяйстве, аккуратное обращение с игрушками (например, музыкальные игрушки лучше хранить в специальном застекленном шкафчике, д/и в специальном шкафу).

Методика ознакомления с новой игрушкой.

Методика ознакомления детей с игрушкой определяется теми задачами, которые хочет решить педагог (например, если задача – привлечь внимание ребенка к тому или иному предмету, изображению в игрушке, воспитатель показывает ее и подчеркивает присущие ей качества).

Привнесении сюжетно-образных игрушек нужно раскрыть их назначение, способы действия с ними.

Появлению веселой, забавной игрушки предшествует интригующее предупреждение (ожидание нового возбуждает интерес).

Если игрушка хрупкая и механизм требует осторожного обращения, нужно об этом предупредить детей, показать способы обращения с нею.

Любую игрушку нельзя отделять от игры, превращать в наглядное пособие. Дети осваивают игрушку в игре, в игровых действиях.

Процесс обыгрывания неодинаков для разных игрушек. Одни быстро входят в самостоятельные игры, другие требуют неоднократного обыгрывания. Например, знакомя детей с куклой, воспитатель использует элементы игры: от имени куклы рассказывает откуда она приехала, как и где жила, какие знает сказки, песни. Вызвав интерес и сообщив о ней все необходимое, педагог организует игру с новой игрушкой. Затем неоднократно показывает разнообразные игрушки – «спутники» куклы: одежду, предметы быта, труда.

Психолого-педагогическое использование игрушек.

Игрушке принадлежит важная роль в развитии ребенка. От того, какие игры и игрушки окружают ребенка, во многом зависит его интеллектуальное и личностное развитие – развитие способностей, воображения и творчества, эмоциональной сферы, нравственных ценностей, смысловых установок.

В настоящее время в РФ установилась стилийная практика односторонней оценки игр и игрушек к …. физической безопасности ребенка, без учета современных психолого-педагогических требований, направленных на развитие ребенка, обеспечивающее психологическое благополучие, его защиту от негативного воздействия.

В условиях свободного рынка ассортимент игрушек носит случайный характер, встречаются игрушки, которые отрицательно влияют как на здоровье ребенка, так и на его развитие.

В целях защиты интересов детей специалистам ДУ нужно активизировать работу с родителями в следующих направлениях:

- пропагандировать игры и игрушки, являющиеся педагогически ценными;

- разъяснять негативное воздействие отдельных видов игрушек;

- консультировать родителей по вопросам приобретения игрушек для своих детей и по использованию их при воздействии взрослого и ребенка в условиях семьи.

Наиболее педагогически ценными по рекомендации Мин. образования РФ, являются игрушки, обладающие следующими качествами:

1. Полифункциональностью. Игрушки могут быть гибко использованы в соотношении с замыслом ребенка, сюжетом игры в разных целях. Тем самым игрушка способствует развитию творчества, воображения, знаковой символической функции, мышления и др.

2. Возможность применения игрушки в совместной деятельности. Игрушка должна быть пригодна к использованию одновременно группой детей (в том числе с участием взрослого, как играющего партнера) и инициировать совместные действия – коллективные постройки, совместные игры.

3. Дидактические свойства игрушки. Такого рода игрушки несут в себе способы образования ребенка, ознакомлению с цветом и формой, могут содержать механизмы программированного контроля, например, электифицированные и электронные игры и игрушки.

4. Принадлежность игрушки к изделиям худ. промыслов. Эти игрушки являются средством художественно-эстетического развития ребенка, приобщают его к миру искусства и знакомят с народным художественным творчеством.

Следует всячески ограждать детей от отрицательного воздействия игрушек, которые:

1) провоцируют ребенка на агрессивные действия;

2) вызывают проявление жестокости по отношению к персонажам игры (людям и животным, роли которых выполняют играющие партнеры (сверстник и взрослый);

3) вызывают проявления жестокости по отношению к персонажам игр, в качестве которых выступают сюжетные игрушки (куклы, мишки, зайцы);

4) провоцируют игровые сюжеты, связанные с безнравственностью и насилием;

5) вызывают нездоровый интерес к сексуальным проблемам, выходящим за компетенцию детского возраста;

Правильно подобранные игрушки оказывают положительное влияние на ребенка и могут успешно использоваться как в условиях семьи, так и в жизни ДОУ (пед. процессе).

Таким образом, игрушка – непременная принадлежность детства, поэтому педагогам нужно учитывать, что смысл любой игрушки должен соответствовать детским интересам и запросам с учетом современной действительности.

Наши рекомендации