Тема: Экспертиза идей и решений

Цель работы: формировать умения работать с коллегами в режиме обсуждения, находить компромисс, обосновывать мнения и предложения.

Задачи:

1.Ознакомиться с методом экспертной оценки решений.

2.Выбрать для себя роль специалиста - эксперта, в качестве которого вы будете участвовать в экспертизе.

3.Попробовать проанализировать и оценить предложенные решения.

4.Научиться выдвигать обоснованные мнения и предложения.

Оснащение: комплекты табличек с предлагаемыми ролями специалистов-экспертов; листы для ведения протоколов обсуждения; формы экспертного заключения по количеству групп «экспертов».

МЕТОДИЧЕСКИЕ УКАЗАНИЯ И

ПОРЯДОК ВЫПОЛНЕНИЯ РАБОТЫ

Экспертиза идей и решений проводится с целью выявления наиболее рациональных, продуктивных и оригинальных идей, позволяющих эффективно решить ту или иную проблему. Поэтому анализ идей и решений проводится чрезвычайно внимательно. При оценке тщательно продумываются все идеи, даже те, которые считаются несерьезными, нереальными, абсурдными. В любой идее могут скрываться какие-то полезные элементы, рациональное зерно. При поведении экспертизы привлекаются наиболее компетентные лица, хорошо знающие обсуждаемую проблему, иногда с целью разностороннего рассмотрения решений приглашаются специалисты разных областей: экономисты, психологи, социологи, философы, независимые эксперты и т.д.

В процессе коллективной экспертизы проводится открытое обсуждение, обмен мнениями между экспертами. Эксперты должны выставлять свои оценки, защищать их, но в тоже время им следует быть готовыми к изменению своего мнения, если обосновывается другая оценка. Нужно выслушать все имеющиеся мнения и принять какую-то общую для экспертной оценки.

1.Объединиться в группы «Экспертов» по 3-5 человек.

2.Выбрать научного руководителя экспертизы, независимо от его специальности.

Прежде чем приступить к экспертизе, каждом из вас необходимо выбрать для себя одну из предложенных ролей – специалиста – эксперта, в качестве которого вы будете участвовать в экспертизе. Предлагаются следующие роли: психолог, педагог, министр образования, руководитель учебного заведения, экономист, независимый эксперт

4.Получить отчет группы «генераторов», работавших над выработкой идей и решений по выбранной проблеме.

5.Осмыслить суть проблемы, на решение которой направлены идеи. Задайтесь вопросами: Что привело к возникновению такой проблемы? Насколько серьезна проблема? Насколько актуально ее решение?

6.Внимательно изучите «банк идей».

7.Отберите наиболее оптимальные, продуктивные и оригинальные идеи. Для этого обменяйтесь мнениями со своими коллегами экспертами. Каждый «эксперт-специалист» оценивает оптимальность, продуктивность и оригинальность идеи с позиции своей роли, отрасли. Например, если эксперт-психолог, то необходимо проанализировать идею с точки зрения ее психологических оснований и следствий. Также с позиции отрасли деятельности оценивают и другие «специалисты».

8.Вести протокол обсуждения, где фиксируются мнения и оценки. Помните, что идея считается:

а) оптимальной, если приводит к решению проблемы с минимальными физическими, материальными, интеллектуальными и т.д. затратами в наикратчайшее время.

б) продуктивной, если максимально эффективно решает проблему.

в) оригинальной, если она нестандартна, неожиданна, неповторима, своеобразна, специфична, необычайна.

9.Привести критику отброшенных идей. Дать каждой отброшенной идее доводы и основания критики. Почему идея не годиться? Доводы фиксировать в протоколе.

10.Попытаться найти хотя бы одно рациональное зерно в отбрасываемой идее. Зафиксировать находки в протоколе.

11.Оформить экспертное заключение вашей группы, пользуясь протоколом обсуждения.

12.Защитить экспертное заключение и протокол обсуждения.

13.Сдать преподавателю протокол обсуждения и экспертное заключение.

Форма

ЭКСПЕРТНОЕ ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Экспертной группой _________________________________________________

(ФИО, должности)

____

____

/дата/ ____________ проведена экспертиза идей, предложенных для решения проблемы ____

(название проблемы)

На основании тщательного анализа и оценки экспертная группа пришла к следующему заключению:

1. Наиболее оптимальными, продуктивными призваны следующие идеи (перечень):___________________________________________________________________________

Основанием для этого являются: _________________________________________

_____

2. Не могут быть рекомендованы ниже названные идеи _______________________

____

На основании следующего______________________________________________

_____

3. Однако группа считает, что в некоторых не принятых идеях имеются рациональные элементы. Так, ____________________________________________

_____

Подписи экспертов __________________________________

Практическая работа № 8 (4 ч)

Наши рекомендации