Работа в тетради «Русский язык» №1. Упражнение 1 отработка зрительного восприятия и точности проведения линий в процессе дорисовывания

Упражнение 1 отработка зрительного восприятия и точности проведения линий в процессе дорисовывания. Выполняется самостоятельно.

Упражнение 2 совершенствование графического навыка в процессе отработки букв, которые учащиеся начальной школы иногда склонны заменять. Выполняется письменно фронтально. Первая строчка направлена на отработку написания заглавных букв Н, Ю, К.Перед началом работы нужно обязательно обсудить, чем эти буквы похожи и чем они отличаются. Если в классе есть дети, склонные к заменам этих букв, целесообразно именно их попросить рассказать об отличиях этих букв. Особое внимание при написании первого элемента этих букв необходимо обращать на место пересечения линии, завершающей петлю: оно должно точно совпадать с точкой пересечения вертикальной линии с линией рабочей строки. Вторая строчка направлена на отработку написания строчных букв н и ю.Обязательно нужно обсудить, чем эти буквы похожи и чем они отличаются. Учащиеся сами заметят, что именно те элементы, которыми буквы различаются, вынесены на строку и прописываются перед буквами. На свободных строчках можно повторить написание отрабатывавшихся ранее букв или отработать соединения, в которых ошибаются учащиеся класса.

Упражнение 3 совершенствование звукового анализа, сопоставление звукового состава и буквенной записи слов. Выполняется фронтально. При подведении итогов выполнения упражнения важно, чтобы учащиеся зафиксировали свое внимание на том, что разные слова (одно называет оружие, из которого стреляют, другое – пространство, покрытое травой и цветами; одно называет животное, другое – лес, тянущийся на много километров) звучат одинаково (не рекомендуется использовать термин «омонимы»), соответственно, имеют одинаковую звуковую модель. Здесь же нужно обратить внимание на то, что при совпадении звучания слова в парах пишутся по-разному. Учитель пишет на доске слова лук – луг, лиса – леса, предлагает поставить во второй паре ударение, понаблюдать, в каких случаях возникло расхождение произношения и написания и подводит к выводу, что глухой звук на конце и безударный гласный не стоит торопиться обозначать буквой, опираясь на произношение.

Упражнение 4 повторение написания словарных слов. Слова проговариваются хором орфографически, потом учащиеся самостоятельно вписывают буквы, после этого осуществляется проверка – учащиеся по цепочке сообщают, какие буквы они вставили, и учитель предлагает самостоятельно списать слова. Дополнительное задание: придумать с каждым словарным словом предложение, самое интересное записать в рабочую тетрадь под диктовку учителя.

Упражнение 5 отработка умения задать вопрос к имени существительному. На доске целесообразно написать вопросы кто? что? и предложить учащимся в парах письменно выполнить упражнение. Проверку выполнения можно провести разными способами: по порядку читать вопросы и слова первого столбика, потом второго; предложить прочитать только те слова первого, а потом второго столбиков, которые отвечают на вопрос кто?, а потом также прочитать слова, которые отвечают на вопрос что?

Дополнительное задание: предложить продолжить работу в парах и в свои рабочие тетради одному записать слова из упражнения, которые отвечают на вопрос кто? , а второму – слова, которые отвечают на вопрос что? Запись: кто? брат, мама и т.д.

Упражнение 6 закрепление действия списывания. Перед выполнением важно попросить учащихся воспроизвести алгоритм списывания, проставить в словах ударение. Целесообразно дифференцировать объём выполнения упражнения, предложив учащимся, испытывающим трудности, не списывать последнее предложение. Возможную трудность может представлять списывание слов не __ должны, расходиться, поэтому целесообразно обратить особое внимание учащихся на эти слова и попросить подчеркнуть опасные места.

Дополнительная работа на уроке: 1. Зрительный диктант: попросить учащихся очень внимательно прочитать первое предложение упражнения 6, 1-2 минуты молча запоминать само предложение и написание слов, а потом, закрыв тетрадь на печатной основе, в рабочей тетради записать это предложение, после чего открыть тетрадь и сверить написанное. 2. После внимательного прочтения второго предложения упражнения 6 записать его под диктовку в рабочую тетрадь, потом открыть тетрадь на печатной основе и сверить написание, самостоятельно исправив ошибки.

Ваш комментарий к уроку

___________

___________

___________

___________

___________

Урок 7

Задачи урока: активизировать речевую ситуацию представления при знакомстве; знакомить с собственными именами и их написанием; учить работать в паре; отработать порядок действий при списывании.

Работа по учебнику

Упражнение 1 (речь) организует обсуждение ситуации знакомства и представления себя. Выполняется фронтально. Учитель читает текст из рассказа В. Драгунского и последовательно задает вопросы к упражнению. Особое внимание следует обратить на вопрос «Как обычно задают вопрос, когда хотят познакомиться?», т.к. некоторые ученики не владеют речевыми формулами вежливого знакомства и представления. Учителю необходимо не только получить ответы учеников, но и познакомить их с выражениями речевого этикета в общении с ровесниками и взрослыми: «Извини, можно с тобой познакомиться?», «Давай познакомимся: меня зовут Дима. А как тебя зовут?», «Извините, пожалуйста, как Вас зовут?», «Простите, я не знаю Вашего имени и отчества». Также следует обратить внимание учеников на то, что невежливо и грубо звучат обращения к собеседнику, «Эй, как тебя», «Эй, вы…», «Ну, ты..», «пацан». Необходимо объяснить ученикам, что при знакомстве, в первые минуты общения, собеседник уже может представить, с воспитанным, вежливым или невоспитанным, невежливым человеком он общается. В заключение обсуждаются ситуации речевого общения, в которых необходимо называть свое имя или имя и фамилию (представление себя): знакомство, запись в секцию, библиотеку, на приеме у врача, при покупке железнодорожного или авиабилета.

Обратите внимание Одной из проблем современного русского речевого этикета является проблема обращения к незнакомому взрослому человеку. В советское время таким обращением – без учета пола собеседника – было слово «товарищ», которое постепенно выходит из употребления в функции обращения и в данной функции практически незнакомо ученикам младшего школьного возраста. Обращения взрослых друг к другу или младших к старшим с использованием слов «мужчина» и «женщина» также нельзя признать нормативными, однако в современной речи, к сожалению, отсутствуют слова, способные заместить нейтральное «товарищ» или слова «мужчина» и «женщина». Попытки ввести в речевую практику обращения «господин», «госпожа», «сударь», «сударыня» выглядят искусственными и пока не являются нормативными (за исключением слов «господин», «госпожа» в деловой переписке, о чем ученикам первого класса сообщать нецелесообразно). Таким образом, перед учителем встает проблема: какой вариант обращения к незнакомому взрослому человеку представить ученикам 1-го класса в качестве нормативного. Для решения этой проблемы рекомендуем смоделировать и проиграть с учениками ситуации обращения к взрослым незнакомым людям, акцентируя внимание учеников на том, что наиболее приемлемым является вариант, в котором нет собственно обращения, например: 1. Ситуация «В автобусе нужно пройти к выходу». Варианты: а) «Женщина, вы выходите?» - неверный; б) «Тетенька (бабушка), вы выходите? – неверный; в) «Извините, пожалуйста, вы выходите?» - верный. 2. Ситуация «Прохожий уронил перчатки и не заметил». Варианты: 1. «Мужчина, вы потеряли перчатки» - неверный, б) «Дяденька (дедушка), вы перчатки потеряли» - неверный; в) «Простите, пожалуйста, не вы потеряли перчатки?» - верный. Рекомендуется на этом и последующих уроках моделировать подобные ситуации, чтобы ученики закрепили формулы речевого этикета при обращении к взрослыми незнакомым людям, что будет способствовать повышению уровня речевой культуры первоклассников и их успешной социализации.

Рубрика «Обрати внимание» подводит итоги анализа ситуации и проблемных вопросов из упр.1.

Рубрика «Давай подумаем» организует наблюдение за собственными именами. Выполняется фронтально. Для усиления восприятия, особенно в классах, где ученики испытывают трудности в изучении русского языка, рекомендуется вынести на доску сочетания слов из рубрики, записав их в столбики, чтобы ученики более четко увидели повторяемость нарицательных существительных (термины ни в коем случае не вводятся!) и уникальность собственных имен. Вероятно, многие ученики не смогут ответить на вопрос, почему некоторые слова повторяются. Чтобы стимулировать мышление учеников, следует сказать следующее: «Ребята, вас в классе 30 человек, и все вы ученики. И любого второклассника, третьеклассника и даже одиннадцатиклассника можно назвать словом «ученик». Но каждый из учеников особенный, неповторимый, ни на кого не похожий, у каждого свое, собственное имя» (то же самое говорится о городах, реках и т.п.).

Упражнение 2 (язык) организует наблюдение за собственными именами как словами, несущими более полную, конкретную информацию (называются признаки, доступные для восприятия учеников 1-го класса). Выполняется фронтально. Если учитель обнаружит, что не все учащиеся уяснили данный признак собственных имен, рекомендуется использовать следующий прием: произносить предложения без имен собственных, например: Мою кошку зовут (ясно ли из данного предложения, как зовут кошку?) – важно, чтобы ученики сами задали вопрос: «Как зовут вашу кошку?». Получив ответ, например, Мою кошку зовут Марта, ученики придут к выводу, что это собственное имя кошки.

Рубрика «Тайны языка» обобщает результаты наблюдений в упр. 1 и 2 и дает первоначальные представления об именах собственных и их правописании – «пишутся с прописной (заглавной) буквы». Рекомендуется сообщить ученикам, что подробнее с собственными именами они познакомятся в 3-ем классе.

Упражнение 3 (язык) закрепляет первоначальные представления об именах собственных. Выполняется фронтально (сильным ученикам может быть предложено для самостоятельной работы с обязательной последующей проверкой).

Упражнение 4 (язык) работа в парах закрепляет признак имени собственного – правописание с заглавной (прописной) буквы, организует работу в парах.

Обратите внимание Уже с первых уроков в 1-ом классе необходимо учить работать в парах, группах, т.к. парная и групповая работа способствуют не только успешной социализации учеников младшего школьного возраста, но и формируют личностные и метапредметные универсальные учебные действия. Однако следует иметь в виду, что обращение учителя: «А теперь, ребята, выполните вместе с соседом по парте это упражнение» - не имеет никакого отношения к парной работе: парной работе необходимо учить. В связи с этим рекомендуется выделить тех учеников (они могут сидеть за разными партами), которые готовы к совместной работе (возможно, в классе будет только одна пара). В этом случае рекомендуется после проработки задания к упр. 3 предложить ученикам, работающим фронтально, выписать собственные имена, а в это время поработать с учениками, которые работают в паре: после чтения задания организуется обсуждение («что, в какой последовательности мы будем делать»). Учителю необходимо помнить, что в данный момент он учит двух учеников совместной работе: можно продемонстрировать свое «непонимание» задания или несогласие с последовательностью его выполнения. Например, учитель считает, что в упр. 4 нужно самим придумывать фамилии (хотя рядом с текстом стихотворения даны подсказки). Можно предположить, что кто-то из двух учеников будет возмущен таким непониманием («Вы что, не видите, что даны подсказки!?») или оба ученика без анализа ошибочного предложения учителя согласятся с ним, опираясь на учительский авторитет. В обоих случаях для учителя это сигналы «непарной» работы: в первом случае возмутившийся ученик будет не сотрудничать с напарником, а «руководить» им, «продавливать» свою правоту без учета мнения партнера. Во втором случае оба ученика продемонстрируют пассивность перед другой точкой зрения, неспособность ее совместного обсуждения. Задача учителя – скорректировать реакции учеников, научить их прислушиваться друг к другу и договариваться в процессе обсуждения, т.к. цель парной работы – научить сотрудничеству, вниманию к другой точке зрения, учету пожеланий партнера при анализе совместной проблемы. Обучение парной работе не может быть фронтальным, нельзя, опираясь на значок парной работы («тандем, велосипед с двумя сиденьями»), автоматически организовать весь класс на правильное и эффективное ее выполнение. На последующих уроках учитель наблюдает за учениками, выделяет следующие пары, объединяет «новичков» с теми, кто уже обучен работать в паре.

Упражнение 5 (язык) закрепляет материал о собственных именах, повторяет порядок действий при списывании. В классах с невысоким темпом работы может не проводиться.

Наши рекомендации