Лучшее обучение общению – это общение”.

Программа непрерывного профессионального развития

Учителя английского языка

МОУ многопрофильной гимназии № 12 города Твери

МИШИНА АНДРЕЯ ВАЛЕНТИНОВИЧА

«Формирование коммуникативных и информационных компетентностей на уроках английского языка в профильных лингвистических классах (на основе внедрения в практику обучения авторской программы по английскому языку)»

Тверь 2006 – 2012 гг

«Чуткие, внимательные и восприимчивые к интересам школьников, открытые ко всему новому учителя – ключевая особенность современной школы»

ИНФОРМАЦИОННАЯ СПРАВКА

Лучшее обучение общению – это общение”.

Кредо педагога Мишина А.В.

Чтобы работать творчески, надо поверить в то,

что ты на это способен.

Е.И.Пассов

Мишин Андрей Валентинович – учитель английского языка высшей квалификационной категории, классный руководитель высшей квалификационной категории, Заслуженный учитель РФ, Почетный работник общего образования Российской Федерации. Победитель районного конкурса «Учитель года - 1995». Победитель конкурса лучших учителей Российской Федерации в 2006, 2010 годах в рамках ПНПО.

Общий педагогический стаж – 23 года, все эти годы постоянно работает в муниципальном образовательном учреждении многопрофильной гимназии № 12 города Твери.

Учитель глубоко анализирует свою деятельность, выявляет наиболее значимые проблемы и находит эффективные пути их решения.

ü 1994 год – инициировал создание профильных лингвистических классов в школе;

ü 1995 год – на базе МОУ СОШ № 12 возглавил созданный по инициативе Управления образования администрации города Твери межшкольный методический центр по инновационным педтехнологиям в обучении английскому языку;

ü 1997 год – организовал первые лингвистические стажировки в Великобританию для обучающихся школы;

ü 1997 год – эксперт по аттестации учителей английского языка на высшую квалификационную категорию;

ü 1998 год – внештатный методист Тверского областного института усовершенствования учителей, член жюри городских и областных олимпиад школьников по английскому языку, член Совета кабинета иностранных языков ТОИУУ;

ü 1998 год – выпуск первого лингвистического профильного класса (100% выпускников успешно поступили на бюджетные места вузов Москвы и Твери, из них 95% - по профилю)

ü 2001 год – разработанные программы по английскому языку для классов с углублённым изучением получили высокую экспертную оценку преподавателей и методистов ТвГУ и ТОИУУ, в школе официально появились классы с углублённым изучением английского языка;

ü 2002 год – внедрение в практику обучения Интернет-технологий, распространение своего педагогического опыта по данной проблеме;

ü 2003 год – авторская программа «Интеллект» по работе с одаренными и высокомотивированными детьми;

ü 2004 год – внедрение в практику обучения авторских и модифицированных программ элективных курсов по предпрофильной и профильной подготовки обучающихся

ü 2006 год – член городского Экспертного Совета по английскому языку (аттестация учителей на высшую квалификационную категорию, председатель жюри городского тура всероссийской олимпиады школьников по английскому языку, экспертиза педагогического опыта учителей и т.д.)

ü 2006 год – победитель конкурса лучших учителей РФ, старший преподаватель кафедры английского языка Тверского государственного университета (разработан и апробирован авторский спецкурс для студентов 4 курса факультета иностранных языков «Современные инновационные технологии в преподавании иностранных языков»)

ü 2007 год – авторская методическая система «Комплексная педагогическая технология в преподавании английского языка – компетентностно-деятельностный подход» представлена на федеральном уровне

ü 2009 год – разработана и внедрена авторская программа повышения квалификации учителей английского языка на базе МОУ СОШ № 12 города Твери («Дифференцированный подход на курсах ПК учителей английского языка»)

Наименование программы непрерывного профессионального развития   Формирование коммуникативных и информационных компетентностей на уроках английского языка в профильных лингвистических классах (на основе внедрения в практику обучения авторской программы по английскому языку)
Автор программы   Мишин Андрей Валентинович, учитель английского языка высшей квалификационной категории, Заслуженный учитель РФ, Почетный работник общего образования Российской Федерации. Победитель федерального конкурса лучших учителей РФ в 2006 году
Цели и задачи программы   - совершенствование собственной методический системы: профессиональная идентичность учителя английского языка (получение статуса соискателя по данному направлению) - совершенствование содержания и технологий в образовательном процессе с ориентацией на компетентностный подход в обучении английскому языку (формирование информационных и коммуникативных компетентностей); - совершенствование вариативной системы профильного обучения (в частности внедрение в практику обучения лингвистического направления) в системе многопрофильной базовой школы Тверского региона - изменение системы повышения квалификации учителей английского языка с переносом акцента ПК в практико-ориентированную сторону переподготовки учителя
Источники практической реализации целей и задач программы   - авторская программа обучения английскому языку в 5 – 11 профильных лингвистических классах (на основе собственной методической системы «Авторская программа с концепций и моделью деятельности по использованию комплексной инновационной технологии») - комплексная инновационная технология на основе коммуникативно-ориентированного метода обучения иноязычной культуре, проектной и информационно-коммуникационных технологий - авторская программа повышения квалификации (Модули повышения квалификации педагогов «Комплексная инновационная технология в обучении английскому языку», «Тестовая форма итоговой аттестации по иностранным языкам (английскому, немецкому и французскому). Технология подготовки учащихся к сдаче Единого государственного экзамена по иностранным языкам (английскому, немецкому и французскому)»).
Важнейшие индикаторы и показатели программы   - удельный вес численности учащихся 5 – 11 классов МОУ СОШ № 12 (и других ОУ региона), обучающихся по авторской программе по формированию ключевых информационных и коммуникативных компетентностей
  - удельный вес численности учащихся 11 классов успешно сдающих ЕГЭ по английскому языку
    - удельный вес численности учителей Тверской области прошедших повышение квалификации и профессиональную переподготовку для осуществления обучения на основе комтентентностно-деятельностного подхода в обучении английскому языку
Прогнозируемые конечные результаты реализации программы   1. апробация и внедрение авторской программы обучения английскому языку в 5 – 11 классах в сети профильного (в частности лингвистического) образования в базовой инновационной школе Тверского региона
  2. увеличение доли учащихся, получающих образование с использованием комплексной технологии (по формированию коммуникативной и информационной компетентностям);
    3. увеличение доли учащихся, прошедших обучение по авторской программе и успешно поступивших в учебные заведения высшего образования по результатам единого государственного экзамена;
    4. увеличение количества педагогов базовой инновационной школы, владеющих приемами, навыками, способами формирования ключевых компетентностей обучающихся (ККО)
    5. расширение многообразия проектной и программной деятельности субъектов процесса формирования ключевых компетентностей  

Краткая презентация используемых инновационных образовательных технологий (инновационных технологий)

Формирование коммуникативных и информационных компетентностей на уроках английского языка в профильных лингвистических классах (на основе внедрения в практику обучения авторской программы по английскому языку)

Название используемой(ых) инновационной(ых) образовательной(ых) технологии(й) (инновационной(ых) технологии(й)

КОМПЛЕКСНАЯ ИННОВАЦИОННАЯ ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ТЕХНОЛОГИЯ включает: коммуникативно-ориентированная педагогическая технология проектный метод обучения (включая «кейс-технологию» и дискурс-компетенцию речемыслительной деятельности) информационно-коммуникационные технологии (включая Интернет-технологии, web-проекты, презентации в Power Point лингафонный практикум, работа с лингвистической спецлитературой и словарями, лингвистические стажировки, научно-исследовательская деятельность обучающихся)

Обоснование актуальности проблем, решаемых с помощью инновационной образовательной технологии (инновационной технологии)

Анализ исходной ситуации, проблем, противоречий, причин и последствий Активное внедрение в практику обучения комплексной образовательной технологии на основе коммуникативного, проектного и информационного подходов в преподавании английского языка в 5 – 11 профильных классах полно отражает современную стратегию в модернизации образования, в частности в обучении английскому языку в профильных лингвистических классах с углублённым изучением английского языка. Разработанная под данную технологию авторская программа Заслуженного учителя РФ Мишина Андрея Валентиновича включает материал, не содержащийся в базовых программах по иностранному языку: весь материал строится на совершенно новых учебных текстах, условно-речевых и собственно-речевых упражнениях, лексический уровень в три раза превышает объем знаний у учащихся, занимающихся по стандартным программам. Делается серьезный акцент на развитие письменной и устный речи в формате российских и европейских международных экзаменов независимой оценки качества образования (Единый государственный экзамен, Первый международный кембриджский сертификат). Основной стратегией обучения, которая чётко зафиксирована в данной программе по английскому языку для 5 - 11 лингвистических классов, выступает личностный коммуникативно-ориенти­рованный подход, ставящий в центр учебно-воспитательного про­цесса личность школьника, учет его способностей, возможностей и склонностей. Это реализуется на основе дифференциации и индивидуализации обучения, использования новых обучающих технологий (в т.ч. и информационно-коммуникационных и проектных технологий), введение профильного образования, а также использова­ния возможностей национально-регионального и школьного ком­понентов базисного учебного плана. СОШ №12 г. Твери является одной из первых, в которой были открыты классы с ранним обучением английскому языку, лингвистические классы с изучением английского языка на средней и старшей ступени обучения. В профильном лингвистическом классе предполагается расширение и углубление содержания типовой программы изучения иностранных языков в зависимости от профиля школы. Реализация содержания образования на профильном уровне предусматривает увеличение доли самостоятельной работы учащихся (работа с различными информационными источниками, составление рефератов, устных сообщений, написание сочинений и т.д.). Элективные курсы помогают адаптировать содержание профильного обучения к условиям социума. Сложность работы в профильном классе состоит в том, что нет учебника, который бы полностью соответствовал требованиям уровневой дифференциации материала, поэтому многие учителя пытаются решить эту проблему по-своему, делая акцент на том или ином компоненте языка или на организационных формах проведения занятий. Сегодня образовательный рынок предлагает различные вариативные линии реализации содержания образования, которые обеспечены УМК, но каждый учебник кроме плюсов имеет и свои минусы: нет четкой организации в подаче лексического и грамматического материала, мало лексических и тем более грамматических упражнений. Фонетическая сторона языка представлена в отечественных учебниках в очень ограниченных объёмах. Таким образом, учитель вынужден адаптировать содержание современных учебников для достижения целей профильного обучения в лингвистическом или филологическом классе. Вниманию учителей предлагаются готовые, разработанные программы изучения иностранного языка, например программа для класса с естественно-математической направленностью, которая соответствует общеобразовательному уровню (уровень А). В программах профильного уровня, в отличие от общеобразовательных, предполагается овладение языковой компетенцией на основе расширения фонетической стороны речи и овладения набором интонационных структур. Актуальное значение имеет объёма лексики в соответствии с тематикой выбранного профиля, объёма текстов для чтения и аудирования (уровень А – 2100 печатных знаков, уровень В - 2600). Развитие речевой компетенции предполагает расширение тематики диалогов и монологов профильной направленности, чтение и аудирование дополняется текстами в рамках выбранного профиля, акцентируется внимание на переводе профессионально – ориентированных текстов. Для становления социокультурной компетенции расширяется страноведческая информация с учётом профиля класса. Проблемазаключается в том, что нечётко в методических рекомендациях прописаны требования к уровню подготовки учащихся профильного лингвистического класса. Нет конкретно разработанной программы для лингвистического профиля, которая бы определяла отбор предметного содержания обучения и организационные формы проведения занятий в профильном классе, что явилось предпосылкой для разработки авторской программы изучения английского языка. Для решения данной проблемы была разработана авторская программа обучению английскому языку в профильных лингвистических классах, в которой были учтены основные аспекты изучения языка, оказывающие влияние на становление языковой и коммуникативной компетентности: фонетика, грамматика, аналитическое чтение, техника перевода. Предлагаемая программа предназначена для обучения английскому языку в классе с лингвистическом профилем и прошла апробацию в течение десяти лет. В ходе апробации шло переосмысление аспектов, происходили изменения в тематике, в подборе произведений, в распределении часов. Программа оказала существенное влияние на общее психическое, интеллектуальное развитие учащихся, выработала активное эмоционально-осмысленное восприятие окружающего мира, повысила интерес школьников к изучению английского языка, создала условия для самосовершенствования и приобретения определенного социального и жизненного опыта. ВЫВОД: Противоречия: профильное лингвистическое обучение, международный уровень языковой сертификации обучающихся, российский ЕГЭ по иностранному языку (заметим, что первый год сдачи ЕГЭ по английскому языку в Тверском регионе выявил низкий в среднем уровень качества обученности и явился ниже среднего по сравнению с РФ в целом) с одной стороны и отсутствие в реальной практике эффективных технологий, методов, программ и УМК для обучения в данном профиле. Наметилось также основное существенное противоречие связанное с отсутствием должным образом сформированных ключевых компетентностей:
  • несоответствием существующих образовательно-воспитательных компетентностей выпускника современным требованиям, овладения которыми рассматривается как способность человека реализовывать свои замыслы в условиях информационно- коммуникативного пространства;
и проблемы для обучающиеся школы, в т.ч. при изучении иностранных языков:
  • несмотря на приближенность к современным информационным технологиям, обучающиеся школы не всегда умеют самостоятельно искать нужную информацию, систематизировать ее, выделять причинно-следственные связи.
  • проблемы создания новой информации, не столько содержательные, сколько коммуникативные, уровни развития устной и письменной речи.
Новые средства обучения: комплексная технология, сочетающая в себе коммуникативно-орииентированный метод с использованием проектной и ИК-технологиями на уроке английского языка в профильном лингвистическом классе Новые условия образовательной деятельности: профильные лингвистические классы в условиях становления модели российской еврошколы (региональная площадка) в рамках стратегии РФ «НАША НОВАЯ ШКОЛА» и школьной целевой Программы «Компетентностный подход как механизм формирования качественного образования в школе»
Обоснование выбора инновационной образовательной технологии Внедрение в практику обучения английскому языку комплексной образовательной технологии позволяет формировать и развивать ключевые компетентности и в первую очередь информационную и коммуникативную, помогает развивать самостоятельную мыслительную деятельность обучающихся. Наблюдается повышение уровня теоретической подготовки учащихся по лингвистическим и в общем филологическим дисциплинам. Приобретённые личностные качества способствуют решению задач личностного и профессионального самоопределения. Разработанная под данную технологию авторская программа учитывает индивидуальный уровень развития учащихся и направленность профессиональных интересов. ВЫВОД: 1. разработка авторской программы обучения в 5 -11 профильных лингвистических классах с углубленным изучением английского языка (проведена 10-летняя апробация, положительный результат, положительное экспертное заключение Департамента образования Тверской области и кафедр факультета иностранных языков Тверского госуниверситета и областного ИУУ) 2. использование альтернативных УМК западного издательства Express Publishing с разработкой дополнительных авторских дидактических материалов 3. использование комплексной технологии - как эффективное сочетание коммуникативно-ориентированного метода и ИКТ на уроках в профильных лингвистических классах 4. выстраивание альтернативной модели российской Еврошколы с соблюдением принципов Концепции проф. В.Сафоновой "Модель Еврошколы в РФ" 5. формирование базовых компетентностей:
  • информационная компетентность (умение искать, анализировать, преобразовывать, применять информацию для решения проблем);
· коммуникативная компетентность включает знание необходимых языков, способов взаимодействия с окружающими людьми и событиями, навыки работы в группе, владение различными социальными ролями в коллективе, а также умением эффективно сотрудничать с другими людьми 3. Теоретическая база предъявленного опыта В основе программы – концептуальные положения российской научно-методической школы коммуникативного развивающего метода Е.И.Пассова.Коммуникативный метод означает направленность всего процесса обучения на формирование речевых умений. Одно из самых важных умений человека – способность общаться с другими людьми. На уроке происходит обучение общению через общение. Ученик становится субъектом процесса обучения. Выстраиваются субъект-субъектные отношения обучающего и обучающегося, таким образом, развивается личность ребёнка. В умении вести диалог, совместно решать поставленные цели, реализуется принцип сотрудничества. Содержание апробированной комплексной педагогической технологии и авторской программы способствует интеллектуальному, творческому, эмоциональному развитию школьников, предполагает широкое использование методов активного обучения Изучая иностранный язык, учащийся знакомится с культурой другого народа, расширяет знания и кругозор. Использование наглядности, аудио, видео, способствует не только более эффективному усвоению учебного материала, но и поддерживает интерес к изучению предмета. ВЫВОД: Обучение строится на основных теоретических постулатах коммуникативной концепции: 1. Принцип овладения всеми аспектами иноязычной культуры[1] через общение. 2. Принцип взаимосвязанного обучения аспектам иноязычной культуры. 3. Принцип моделирования содержания аспектов иноязычной культуры. 4. Принцип управления учебным процессом на базе его квантования[2] и программирования. 5. Принцип системности в организации обучения иностранным языкам. 6. Принцип обучения иностранным языкам на основе ситуации как системы взаимоотношений. 7. Принцип индивидуализации в овладении иностранным языком. 8. Принцип развития речемыслительной деятельности и самостоятельности учащихся в овладении иностранным языком. 9. Принцип функциональности в обучении иностранному языку. 10. Принцип новизны в обучении иностранным языкам. В разработке проекта также привлечен позитивный опыт ведущих методистов Великобритании В.Эванс, Дж.Дули и В.Оби. Данная зарубежная методическая школавыстраивает систему обучения в основе которой также положены принципы когнитивно-коммуникативного обучения. Методистами Великобритании разработан грамотный Портфолио учебных и внеучебных достижений, в основе которого положен «Языковой портфель» Крайста (как основополагающий принцип градации в системе языкового обучения граждан Европы). Итак, языковой портфолио обучающегося в профильном классе - • это средство содействия многоязычию и пониманию многообразия культур; • это собственность осваивающего язык; • он всеобъемлюще оценивает языковую и межкультурную компетенцию и опыт осваивающего язык; • это средство для развития самостоятельности, или автономии, осваивающего язык; • он выполняет как педагогическую, так и информирующую функцию; • он опирается на общие уровни владения языком, охарактеризованные в «Общих основных установках Европы в освоении языков»; • он побуждает рассматривать самооценку (обычно дополняющуюся оценкой учителя) в контексте с оценкой экзаменаторов и образовательных учреждений;

ДОРОЖНАЯ КАРТА

Наши рекомендации