Структура и нравственно-эстетические аспекты процесса труда

Обучающая и воспитывающая эффективность труда зависит от того, насколько удается его организовать, добиться производи­тельности, несущей моральное удовлетворение трудящемуся, вы­зывать у него эстетические чувства. Прекрасная и нравственная сущность труда проявляется с особой силой, когда его процесс организуется как система, с четко выраженными и взаимодейст­вующими основными структурными элементами.

Ведущий элемент системы—цель труда. Она может быть представлена в нескольких видах: как личная и коллективная установка, как конкретное трудовое задание, как стремление лич­ности к приобретению знаний, умений, навыков, способов творче­ской деятельности, как средство нравственно-эстетического разви­тия детей, формирования у них моральных качеств, умения видеть красоту окружающего мира, любоваться ею, использовать в твор­ческом труде. Все эти грани общей цели в процессе труда реша­ются в единстве, способствуют эффективной реализации друг дру­га. Приобщение учащихся в доступных формах к труду подводит их к осознанию того, что в обществе любой труд не только обще­ственная обязанность и долг, но и средство обогащения человека нравственными и духовно-эстетическими ценностями. К формиро­ванию у школьников психологической установки на труд при-

влекаются средства массовой информации, литература и искусст­во. Укрепление социально ценных установок, мотивов, побуждаю­щих детей к труду, происходит в процессе трудовой деятельности под руководством учителей труда, наставников, всего педагогиче­ского коллектива, родителей.

Установка на конкретное трудовое задание во время занятий в мастерских осуществляется путем показа образцов выполнения трудовых операций. Нравственно-эстетическое отношение школь­ников к трудовому заданию активизируется в результате поста­новки перед ними личностно значимой перспективы. Укрепляя навык, формируя сноровку, систему умений, труд активно способ­ствует самоутверждению ребенка, дает ему возможность почувст­вовать себя сильным, ловким, умелым. Свободное владение навыком создает благоприятные условия для творчества и духовного само­выражения, рождает у детей ощущение и переживание выс­шей эстетической радости от самостоятельно сотворенной красоты.

Важный элемент структуры труда —его процессуальная, дея­тельная сущность. В процессе труда проявляются две его стороны:

идеально-интеллектуальная и материальная, непосредственно мы­шечная деятельность. Обе они представляют собой органическое, неразрывное единство. Идеальная сущность процесса труда детей состоит в том, что, выполняя любую работу, им необходимо иметь в своем сознании представление, мыслительный образ исполнения дела. Труд воспитывает, особенно эстетически, когда ребенок орга­низует свою деятельность в соответствии с идеальной моделью трудового процесса. Например, выполняя столярные, токарные, фрезерные работы, молодой рабочий мысленно обращается к об­разцу, размышляет об усовершенствовании процесса. Идеальная сторона труда связана с морально-эстетическими представлениями человека о своей деятельности, о ее результатах и является дей­ственным стимулом его активных физических усилий. Мускульные действия также не лишены эстетической притягательности. Когда они одухотворены высокой нравственной целью и стремлением к добросовестному исполнению, они доставляют человеку непосред­ственно чувственное эстетическое наслаждение, которое включает в себя радость физического преодоления, приятное мускульное напряжение, сменяющееся расслабленностью и отдыхом.

Воспитательно эффективный труд, претендующий на позитив­ное эстетическое воздействие, начинается с тщательной подготов­ки к деятельности и рабочего места. Безалаберность приводит к простоям и праздности, влечет за собой нравственно-эстетическое отвращение к труду.Первейшее условие нравственной привлека­тельности, эстетичности трудовых действий — четкая организация процесса труда и рабочего места.

Важным элементом процесса труда являются сформировавшие­ся навыки, освобождающие ребенка от необходимости контроля за каждым действием, дающие возможность осмысления процесса в целом, рационализации и творчества. Благодаря системе навы-

ков и умений в процессе труда возникает четкость, ритмичность действий, обеспечивающая равномерную затрату энергии и ее восстановление, рождается легкость и ловкость в движениях, раз­вивается интуиция, ощущение собственного мастерства, раскован­ности, уверенности в успехе. Гармония физических движений рож­дает духовную внутреннюю красоту, проявляющуюся в ритме, лов­кости, четкости, радости, самоутверждении. Особенно воспита­тельно эффективен труд, когда ребенок творит в процессе его организации, в конструировании, дизайне, создании новых компо­зиция, форм, цветовых решений. Проявление себя творческой личностью рождает в школьнике ощущение красоты жизни и де­лает его труд прекрасным. В процессе такого труда развивается мышление, воображение, способность творчества, совершенствует­ся зоркость глаза, возникает тонкая способность восприятия зву­ков, чуткость осязания. Происходит совершенствование сущност­ных сил.

Эстетическое качество результатов трудовой деятельности — важ­нейшее звено структуры трудового процесса. В общественном произ­водстве придается большое значение прикладному искусству, архи­тектурным решениям, дизайну, технической эстетике, украшению. Предметы потребления имеют для человека не только потреби­тельскую, но и духовно-эстетическую ценность. Оформляя резуль­тат труда, педагог вместе с учащимися размышляет о том, чтобы вещь была сработана удобной, добротной и вместе с тем, чтобы отвечала эстетическим требованиям. Важно развивать у ребят чувство формы, умение создавать и оценивать сочетания цвета, композицию, гармонию, симметрию. Закон единства труда и красо­ты проявляется в их органической взаимосвязи. Полезно, когда в оценке поделок, трудовых дел участвуют .сами дети. Самооценка, критика, самокритика, выступление в дискуссии не только раз­вивают самостоятельность личности, но и учат всесторонне, глубже видеть эстетическую сторону конечного продукта труда. Учителю такая оценка и самооценка детей помогает выявить у каждого школьника положительную тенденцию в творчестве, стимулировать эстетически качественное исполнение дела.

Коллективные отношения в труде как итоговый элемент его процесса активно формируют нравственное и эстетическое созна­ние детей, их личностные качества. Личность оттачивает свои чер­ты и свойства в процессе деловых и дружеских коллективных отношений, а общественные отношения улучшаются в результате совершенствования каждой личности.

Среди стимулов детской трудовой деятельности, совершенст­вующих отношения, важное место занимает соревнование. От ка­чества его организации зависит эффективность его нравственного и эстетического влияния на школьников. Если в соревновании на первый план выступает борьба за общие цели, взаимная помощь и обмен опытом, то к детям вскоре приходит понимание красоты и благородства коллективного труда. Если же ребят захлестывает дух честолюбивой конкуренции и нездорового соперничества за

первенство любыми средствами, то и поступки их становятся бе­зобразными по существу и форме.

Совершенствованию коллективных отношений содействует чет­ко поставленная перспектива трудовой деятельности, ее экономи­ческая эффективность, тесная связь с жизнью. Красота отношений детей рождается в четкой организации труда. Строгое выполнение трудовых заданий, четкий режим труда, элементы хозрасчета, оценка по конечному результату — все это рождает отношения взаимной требовательности и коллективной ответственности, орга­низованность и дисциплину, чувство хозяина и новаторство, твор­ческую устремленность и дружескую взаимопомощь. Товарище­ские, дружеские отношения становятся на прочный фундамент коллективно-трудовых, деловых отношений.

В процессе формирования коллективных отношений и нрав­ственных качеств личности особое значение приобретает соедине­ние трудовой деятельности детей с искусством. Отражение в ли­тературе и искусстве производственных отношений взрослых, ши­рокое обсуждение в ученических трудовых коллективах и объеди­нениях произведений, посвященных труду, способствует осознанию школьниками собственных отношений, нравственных качеств, вы­работке активной жизненной позиции, превращению коллектива и каждого его члена не только в объект, но и субъект воспитания. Что такое труд для человека? Почему он должен быть творческим? Что такое совесть? Какой должна быть доброта? Откуда сегодня берутся стяжатели, жулики, эгоисты, бюрократы, властолюбцы, невежественные руководители, недобросовестные работники, пья­ницы, льстецы и подхалимы? Как вести борьбу за утверждение элементарно честных и справедливых норм поведения? Школьники сталкиваются с самыми^ различными проблемами, видят положи­тельное и отрицательное в жизни и хотят получить на все вопросы убедительные ответы. Произведения искусства помогают ребятам понять, что происходит вокруг, их собственные отношения в труде и коллективе, самих себя, будят в них стремление к высокому и прекрасному.

В целях осуществления научно-педагогической организации труда необходима тщательная профессиональная подготовка учи­телей труда, мастеров, наставников. В нее, наряду со специаль­ными знаниями, следует вводить вопросы технической эстетики, дизайна, общего и прикладного искусства. Владея этим духовным богатством, преподаватель не сведет процесс труда к овладению узко профессиональными навыками. Он организует его как ши­рокий процесс формирования жизненных отношений, воспитываю­щих развитую человеческую личность.

Вопросы и задания:

1. Сформулируйте цели трудового воспитания и обучения школьников в условиях перестройки, обновляющихся общественных отношений.

2. В каком соотношении между собой находятся трудовое воспитание, общее, по­литехническое и начальное профессиональное образование?

3. Назовите основные виды детского труда и дайте им краткую характеристику.

4. Как Вы представляете себе систему профориентационной работы с учащимися?

5. Раскройте основные структурные элементы процесса труда и его нравственно-эстетическое воспительное значение.

6. Дайте обоснование взаимосвязи трудового воспитания с гражданским, правовым, нравственным, умственным, физическим, эстетическим.

Литература для самостоятельной работы:

1 Материалы реформы общеобразовательной и профессиональной школы.— М.,

1984.

2. А т у т о в П. Р., П о л я к о в В. А. Роль трудового обучения в политехническом образовании школьников.— М., 1985.

3. Калугин Н. И. и др. Профессиональная ориентация учащихся.—М., 1983.

4 Климов Е. А. Как выбрать профессию.— М., 1984.

5. Макаренко А. С. Соч.: в 8-ми т.— Т. 4.— С. 180—203.

6 Педагогические основы деятельности ученических производственных бригад/Под

ред. К. А. Ивановача.— М., 1979:

7. Производительный труд школьников/Под ред. В. А. Полякова.— М., 1986. 8 Ушинский К. Д. Труд в его психическом и воспитательном значении. Собр.

соч.—М.—Л., 1948.—Т. 2.—С. 333—361.

Лекция XV

НРАВСТВЕННОЕ ВОСПИТАНИЕ ШКОЛЬНИКОВ В ЦЕЛОСТНОМ УЧЕБНО-ВОСПИТАТЕЛЬНОМ ПРОЦЕССЕ

Наши рекомендации