Личность преподавателя как «зеркало» студента

ПРОБЛЕМА ЧЕЛОВЕКА В СВЕТЕ СОВРЕМЕННЫХ СОЦИАЛЬНО-ФИЛОСОФСКИХ НАУК

Подготовка современного поколения специалистов с высшим образованием представляет собой целостный и весьма сложный педагогический процесс, реализующий многоаспектное развитие студентов. В этом процессе не только закладываются и развиваются собственно профессиональные способности, знания, умения и навыки будущих специалистов, но и формируются их основные, сущностные социальные качества, что предполагает необходимость комплексного, системного подхода к обеспечению педагогического процесса, особую роль в котором играют вузовские преподаватели.

Учебно-воспитательный процесс в вузах характерен активным использованием разнообразных технических, информационно--вычислительных и др. средств, без которых в настоящее время немыслима профессиональная подготовка кадров высшей квалификации. Однако материальная база учебно-воспитательного процесса, даже самая совершенная, выполняет всё же вспомогательную функцию. Главным, решающим звеном целенаправленного педагогического процесса выступают педагоги, поскольку живой контакт, живое общение наставников и воспитанников нельзя заменить никакими техническими средствами.

Общение – это сложный, многогранный процесс, который может выступать в одно и то же время и как процесс взаимодействия индивидов, и как информационный процесс, и как отношение людей друг к другу, и как процесс их взаимовлияния друг на друга, и как процесс их сопереживания и взаимного понимания друг друга. Исследования показывают, что общение студентов с их педагогами является одним из важнейших конкретных механизмов управления профессиональным и социальным становлением молодых специалистов. При этом, как установлено психологами (1, 2 и др.), личность педагога выступает в роли своего рода «живого зеркала», в которое постоянно «глядится» студент.

Здесь, на наш взгляд, следует выделить два аспекта, Во-первых, чтобы, образно говоря, зеркало не искажало действительное положение вещей, необходимо убедиться в его «правильности», т.е. соответствии некоторым определенным (нормативным) требованиям, иначе ситуация будет схожа с «комнатой смеха» или «королевством кривых зеркал». Применительно к проблеме общения наставника и его питомцев это замечание равносильно тому, каким должен быть (какими качествами должен обладать) преподаватель вуза как человек и профессионал. Другими словами, следует уточнить, из чего складывается авторитет педагога, без которого вряд ли возможно ожидать полноценного контакта его с учащимися.

Представляется, что к преподавателю вуза можно с полным основанием отнести слова о том, что «учителем надо родиться, а не только сделаться, чтобы быть действительно учителем. В работе учителя много трудностей, и велика ответственность учителя. Конечно, преподавание соответствующей дисциплины - это [его] основная работа, но, помимо всего, учИтеля копируют ученики. Вот почему мировоззрение учителя, его поведение, его жизнь, его подход к каждому явлению так или иначе влияют на всех учеников. Это часто незаметно. Но этого мало. Можно смело сказать, что если учитель очень авторитетен, то у... людей на всю жизнь остаются следы влияния этого учителя. Вот почему и важно, чтобы учитель смотрел за собой, чтобы он чувствовал, что его поведение и его действия находятся под сильнейшим контролем, под каким не находится ни один человек в мире (3, с. 178).

Опытные педагоги знают, что авторитет наставника у воспитанников не приходит автоматически, его каждый раз надо уметь завоевать, учитывая те разумные требования, которые молодёжь предъявляет к взрослым «вообще».

В ходе социологических опросов, например установлено, что черты взрослых, которые импонируют (нравятся) молодежи, можно проранжировать следующим образом: вежливость (первое ранговое место; 44% опрошенных); смелость (второе место; 32,3%); культура поведения (третье место; 26,1%); честность (четвертое место; 24,1%). Далее следуют: опрятность, умение найти общий язык с молодёжью, искренность, ум, трезвость и т.д.

Черты взрослых, которые не нравятся молодёжи: грубость (40% опрошенных), трусость (31,8%), лживость (30%), пошлость ((25,5%); далее: неряшливость, страсть к спиртному, глупость, лицемерие, неумение понять молодёжь и т.д.

Для студентов их педагог выступает ближайшим и непосредственным примером того, каким должен быть настоящий специалист как профессионал и личность, «с кого можно делать жизнь». Изучая своего преподавателя, молодой человек воспринимает его, так сказать, «целиком», оценивает и его профессионализм, и культуру, и образованность, и жизненную позицию, включая поведение на занятиях и в быту.

Конечно, идеальных людей не существует, но юноши и девушки и не претендуют на то, чтобы их наставники были, что называется, «святыми». В то же время безусловно прав В.А.Сухомлинский, утверждая, что «ум воспитывается умом, совесть - совестью, преданность Родине - действительным служением Родине». Во многих сферах деятельности одним из эффективных принципов обучения и воспитания остаётся принцип «Делай, как я!» А для этого надо иметь не только формальное, но и моральное право «предъявить себя» студентам в качестве положительного примера, образца для подражания.

Второй из рассматриваемых аспектов сводится к тому, что и как должно отражать «живое зеркало» преподавателя в процессе его общения со студентами, или, проще говоря, как педагог должен строить свои отношения с воспитанниками. Ниже приводятся некоторые рекомендации (разработанные и апробированные нами совместно с доцентом А.И.Рыбаковым), руководствуясь которыми преподавателю будет легче осуществлять свои контакты со студентами.

Элементы поведения преподавателя со студентами

Преподаватель ДОЛЖЕН Преподаватель НЕ ДОЛЖЕН
Быть тактичным: Терять контроль над собой:
1) быть приветливым и вежливым; 1) проявлять нервозность;
2) быть требовательным, но справедливым; 2) «накидываться» на студентов;
3) быть внимательным, но принципиальным; 3) превращать контроль в мелочную опеку и «дёргать» студентов по пустякам;
4) уметь выслушать собеседника по поводу любой критики; 4) выпячивать свои заслуги и быть «незаменимым»;
5) доверять, но проверять; 5) иметь «сынков» и «пасынков»;
6) ценить своё время и время студентов; 6) быть нетерпимым к критике и преследовать за неё;
7) признавать свои ошибки; 7) спорить по мелочам;
8) поощрять студентов в присутствии других людей; 8) проявлять растерянность:
9) критиковать позитивно; 9) браниться, ругаться, грубить, быть многословным;
10) выполнять свои обещания, быть точным; 10) искать «козлов отпущения» за все совершенные ошибки;
11) уважать мнение студентов, уметь стать на их место; 11) быть замкнутым и молчаливым;
12) проявлять к студентам, их заботам и нуждам искренний интерес; 12) становиться фамильярным;  
13) собираясь делать выговор, начать с похвалы; 13) разговаривать в повышенном тоне;
14) первый выговор делать наедине с провинившимся; 14) обещать, не думая;
15) держаться со всеми людьми одинаково: ровно, просто, скромно; 15) делать выговор в присутствии коллег провинившегося без особой надобности;
16) иметь терпимость к слабостям людей, 16) мешать инициативе студента и не мешающим работать; опасаться, что тот окажется более осведомленным в каком-либо вопросе;
17) похвалить студента даже за небольшое достижение; 17) говорить о безысходности и пасовать перед препятствиями;
18) критиковать именно действия, поступки студента, но не его самого как личность; 18) откладывать на завтра дела, которые вполне можно сделать сегодня;
19) учитывать настроение своих студентов; 19) спешить с критикой, когда есть возможность осознания ошибки самим студентом;
20) обладать чувством юмора, ценить его в других; 20) критиковать так, что после этого у человека «опускаются руки»;
21) быть разумным «опекуном» своих студентов; 21) при разговоре отводить взгляд от собеседника;
22) держать студентов в курсе общих дел; 22) допускать пустозвонство и очковтирательство;
23) помогать развивать способности у студентов; 23) решать принципиальные вопросы в одиночку;
24) вызывать заинтересованность; 24) отвергать чужие вкусы и привязанности;
25) демонстрировать искренне уважение; 25) поощрять подхалимство, лесть, неумеренное восхваление;
26) решать проблему, ней разобравшись;предварительно в 26) перекладывать свою вину на плечи других людей, в том числе и на плечи студентов;
27) действовать так, чтобы студенты видели, понимали, чувствовали, что преподавателем в его поступках движетзабота о деле, о студентах. 27) поощрять склонность к сплетням и быть их носителем.  

Поведение преподавателя по отношению к студентам, таким образом, можно выразить следующей формулой: он должен быть тактичным настолько, чтобы не унижать достоинство человека, а это значит, что он не должен терять контроль над собой.

Кажущаяся простота тактичности обманчива, весьма не тривиальна по своему содержанию. В практической деятельности редко встретишь ситуацию, которую можно было бы разрешить при помощи одного только пункта из приведенной таблицы; как правило, нужна определённая комбинация их. Например, комбинируя пункты 3, 13, 26, можно получить следующую рекомендацию: собираясь сделать выговор, будьте внимательны и решайте вопрос о его необходимости, предварительно разобравшись в сложившейся ситуации. Число подобных комбинаций весьма велико, поэтому общение педагога с воспитанниками предполагает его творческий, нешаблонный подход, уверенное владение психолого-педагогическим инструментарием.

Выполняя то или иное действие, совершая тот или иной поступок, студент практически всегда ждёт некоторой реакции со стороны своего наставника, его оценки, роль которой тем выше, чем большим авторитетом пользуется у юношей и девушек их преподаватель. Исследования психологов показывают, что эта оценка (реакция) имеет существенное значение в учебно-воспитательном процессе, причём важен и сам факт оценивания, и та форма, в которой оно осуществляется (включая голосовую интонацию, выражение лица, обстановку, в которой даётся оценка, и многое другое). Поэтому преподаватель вуза должен в совершенстве владеть методикой оценивания способностей, знаний, умений, навыков, действий и поступков, успехов и неудач студентов.

В заключение отметим, что пользующийся авторитетом у студентов преподаватель способен многое сделать в плане формирования у них здорового образа жизни, осознания ими высокой социальной, личностной и профессиональной значимости здоровья. Как отмечает академик медицины Ю.М.Лопухин, «сегодня врачи имеют дело чаще всего с людьми, искалеченными своим пренебрежением к здоровью, годами, прожитыми как попало, людьми с дурными привычками, курящими и пьющими, неправильно питающимися, имеющими лишний вес» (4, с.5). И, к сожалению многие из современных студентов в этом смысле не являются исключением.

В настоящее время имеется достаточно большое число книг, брошюр, пособий, с помощью которых преподаватель может оказать ощутимую помощь своим воспитанникам в формировании подходящего им стиля аудиторной и внеаудиторной учебной деятельности, гигиенически грамотной организации режима труда и отдыха, развитии профессионально важных «медицинских» и психофизиологических качеств и т.д. Эта литература хорошо известна (см., например, [5-12 и др.] ) и мы не будем на ней специально останавливаться. Дело в другом: студент только тогда внемлет советам и рекомендациям своего преподавателя, когда убедится, что сам педагог заботится о своём здоровье, ведёт здоровый образ жизни, активно занимается если и не спортом, то уж физической культурой -- наверняка. И здесь должен в полной мере работать принцип единства слова и дела: нельзя призывать молодёжь вести здоровый образ жизни, укреплять и целенаправленно развивать здоровье, а самому злоупотреблять спиртным, курить, не соблюдать даже элементарных требований гигиены труда, быта и питания. Вузовские педагоги должны чётко осознавать, что их воспитанникам предстоит жить и работать в жёстких условиях рыночной экономики, в которых фактор духовного и физического здоровья будет занимать столь же приоритетно высокое место в жизнедеятельности специалиста, как и его квалификация.

Список цитированной литературы.

1. Юрганов О.Б. Смотрись, как в зеркало, в другого человека: Записки психолога о человеческом общении. - Минск, 1977.

2. Юрганов О.Б., Поляков Н.А. Автопортрет без ретуши: Психолог комментирует дневник рабочего. - Минск, 1979.

3. Всё начинается с учителя /Под ред. З.И.Равкина. - М., 1983.

4. Лопухин Ю.М. О науке, творчестве и здоровье. - М., 1991

5. Ротенберг В.С., Бондаренко С.М. Мозг. Обучение. Здоровье. - М., 1989.

6. Серов Н.К. Личность и время. - Л., 1989.

7. Агаджанян Н.А., Шабатура Н.Н. Биоритмы, спорт, здоровье. - М., 1989.

8. Селье Г. От мечты к открытию: Как стать учёным: Пер. с англ. - М., 1987.

9. Брэгг П.С. Формула совершенства. - СПб., 1993.

10. Пискунов М.У. Организация учебного труда студентов. - Минск:, 1982.

11. Кочетов А.И. Как заниматься самовоспитанием. - Минск, 1986.

12. Формирование учебной деятельности студентов /Под ред. В.Я.Ляудис- М., 1989.

Наши рекомендации