Современное состояние и проблемы дальнейшего развития физической культуры

И спорта в России

В Российской Федерации в 2000 г. насчитывается 87 тыс. дошкольных учреждений, которые посещают около 9 млн. детей, или 65% их общей численности. В настоящее время в большинстве дошкольных учреждений отсутствуют необходимые условия для организации физкультурно-оздоровительных и профилактических занятий. Программно-методическое обеспечение дошкольных учреждений не соответствует современным требованиям. Программа физического воспитания для детей дошкольных учреждений, утвержденная Российской академией образования, предусматривает только три физкультурных занятия в неделю. Положительным моментом можно признать введение с 1991 г. в дошкольные образовательные учреждения должности инструктора по физической культуре. Во многих детских садах физическое воспитание детей осуществляют специалисты, имеющие среднее и даже высшее образование. Но в большинстве дошкольных учреждений по-прежнему не хватает специалистов такого рода.

На сегодняшний день в Российской Федерации число общеобразовательных школ различных типов составляет около 67 тыс., в них обучается 20,9 млн. человек: в 4,3 тыс. СПТУ - 1,9 млн. учащихся; в 2,5 тыс. средних специальных учебных заведениях - 2,3 млн. человек; в 560 вузах - 2,8 млн. человек. Таким образом, почти 28 млн. молодых людей включены в систему обязательных занятий физической культурой и спортом в учебных заведениях различного типа. На протяжении последних десятилетий вместо коренной модернизации всей системы физического воспитания молодежи в соответствии с требованиями современной жизни осуществлялись лишь косметические преобразования. Специалистами установлено, что объем двигательной активности, необходимый для поддержания (и улучшения) уровня здоровья и физической подготовленности человека в возрасте от 7 до 25 лет, в настоящее время составляет лишь 25 - 40%. Существующие нормы организации занятий физической культурой (2 академических часа в неделю в общеобразовательной школе и ПТУ, 4 часа в средних и высших учебных заведениях) не решают проблемы необходимого объема двигательной активности. Реально повысить уровень физической подготовленности учащихся на двух уроках физической культуры в неделю при одновременных занятиях 30 человек с разным уровнем функционального состояния невозможно. В то же время в развитых странах мира уже осуществляется переход на ежедневные обязательные занятия по физическому воспитанию, а в подавляющем большинстве стран уже давно введены 3 - 4 часа обязательных занятий каждый день. Существующий ныне уровень подготовки преподавателей физической культуры не позволяет дать ученикам развернутое понятие о здоровом образе жизни, сделать их образованными в области физической культуры.

В настоящее время в России функционирует 4,5 тыс. спортивных школ различного типа, 800 из которых являются специализированными учреждениями. Охват массовым спортом составляет 10,3% от населения 6 - 15-летнего возраста, спортом высших достижений - 0,22% от населения 16 - 25-летнего возраста. За последние годы количество спортивных школ резко сократилось. Только в 1992 г. в системе профсоюзов из-за отсутствия финансирования закрыто 346 спортивных школ (40%), которые имели финансовую поддержку за счет средств государственного социального страхования. В результате прекратили занятия 162 тыс. детей и подростков. Из-за отсутствия финансирования в некогда мощных спортивных школах, например таких, как «Динамо», осталось по 1 - 2 тренера-преподавателя. На грани закрытия большинство спортивных формирований, например в обществе «Юный динамовец», которое охватывало более 11 тыс. учащихся детских домов, школ-интернатов и более 32 тыс. «трудных подростков», практически отсутствуют бесплатные занятия в секциях на спортивных сооружениях из-за введения в них дорогостоящих платных услуг.

За последние годы из спортивных школ были вынуждены уволиться около 9 тыс. тренеров-преподавателей по спорту, большинство из которых ушло в различные структуры и практически навсегда прекратило свою профессиональную деятельность.

Наиболее критическое положение сложилось в студенческом спорте. В 526 вузах нет средств на содержание студенческих спортивных клубов. Резко сократился календарь студенческих соревнований, снизилось число студентов, отдыхающих в оздоровительно-спортивных лагерях. Серьезное беспокойство вызывает тенденция ежегодного снижения физической подготовленности призывников, что является следствием низкого уровня организации занятий по физической культуре в средних учебных заведениях и недостаточного взаимодействия их руководителей с военкоматами. Это не позволяет обеспечить в короткие сроки необходимую физическую готовность военнослужащих.

Большие трудности испытывает сегодня физкультурно-оздоровительная и спортивная работа среди взрослого населения. Многократное повышение стоимости физкультурно-оздоровительных услуг делает недоступными для большинства людей учреждения физической культуры, спорта, туризма и отдыха. Под предлогом экономической нецелесообразности предприятия отказываются от содержания спортивных и оздоровительных объектов, закрывают, продают, передают их другим собственникам или используют не по назначению. Нуждается сегодня в помощи вся система физкультурно-оздоровительной и спортивной работы на предприятиях, в учреждениях и организациях, которая была направлена на осуществление реабилитационных мероприятий, проведение профессионально-прикладных занятий в режиме рабочего дня, послеродовое восстановление, снижение неблагоприятных воздействий производства на человека, повышение его адаптации к профессиональной деятельности и общего уровня сопротивляемости различным заболеваниям.

До 1990 годов основную долю физкультурно-спортивной работы с трудящимися брали на себя профсоюзы. Физкультурные организации профсоюзов имели в общей сложности 80 - 85% всех спортивных сооружений России, 60 - 65% кадрового потенциала, более половины всех детско-юношеских спортивных школ. В настоящее время сворачивается работа по физической культуре и спорту по месту жительства. Не хватает научно обоснованных рекомендаций и методических разработок по организации физкультурно-оздоровительной работы среди пенсионеров и людей пожилого возраста. Обеспеченность физкультурными кадрами населения России в расчете на 10 тыс. жителей составляет не более 13 работников (при нормативе 26), а в странах ближнего зарубежья этот показатель составляет от 17 до 22 работников. Дефицит кадров требует радикального улучшения всей системы подготовки и повышения квалификации специалистов.

Особо остро стоит вопрос о подготовке специалистов для работы с дошкольниками. В дошкольных учреждениях практически отсутствуют педагоги с физкультурным образованием. Из 968,3 тыс. педагогических работников только 78,5% имеют общее педагогическое образование, причем высшее - лишь 16,7%. Имеется большая потребность в специалистах пограничных областей знаний (медицины и физического воспитания): валеологов, санологов, реабилитологов и т.д., а также в преподавателях, владеющих методами нетрадиционных систем оздоровления или новых видов двигательной активности.

Для успешного развития физической культуры и спорта, широкого вовлечения людей в сферу физкультурно-спортивной деятельности необходимо соответствующее материально-техническое обеспечение. Уровень обеспеченности населения России (из расчета на 10 тыс. жителей) спортивными залами составляет лишь 18,9% социальных нормативов, плавательными бассейнами - 4,5%, плоскостными сооружениями - 56,6%. Физкультурно-оздоровительные и спортивные сооружения страны в основном оснащены старым энергоемким оборудованием, не имеют необходимых площадей для организации работы с населением, не оснащены современным тренажерным и технологическим оборудованием. Неудовлетворительное техническое оснащение отрасли - одна из причин, не позволяющих в полной мере успешно решать задачу оздоровления населения путем эффективного использования имеющейся материальной базы.

К факторам, сдерживающим развитие физической культуры и спорта, относится также недостаточно развитое производство продукции спортивного и туристского назначения. Производство этой продукции всегда было одним из самых слабых звеньев в структуре промышленности СССР. До сих пор в стране практически не выпускаются серийно тренажеры коллективного пользования, многие виды спортивно-технологического оборудования и инвентаря, специализированные технические средства для ухода за спортсооружениями, технические средства для обеспечения активного отдыха населения. Для сравнения, за рубежом производство товаров для занятий физической культурой и спортом является одной из наиболее устойчивых и динамично развивающихся отраслей экономики, поскольку давно известно, что вкладывать деньги в здоровье не только полезно, но и экономически выгодно. В экономически развитых странах среднедушевое потребление товаров данной группы составляет: в Италии - 50 дол., в Германии - 70, во Франции - 80, в Швеции - 120, в Канаде - 150, в США - 200, в Японии - 220.

Крайне низок уровень грамотности населения по всем вопросам здорового образа жизни и физической культуры. Большинство населения слабо информировано о реальном состоянии своего здоровья и физической подготовленности, о факторах, определяющих физическое состояние человека, средствах воздействия на него, методике применения этих средств и т.д. До сих пор деятельность средств массовой информации не направлена на формирование у каждого человека потребности в активных занятиях физической культурой, на оказание практической помощи тем, кто желает делать это самостоятельно. Не ведется целенаправленная пропаганда тех видов спорта, которые наиболее содействуют физическому совершенству. Не сформировано положительное общественное мнение по отношению к физической культуре и спорту. Не выработана личная ответственность каждого человека за собственное здоровье не только перед собой, но и перед обществом. Поликлиники, больницы, врачебно-физкультурные диспансеры не стали центрами активной и широкой пропаганды здорового образа жизни. На низком уровне ведется такая работа в домах отдыха, на спортивных сооружениях и в местах массового отдыха, не получили развитие современные виды организаций физической культуры и спорта, такие как клубы, общественные движения. Значительная роль в приобщении людей к здоровому образу жизни принадлежит средствам массовой информации, особенно телевидению и радио. Сегодня отсутствует система, обеспечивающая координацию усилий всех средств массовой информации в информационно-образовательном обеспечении населения в сфере физической культуры и спорта. Средства массовой информации редко выступают в роли организатора массовых физкультурно-оздоровительных многолетних кампаний, направленных на вовлечение определенных категорий и групп населения в занятие тем или иным видом спорта, слабо ведется поиск новых форм вовлечения людей в активные занятия, недостаточно обобщают опыт физкультурного движения в России и за рубежом.

Летние Олимпийские игры - всемирные спортивные соревнования современности, прообразом которых явились древнегреческие Олимпийские игры. Проводятся с 1896 года. Спортсмены России участвовали в Олимпийских играх в 1908 и 1912 годах, СССР - с1952 по 1980 годы и в 1988 году. В ХХV летних Олимпийских играх (Барселона, Испания, 1992 год) принимали участие спортсмены объединенной команды СНГ. Начиная с XXVI летних Олимпийских игр (Атланта, США, 1996 год), в состязаниях принимают участие спортсмены Российской Федерации.

Команда России впервые приняла участие в IV Олимпийских играх в Лондоне (Великобритания) в 1908 году. В ее состав входило 5 человек. Российским героем Игр стал фигурист Николай Панин-Коломенкин - первый в истории российский олимпийский чемпион, пятикратный чемпион России по фигурному катанию, призер первенств мира (1903) и Европы (1904, 1908). Серебряными призерами стали борцы классического стиля легковес Николай Орлов и тяжеловес Александр Петров.

На V Олимпийских играх в Стокгольме (Швеция) в 1912 годусборная России, состоявшая из 178 человек, стала одной из самых многочисленных команд на соревнованиях. Было завоевано 2 серебряные и 3 бронзовые медали. В итоге Россия разделила с Австрией 15-е место в неофициальном командном зачете.

Советские спортсмены впервые приняли участие в Олимпиаде в1952 году в Хельсинки (Финляндия) на ХV летних Играх. Сборная СССР заняла второе место в неофициальном командном зачете, завоевав 71 медаль: 22 золотых, 30 серебряных и 19 бронзовых. Первая в истории советского спорта золотая олимпийская медаль была вручена 20 июля 1952 года метательнице диска Нине Ромашковой (Пономаревой). Представители сборной Советского Союза участвовали во всех видах олимпийской программы, кроме хоккея на траве.

Успешнее всех выступила команда Советского Союза в 1956 годуна ХVI летних Олимпийских играх в Мельбурне (Австралия) - 37 золотых, 29 серебряных и 32 бронзовые, всего 98 медалей. Героем игр стал советский атлет Владимир Куц, одержавший победы в беге на дистанциях 5 и 10 тысяч метров, установив новые олимпийские рекорды. Впервые олимпийское золото выиграла сборная СССР по футболу. Соревнования по конному спорту проводились в Стокгольме (Швеция) из-за действовавшего в Австралии жесткого карантина на ввоз животных.

На ХVII летних Олимпийских играх в Риме (Италия) в 1960 году команда СССР вновь одержала победу в неофициальном командном зачете, завоевав 103 медали: 43 золотых, 29 серебряных и 31 бронзовую. Советские спортсменки выиграли 15 из 16 возможных медалей в спортивной гимнастике, уступив только в упражнениях на бревне представительнице Чехословакии.

На ХVIII летних Олимпийских играх в Токио (Япония) в 1964 году сборная СССР завоевала наибольшее число медалей - 96, но уступила сборной США по количеству золотых наград (30 против 36 у американцев).

Первое олимпийское золото СССР в плавании завоевала Галина Прозуменщикова на дистанции 200 метров брассом с новым олимпийским рекордом. Лучшим боксером турнира признали советского спортсмена Валерия Попенченко. Вячеслав Иванов в академической гребле стал трехкратным олимпийским чемпионом (он выигрывал золотые медали в 1956 и 1960 годах). Доказал свое звание лучшего спортсмена мира Валерий Брумель, победивший в прыжках в высоту.

На ХIX летних Олимпийских играх в Мехико (Мексика) в 1968 году сборная СССР завоевала 91 медаль: 29 золотых, 32 серебряные и 30 бронзовых и заняла второе место в командном зачете после США. Советские атлеты одержали победу в соревнованиях по боксу, борьбе, волейболу, спортивной гимнастике, стрельбе, легкой и тяжелой атлетике, гребле, фехтованию, в конном спорте.

На ХХ летних Олимпийских играх в Мюнхене (ФРГ) в 1972 году сборная Советского Союза выступила успешнее других команд, завоевав 50 золотых, 27 серебряных и 22 бронзовые медали. Сенсацией на тех Играх стало поражение в баскетболе американской команды - за три секунды до конца матча Александр Белов забросил в корзину соперников решающий мяч, принесший победу сборной СССР.

На ХХI летних Олимпийских играх в Монреале (Канада) в 1976 году спортсмены СССР вновь были лучшими - 49 золотых, 41 серебряная и 35 бронзовых, всего 125 наград. Советский гимнаст Николай Андрианов принес в копилку сборной пять золотых медалей. Впервые в истории олимпийских соревнований в третий раз подряд лучшим в тройном прыжке стал советский легкоатлет Виктор Санеев. На Олимпиаде впервые был представлен женский баскетбол, и советские баскетболистки стали первыми в истории олимпийскими чемпионками.

На ХХII летних Олимпийских играх 1980 года в Москве (СССР) сборная страны-хозяйки Игр одержала убедительную победу в неофициальном командном зачете - 195 медалей: 80 золотых, 69 серебряных и 46 бронзовых наград. В копилку сборной принес три золотые, четыре серебряные и одну бронзовую медали Александр Дитятин - единственный в мире гимнаст, имеющий медали во всех оцениваемых упражнения на одном соревновании. Игры ХХII летней Олимпиады бойкотировали США, Япония, ФРГ и еще несколько десятков стран, протестующих против ввода советских войск в Афганистан.

XXIII летние Олимпийские игры прошли в Лос-Анджелесе (США) в 1984 году. Сборная команда СССР не приняла участие в соревнованиях. Игры бойкотировались большинством социалистических стран.

Убедительную победу одержала сборная команда Советского Союза на ХХIV летних Олимпийских играх в Сеуле (Южная Корея) в 1988 году - 132 награды: 55 золотых, 31 серебряная и 46 бронзовых медалей, оставив позади команды ГДР и США. После 32-летнего перерыва золотые медали в футболе достались сборной СССР, победившей сборную Бразилии со счетом 2:1. Советские баскетболисты после 16-летнего перерыва опять поднялись на высшую ступень пьедестала почета.

ХХV летние Олимпийские игры в 1992 году прошли в Барселоне (Испания). После распада СССР в 1991 году на Олимпиаде в первый и последний раз выступала Объединенная команда независимых государств (кроме республик Прибалтики, выступавших самостоятельными командами), которая завоевала больше всех медалей - 112, из них 45 золотых, 38 серебряных и 29 бронзовых. Весь пьедестал почета в спортивной гимнастике заняли члены Объединенной команды Виталий Щербо, Григорий Мисютин и Валерий Беленький. Впервые историю спортивной гимнастики на одних играх шесть золотых наград получил белорус Щербо. Небывалого доселе успеха добились пловцы - Евгений Садовый завоевал три золотые медали, а Александр Попов сумел на 100-метровке вольным стилем опередить знаменитого американского пловца Мэтта Бионди.

ХХVI летние Олимпийские игры 1996 года в Атланте (США) проводились в знаменательную дату - 100-летие первых Олимпийских игр современности. Впервые с 1912 года на Олимпиаде выступала сборная России, занявшая второе место в командном зачете - 26 золотых, 21 серебряная и 16 бронзовых медалей, всего 63 награды. В российской команде отличились Олег Саитов (бокс), Вадим Богиев, Хаджимурад Магомедов и Бувайсар Сайтиев (борьба вольная), Александр Карелин (борьба греко-римская), Зульфия Забирова (велоспорт), Алексей Немов и Светлана Хоркина (спортивная гимнастика), Светлана Мастеркова и Елена Николаева (легкая атлетика), Александр Попов и Денис Панкратов (плавание), Дмитрий Саутин (прыжки в воду), Алексей Петров и Андрей Чемеркин (тяжелая атлетика), Станислав Поздняков и Александр Бекетов (фехтование), Ольга Клочнева, Артем Хаджибеков и Борис Кокорев (стрельба пулевая).

На XXVII летних Олимпийских играх 2000 года в Сиднее (Австралия) спортсмены России заняли второе место в командном зачете, завоевав 89 медалей, в том числе 32 золотые, 28 серебряных и 29 бронзовых. Наиболее успешно российские спортсмены выступили в спортивной гимнастике - пять золотых медалей. Гимнасты Алексей Немов и Елена Замолодчикова, мастера синхронного плавания Ольга Брусникина и Мария Киселева стали двукратными олимпийскими чемпионами Игр в Сиднее.

На XXVIII летних Олимпийских играх в Афинах (Греция) в 2004 году сборная команда России в неофициальном общекомандном зачете заняла третье место, уступив сборным США и Китая. На счету российских спортсменов 27 золотых, 27 серебряных и 38 бронзовых медалей.

Медали различных достоинств были завоеваны в 24 видах спорта, золотые медали - в 13 видах. Среди героев олимпиады - Xасан Бароев (греко-римская борьба), Алина Кабаева (художественная гимнастика, личное первенство), Елена Исинбаева (легкая атлетика, прыжок с шестом), Елена Слесаренко (легкая атлетика, прыжок в высоту), Юрий Борзаковский (легкая атлетика) и многие другие. Сенсацией стала победа Игоря Кравцова, Алексея Свирина, Николая Спинева, Сергея Федоровцева (гребля академическая, четверка парная без рулевого).

На XXIX летних Олимпийских играх в Пекине (Китай) в 2008 году сборная России завоевала 72 награды, из них 23 золотых, 21 серебряных, 29 бронзовых и заняла третье место в командном зачете. Олимпийская команда России выступавшая в Пекине - самая молодая за всю историю отечественного спорта. Для 70% российских спортсменов Олимпиада стала первой.

В синхронном плавании в соревнованиях дуэтов не было равных Анастасии Давыдовой и Анастасии Ермаковой, обе спортсменки вместе с подругами по сборной завоевали золото и в командном турнире.

В художественной гимнастике в личном многоборье статус России как лидера в этом виде спорта подтвердила Евгения Канаева. Золотую медаль России принесли гимнастки и в групповом многоборье.

Весь пьедестал почета заняли российские теннисистки. Чемпионский титул выиграла Елена Дементьева, серебро - у Динары Сафиной, бронза - у Веры Звонаревой.

Подтвердили статусы сильнейших в мире российские борцы и легкоатлеты, которые выиграли по шесть наград высшего достоинства. Одной из героинь Олимпиады стала Елена Исинбаева, повторившая свой успех четырехлетней давности в Афинах, победив с новым мировым рекордом. Для борца вольного стиля Бувайсара Сайтиева победа в Пекине стала третьей на Олимпийских играх.

Главным спортивным событием 2012 года стали 30-е летние Олимпийские игры, которые прошли в Лондоне. Четыре года назад в Пекине россияне заняли третье место в общем медальном зачете. В Лондоне они оказались четвертыми. Но эксперты отмечают, что за эти четыре года российские спортсмены сделали существенный шаг вперед

По сравнению с пекинской Олимпиадой в Лондоне российские спортсмены завоевали больше медалей. В Пекине было 72, в Лондоне – 82. Британцы обошли россиян по золотым медалям, но в целом у них 65 наград, то есть на 17 меньше. У британцев 7 золотых в трековых дисциплинах велоспорта, 4 — в легкой атлетике, 3 — в конном спорте. Очевидно, они сделали упор на так называемые медалеёмкие виды спорта. Там, где разыгрывалась один-два комплекта, британцы, как правило, выглядели робкими учениками. В первую очередь это относится к игровым видам. Собственно, не будь они хозяевами Игр, в соответствующих дисциплинах на Олимпиаду британцы и не отобрались бы.

Победа мужской сборной России по волейболу в финале над Бразилией – самый яркий момент Олимпиады для большинства россиян. В целом же Олимпиада в Лондоне проходила во многом по иному сценарию для российских спортсменов, нежели четыре предыдущих, начиная с Атланты в 96-м и заканчивая Пекином в 2008-м. Там в первые дни медали приносили стрелки и фехтовальщики. В Лондоне в этих видах спорта был полный провал. Зато выше всяких похвал выступили дзюдоисты. За четыре предыдущих Олимпиады – ни одного золота, а тут сразу три олимпийских чемпиона. Президент России Владимир Путин одним из первых поздравил с победой Тагира Хайбуллаева.

«Здесь много факторов. В первую очередь это приезд в Россию Эцио Гамбы. То, что он в нас вложил за эти четыре года, с его пониманием, взглядом на дзю-до, сейчас дало результат. Много также сделал и президент Владимир Владимирович. Он всегда уделял большое внимание команде, переживал за нас. Приятно, конечно, что после финальной схватки он лично поздравил».

Самой титулованной спортсменкой в российской команде в Лондоне оказалась гимнастка Алия Мустафина. У неё золото в упражнениях на брусьях (через 12 лет после победы на этом снаряде в Сиднее Светланы Хоркиной), серебро в командных соревнованиях, бронза в абсолютной категории и также бронза в вольных упражнениях. А ведь её участие в Олимпиаде было под большим вопросом. Алия стала абсолютной чемпионкой мира в 2010 году. Но потом была серьёзнейшая травма, очень тяжелое возвращение в спорт. В сборной на неё, конечно, надеялись, но уже не очень-то и рассчитывали.

«Я смогла это сделать и вернуть золото России в гимнастике. Все медали были трудные. Не могу выделить какую-то одну. Разве что самая последняя, бронзовая, была для меня неожиданной. Была задача, просто хорошо закончить Олимпиаду. И я все силы вложила в эти вольные».

Поток золотых медалей пошел ближе к концу Олимпиады. Какие-то были ожидаемы, другие нет. А где-то мы надеялись на золото, но надежды оказались тщетны. Россияне очень рассчитывали на борцов вольного стиля. А они завоевали всего одну золотую медаль. При том, что, например, пять лет назад на чемпионате мира в Баку, россияне в шести весовых категориях из семи завоевали золотые медали. И всё же с миру по нитке: в легкой атлетике, гребле на байдарках и каноэ, гимнастике (как спортивной, так и художественной), синхронном плавании, прыжках в воду, греко-римской и женской борьбе, боксе и других видах спорта, Россия набрала 25 золотых медалей. Эти олимпийские чемпионы выросли, как спортсмены в двухтысячные. Они победили не на советском багаже. И это вселяет оптимизм на будущее.

1992 год. XVI зимние Олимпийские игры. Абервиль (Франция). Участвовало 64 страны, состязавшиеся по 57 видам программы. 1. Германия (10 золотых + 10 серебряных + 6 бронзовых медалей), 2. Объединенная команда СНГ (9+6+8), 3. Норвегия (9+6+5), 4. Австрия (6+7+8), 5. Италия (4+6+4). 20 сборных получили медали, 14 имели олимпийских чемпионов.
1994 год. XVII ЗОИ. Лиллехаммер (Норвегия). 67 стран, 61 вид программы. 1. Россия (11+8+4), 2. Норвегия (10+11+5), 3. Германия (9+7+8), 4. Италия (7+5+8), 5. США (6+5+2)… 13. Украина (1+0+1). 22 медальные сборные, 14 из них с олимпийскими чемпионами.
1998 год. XVIII ЗОИ. Нагано (Япония). 72 страны, 68 видов программы. 1. Германия (12+9+8), 2. Норвегия (10+10+5), 3. Россия (9+6+3). 4 Канада (6+5+4), 5. США (6+3+4)…17. Украина (0+1+0). 24 медальные сборные, 15 из них имеют олимпийских чемпионов.
2002 год. XIX ЗОИ. Солт-Лейк-Сити (США). 77 стран, 79 видов программы. 1. Норвегия (13+5+7), 2. Германия (12+11+8), 3. США (10+13+11), 4. Канада (7+3+7), 5. Россия (5+4+4)… 25-77. Украина (0+0+0). 24 медальные сборные, 18 из них имеют олимпийских чемпионов.
2006 год. XX ЗОИ. Турин (Италия). 80 стран, 84 вида программы. 1. Германия (11+12+8), 2. США (9+9+7), 3. Австрия (9+7+7), 4. Россия (8+6+8), 5. Канада (7+10+7)…25. Украина (0+0+2). 26 медальных сборных, 18 из них имеют олимпийских чемпионов.
А теперь, публикуя итоги командного зачета XXI зимних Олимпийских игр, мы предоставляем право читателям сделать вывод, кто из стран шагнул вперед, а кто откатился назад в мировой табели о рангах. Напоминаем, что в Ванкувере стартовало 82 страны, спортсмены которых состязались в 86 видах программы.

команда з с б
1.Канада
2.Германия
3.США
4.Норвегия
5.Юж.Корея
6.Швейцария
7.Китай
8.Швеция
9.Австрия
10.Нидерланды
11.Россия

ЛИТЕРАТУРА

Основная

1. Голощапов Б.Р. История физической культуры и спорта. - М: Академия, 2001.

2. Кулинович К.А. Развитие физической культуры и спорта в БССР, - Мн, Беларусь, 1969.

3. Кун Л. Всеобщая история физической культуры и спорта. – М: Радуга, 1982.

4. Реализация государственной молодежной политики в Республике Беларусь //Институт социально-политических исследований при Администрации Президента Республики Беларусь. - Мн., 2004. - С.16.18.

5. Соколов В. Олимпийское движение в Беларуси //Центральная газета. - №35, 1997. - С.2.

6. Столбов В.В. История физической культуры и спорта – М: Физкультура и спорт, 1983.

7. Столбов В.В., Финогенова Л.А., Мельникова Н.Ю. История физической культуры и спорта: Учебник/Под ред. В.В. Столбова. – М.: ФиС, 2000.

Дополнительная:

1. Беларусь олимпийская: Альбом на русском и английском языках//Под общ.ред. В. Рыженкова и Я. Вилькина. – Мн., 1996.

2. Викторов А. Завершая олимпийский век //Физическая культура в школе. - №1, 2001. - С.40-42.

3. Вилькин Я.Р. Откуда пошли олимпиады. – Мн.: Полымя, 1980.

4. Все о спорте: Справочник. – Т.1-3/Сост. В.В. Кукушкин и А.А. Добров. – М., 1976,1978.

5. Деметер Г.С., Горбунов В.В. 70 лет советского спорта: люди, события, факты. – М.: ФиС, 1987.

6. Кулаков А. От Шамони до Нагано // Спортивная панорама. - 02.02.2002. - С.4-5.

7. Кулаков А. У нас была только одна Екатерина Великая //Спортивная панорама. - 16.09.2000.

8. Кулинкович К.А. Развитие физической культуры и спорта в БССР. – Мн., 1958.

9. Кулинкович К.А., Кулинкович Е.К. От Спартакиад к Олимпиадам. – Мн.: Беларусь, 1982.

10. Кулинкович Е.К. Олимпизм и международное спортивное движение. – Мн.: БГЭУ, 1997.

11. Кулинкович Е.К. Спорт: люди и рекорды (историко-социологический анализ значимости спортивного рекорда): Учеб.пособие. – Мн.: БГЭУ, 1998.

12. Кун Ласло. Всеобщая история физической культуры и спорта. – М.: Радуга. 1982.

13. Лесгафт П.Ф. Избранные произведения. – М.: ФиС, 1987.

14. Лисицын П.Ф. Спорт и религиозные организации. – М.: ФиС, 1985.

15. МОК и международные спортивные объединения/Сост. А.О. Романов. – М.: ФиС, 1979.

16. Оливова В. Люди и игры: У истоков современного спорта/Пер.с чешского языка. – М.: ФиС, 1985.

17. От Афин до Москвы/Авт.-сост. В.Штейнбах. – М.: ФиС, 1983.

18. Очерки по истории физической культуры. – Вып.I-III. – М.: ФиС, 1938, 1940, 1948.

19. Парандовский Ян. Олимпийский диск/Пер.с польского языка. – М.: ФиС, 1980.

20. Платонов В.Н., Гуськов С.И. Олимпийский спорт: Учебник: В 2 кн. – Киев: Олимпийская литература, 1994.

21. Пономарев Н.И. Возникновение и первоначальное развитие физического воспитания. – М.: ФиС, 1970.

22. Родиченко В.С., Константинов А.Т. Дополнение к олимпийскому учебнику //Физическая культура в школе. - №5, 1999. - С.56-58.

23. Романов Н.Н. Трудные дороги к Олимпу. – М.: ФиС, 1987.

24. Рыженков В.Н. Физическая культура и спорт Беларуси: успехи, проблемы и перспективы. – Мн., 1993.

25. Рыженков В.Н., Малашенко В.И. Олимпийское движение Беларуси: итоги, состояние, проблемы, перспективы. – Мн.: Минск-типпроект, 1994.

26. Сазанович В.П., Кулинкович К.А., Филиппович В.С. Физическая культура и спорт в Белоруссии: Страницы летописи. – Мн.: Полымя, 1988.

27. Хавин Б.Н. все об олимпийских играх. – М.: ФиС, 1979.

28. Физическая культура и спорт БССР: Справочник//под общ.ред. К.А.Кулинковича и Я.Р. Вилькина. – Мн.: выш.шк., 1979.

Основные понятия

Агон– это состязание, игра.

Агонистика– это разработанная система демонстрации физических возможностей через публичные соревнования по строго установленным правилам.

История физической культуры и спорта (ИФК и С) –это наука об общих закономерностях возникновения, становления и развития физической культуры и спорта на разных этапах существования общества.

Магическая деятельность– это овладение жизненно-необходимыми навыками движения путем копирования и наблюдения в ритуальных действиях.

Международное спортивное движение– это объединение людей и организаций, основанное на общности интересов, целей и принципов деятельности по развитию спорта и физического воспитания.

Обряд посвящения– это формы подготовки древнего человека к вступлению в зрелый возраст.

Орхестрика– это искусство двигаться.

Периодизация– это деление процесса исторического развития на качественно различные периоды.

Спорт – это высшая форма физической культуры, специальная подготовка для достижения социально значимых результатов (абсолютного и личного), через соревновательную деятельность.

Физическая культура – это процесс и результат готовности людей к жизни, т.е. рациональное использование двигательной деятельности для улучшения физического состояния и развития человека.

Филонтропизм– это благотворительная деятельность.

Наши рекомендации