Естественно, центральным фактором в достижении эффективности организационной и финансовой работы являются профсоюзные кадры.

Думается никого не надо убеждать в том, что председатели организаций Профсоюза, многотысячный профсоюзный актив в полной мере формируют «лицо» профсоюзной организации, лицо Профсоюза, его уникальность и привлекательность.

Нам всем вместе удалось изменить систему работы с кадрами и активом, значительно укрепить кадровый состав Профсоюза и его организаций, повысить профессионализм и функциональную грамотность штатных профсоюзных работников.

СЛАЙД 5

Так, если по состоянию на 2006 год в районном и городском звене на муниципальном уровне было около 20% освобождённых председателей, то на начало 2016 года этот показатель возрос до 61,6%.

Такая тенденция не может не радовать. Вместе с тем, руководство без малого 900 местных профсоюзных организаций осуществляется не на профессиональной основе. Это во многом, как мы понимаем, серьезно снижает уровень эффективности работы таких организаций. Наша с вами задача - продолжить предпринимать усилия по сокращению числа местных организаций в Профсоюзе, в которых деятельность осуществляется исключительно на общественных началах.

Увеличилось на 2,2% количество штатных председателей и специалистов профсоюзных организаций вузов, в том числе студенческих.

Стало больше штатных юристов, технических инспекторов, специалистов по организационной и информационной работе, бухгалтеров в республиканских, краевых и областных организациях Профсоюза.

СЛАЙД 6

Однако всё это пока не привело к кардинальным положительным сдвигам и результатам в организационно-финансовом укреплении Профсоюза и его организаций на местах, особенно в части мотивации профсоюзного членства, создания новых первичных профсоюзных организаций, эффективного использования средств профсоюзного бюджета и формирования качественных смет организаций Профсоюза.

Важно обеспечить дальнейшую консолидацию усилий всех структурных подразделений Профсоюза на минимизацию негативных последствий, связанных со снижением численности работников в сфере образования и как следствие уменьшением численности членов Профсоюза и сокращением процента охвата профсоюзным членством как по отдельным профсоюзным организациям, так и по Профсоюзу в целом.

Уровень профессионализма профсоюзных кадров – главное в обеспечении эффективной деятельности Профсоюза и профсоюзных организаций.

Говоря о необходимости усиления работы с кадрами, важно на уровне межрегиональных и региональных организаций Профсоюза в рамках образовательного комплекса Профсоюза завершить формирование единого образовательного поля, проанализировать сеть школ профсоюзного актива и оценить формы обучения актива на предмет их соответствия современным требованиям по уровню обучения и качеству переподготовки профсоюзного актива.

В связи с тем, что задача подготовки кадров становится ключевой в Профсоюзе, а у нас пока не созданы условия для равного доступа всех без исключения председателей организаций Профсоюза к курсовой переподготовке на системной основе необходимо сформировать в сметах первичных, местных и региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза фонды обучения профсоюзного актива, как целевые накопления консолидированных средств первичных, местных и региональных организаций Профсоюза, выделяемых только на обучение.

Важность этой работы подтверждается профсоюзной практикой, которая свидетельствует о том, что многие председатели как первичных, так и местных профсоюзных организаций не владеют в полной мере практическими навыками, необходимых для реализации полномочий профсоюзных органов, особенно в части применения индивидуальных форм работы по мотивации профсоюзного членства и организации приёма в Профсоюз.

Настало время, когда мы должны не просто натаскивать председателей профсоюзных организаций и актив на те или иные формы работы, а формировать у них необходимый пакет профсоюзных компетенций, в том числе: общеуправленческих, правовых, организационно-уставных и финансовых.

Мы считаем, что к этому пора приступать в практическом плане, а потому планируем ввести в Профсоюзе уже с сентября 2017 года систему дистанционного обучения профсоюзных кадров и актива в форме факультета дистанционного обучения при ЦС Профсоюза с годичным сроком обучения.

Этому будет способствовать и целевая общепрофсоюзная акция информационной поддержки профсоюзного образования, которую мы планируем провести в рамках «Года информационного PRодвижения в Профсоюзе», которым предлагается объявить 2017 год.

Следует закрепить и всё то полезное в обучении актива, что было наработано в «Год правовой культуры в Профсоюзе» по повышению правовой грамотности профсоюзного актива и рядовых членов Профсоюза.

СЛАЙД 7

С учётом предстоящей большой работы по развитию системы профсоюзного обучения, предлагаем рассмотреть возможность введения дополнительной должности заместителя председателя региональной (межрегиональной) организации Профсоюза по учебно-методической работе и мотивации профсоюзного членства как на общественных началах, так и на штатной основе.

В работе с кадрами особое место отводится исполнительской дисциплине, поэтому мы должны поддержать сложившуюся практику проведения регулярных собеседований в комитетах (советах) вышестоящих организаций Профсоюза с председателями соответствующих первичных, местных и региональных (межрегиональных) организаций Профсоюза и введение аттестации штатных (не выборных) профсоюзных работников (специалистов).

Уважаемые коллеги!

Важно продолжать процесс кадрового укрепления территориальных профсоюзных организаций, навести порядок с формированием резерва кадров на должности председателей и заместителей председателей территориальных и первичных организаций Профсоюза.

Выборные руководители профсоюзных организаций несут особую ответственность не только перед организациями, их избравшими, но и перед вышестоящими профсоюзными организациями и Профсоюзом в целом.

Кроме того, очень важно чтобы к председателю организации Профсоюза существовало доверие не только со стороны профактива собственной организации, но и со стороны выборных органов вышестоящей профсоюзной организации. Как показывает практика, если таково доверия между структурами Профсоюза нет, вместо эффективной работы на общей результат мы получаем проблемное поле, которое резко негативно влияет на имидж всего Профсоюза, снижает уровень доверия рядовых членов к Профсоюзу вплоть до выхода из нашей профессиональной организации.

В связи с чем, назрела настоятельная необходимость искать дополнительные механизмы, упорядочивающие процесс поиска и выдвижения кандидатур на должности председателей профсоюзных организация всех уровней структуры Профсоюза.

Представляется целесообразным поручить такую работу нашей с вами постоянной Комиссии по организационной и кадровой работе.

6. За последние 10 лет произошли заметные изменения в информационной работе Профсоюза. Пришло понимание того, что эффективность работы в сфере пиар и масс-медиа во многом определяет общественный резонанс нашей уставной деятельности, формирует положительный имидж Профсоюза, укрепляет и расширяет членство нашей профессиональной организации.

В своем выступлении я не буду подробно останавливаться на состоянии и текущих тенденциях в информационной работе, учитывая полученный вами обширный аналитический материал и планируемое отдельное выступление по этому вопросу председателя соответствующей постоянной комиссии.

Позволю себе акцентировать ваше внимание лишь на нескольких позициях.

Большинство проводимых социологических исследований и анализ, проводимый в организациях Профсоюза показывают, что на данном этапе развития информационной работы в Профсоюзе, предпринимаемые в этой направлении усилия, к сожалению, еще не дали ожидаемых результатов:

- наиболее полного информационного охвата массовой аудитории объективными сведениями о деятельности организаций Профсоюза;

- закрепления в общественном сознании позитивного образа Профсоюза, значительного роста престижа и, как следствие, роста профсоюзного членства.

В современных условиях важно не просто транслировать информацию и сохранять традиционные направления информационной работы, а умело на всех уровнях профсоюзной структуры адаптировать их к происходящим изменениям в образовании и внутренним изменениям в Профсоюзе.

Всё это требует достаточного и правильного использования профсоюзных средств, выделяемых на информационную работу. Именно по этому предлагается установить целевой показатель расходования консолидированного профсоюзного бюджета в размере 4-6%.

Надеюсь, выражу общую уверенность в том, что объявленный в ФНПР Год профсоюзной информации и мероприятия Года Информационного PRодвижения в нашем Профсоюзе позволят изменить ситуацию к лучшему и сделать информационную работу более эффективной, а также достичь главной цели: создания единого информационного пространства Профсоюза, влияющего на формирование современного, позитивного имиджа нашей организации, дальнейшего повышения активности членов Профсоюза.

7.Подводя промежуточный итог всему сказанному хочется особо подчеркнуть, что в этих обновлённых условиях предельно актуальной задачей для Профсоюза и его организаций остаётся быстрая адаптация к происходящим изменениям в образовании и внутренним изменениям в Профсоюзе, которые требуют:

- проведение аудита основных функций профсоюзных организаций и полномочий выборных профсоюзных органов, определение приоритетов для каждого уровня профсоюзных организаций, как по защите членов Профсоюза, так и во внутрисоюзной работе;

- поиска более эффективных форм и методов руководства профсоюзными организациями;

- обновления кадровой работы в Профсоюзе, основанной на повышении компетентности кадров и актива, их функциональной и правовой грамотности, значительном повышения исполнительской дисциплины;

- формирования и реализации единой системы профсоюзной учёбы с опорой на широкую профсоюзную практику;

- изменения подходов к планированию, введения проектно-целевой системы, практики дорожных карт, нацеленных на управление по результатам;

- найти оптимальное место в развивающейся системе государственно-общественного управления в сфере образования, а также активно включиться во взаимодействие с профессиональными ассоциациями педагогических работников;

- заботы о создании в образовательных организациях мотивационной среды через Открытые (публичные) отчёты, широкое освещение в прессе, в ходе публичных выступлениях профсоюзных кадров и актива возрастающей роли Профсоюза, его конкурентных преимуществ перед иными общественными организациями в сфере образования.

Уважаемые коллеги.

8.Мы должны отчетливо понимать, что перечисленные мною меры, которые, по сути, составляют «дорожную карту» по повышению эффективности деятельности профсоюзных организаций невозможно реализовать без крепкой финансовой основы.

Для дальнейшего финансового укрепления структур Профсоюза и эффективного управления финансами необходим сбалансированный консолидированный бюджет Профсоюза, учитывающий сферу ответственности и особенности профсоюзных организаций всех уровней структуры Профсоюза. Для этого должна существовать единая политика бюджетирования для всех региональных (межрегиональных) и местных профсоюзных организаций.

СЛАЙД 8

Анализ сводных финансовых отчетов об исполнении сметы доходов и расходов профсоюзных организаций по форме 1-ПБ позволяет сделать вывод, что основным источником доходной части консолидированного профсоюзного бюджета являются членские профсоюзные взносы.

СЛАЙД 9

Важнейшую роль в финансовом укреплении структур Профсоюза и сбалансированности финансовой системы играет дальнейшая консолидация средств Профсоюза на уровне региональных (межрегиональных) организаций.

СЛАЙД10-11

Так с 2007 года 31 региональной организации Профсоюза удалось существенно (от 2% до 27%) повысить размер отчислений профсоюзных взносов на свой уровень.

Серьезными факторами риска для финансовой устойчивости профсоюзных организаций являются минимальные отчисления в региональные (межрегиональные) организации, а таких организаций у нас немало.

Как показывает практика, сохранение в течение длительного периода низкого уровня отчислений профсоюзных взносов не дает полноценно развиваться и эффективно осуществлять защитную и представительскую функции региональным (межрегиональным) организациям и как правило ведет к снижению профессионального уровня кадрового обеспечения, понижению эффективности деятельности указанных организаций, не дает возможности оказывать помощь малочисленным местным профсоюзным организациям.

В этой связи, в целях финансового укрепления региональных (межрегиональных) профсоюзных организаций необходимо активизировать работу по реализации постановления ЦК Профсоюза от 27 марта 2003 года, в котором установлены целевые показатели размеров отчисления членских профсоюзных взносов на уровень региональных организаций Профсоюза.

Все это потребует от выборных профсоюзных органов всех уровней дальнейшей напряженной и трудной работы по поэтапному перераспределению финансовых средств, для укрепления региональных (межрегиональных) и местных организаций Профсоюза.

Данная работа в региональных и межрегиональных организациях Профсоюза должна проходить поэтапно, выверено и аккуратно, без резких движений с учетом специфики деятельности наших профсоюзных организаций.

Анализ финансовых отчетов выявил неоднозначную практику установления размеров процентов отчислений по уровню структуры Профсоюза в 12 региональных (межрегиональных) организациях Профсоюза, которая заключается в установлении не единого размера процента отчислений на уровень региональной организации, а в диапазоне от 5 до 25% для различных районных и городских организаций в зависимости от численности членов Профсоюза.

Такой подход может быть оправдан для общественных организаций, являющихся по своей организационно-правовой форме союзами или ассоциациями, где членские взносы платят сами членские организации, но не для общественных организаций членами которых являются физические лица.

Подобного рода практика установления разных размеров отчисления членских профсоюзных взносов для одного уровня организации Профсоюза предоставляет необоснованные льготы для отдельных профсоюзных организаций, приводит к неравенству и ущемлению прав членов Профсоюза, создает дисбаланс бюджетов профсоюзных организаций. Таким образом, уменьшается и доходная часть бюджета самих региональных и межрегиональных организаций.

Размер отчислений профсоюзных взносов должен быть единый для всех организаций Профсоюза одного уровня.

Особое внимание профсоюзным организациям всех уровней структуры Профсоюза необходимо уделять эффективному расходованию средств консолидированного профсоюзного бюджета в соответствии с приоритетными направлениями деятельности Профсоюза.

Комиссия по вопросам повышения эффективности планирования и расходования профсоюзного бюджета совместно с финансовым отделом аппарата Профсоюза проанализировала сводные финансовые отчеты об исполнении сметы доходов и расходов профсоюзных организаций по форме 1-ПБ, балансы, заработную плату, постановления региональных (межрегиональных) организаций, в результате чего пришла к следующему выводу:

Несмотря на необходимость совершенствования структуры финансовых затрат организаций Профсоюза всех уровней в соответствии с приоритетными задачами развития деятельности Профсоюза, структура и объем функциональных статей расходов бюджетов профсоюзных организаций практически не меняются.

Информационное обеспечение, обучение, повышение квалификации и переподготовка профсоюзных кадров и актива, работа с молодежью являются одними из программных приоритетных направлений деятельности Профсоюза и сегодня приобретают особую значимость и актуальность.

Но, как показывает практика, не являются приоритетами при планировании и расходовании бюджетов для многих профсоюзных организаций разных уровней.

Таким образом, эффективность принимаемых Профсоюзом решений, направленных на выполнение уставных задач во многом снижается или просто профанируется.

Комитетам региональных и местных организаций Профсоюза необходимо продолжить работу по перераспределению средств профсоюзного бюджета по основным статьям расходов в соответствии с приоритетными направлениями деятельности Профсоюза; в том числе на подготовку и обучение профсоюзного актива и кадров (6-10%), информационную работу (4-6%), на работу с молодежью (2-4%), на иные приоритетные формы деятельности Профсоюза (3-5%) .

В соответствии с Уставом Профсоюза для осуществления контроля за финансово-хозяйственной деятельностью организаций Профсоюза и Профсоюза, учреждаемых ими организаций, соблюдением размера, порядка и сроков уплаты, исчисления и поступления членских профсоюзных и других взносов, за сохранностью и целевым использованием денежных средств и имущества Профсоюза, ведением делопроизводства образуются контрольно-ревизионные комиссии.

Для того чтобы КРК не являлись чисто формальными структурами, необходимо очень серьезно подходить к вопросу их формирования. Члены КРК должны быть профессионалами в проведении проверок организационно-финансовой деятельности организаций Профсоюза. Чтобы деятельность КРК была эффективной, необходимо постоянно совершенствовать институт контрольно-ревизионных комиссий. Необходимо регулярно повышать профессиональный уровень членов КРК и проводить обучающие семинары.

Уважаемые коллеги!

Т 9. В заключении своего выступления хотелось бы сказать, что VII Съезд Профсоюза проходил под девизом «Вместе в будущее!».

К сожалению, будущее нам не дано знать, и судя по первой части нашего пленума оно будет вряд ли безмятежным для нас. Но в наших силах сделать Общероссийский Профсоюз образования еще более авторитетной, массовой, с устойчивым финансовым фундаментом профессиональной организацией, ориентированной на главный результат – достойную защиту работника образования – члена Профсоюза!

Благодарю за внимание!

Наши рекомендации