Просторечная лексикография

ЦЕЛЯМИ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ ЯВЛЯЮТСЯ:

Познакомить студентов с теоретико-методологическими основами просторечной, субстандартной, или социальной, лексикографии (социолексикографии) как автономной отрасли языкознания, обладающей всеми атрибутами самостоятельной науки, с историей становления социолексикографии британского и американского национальных вариантов английского языка, а также русской социолексикографии, с типологией просторечных (субстандартных) словарей и фундаментальными современными монолингвальными толковыми и специальными просторечными (субстандартными) словарями английского и русского языков, с основными переводными англо-русскими и русско-английскими просторечными (субстандартными) словарями, с организацией просторечного (субстандартного) словаря, со структурой словарной статьи в просторечном (субстандартном) словаре, с типологией помет в просторечных (субстандартных) словарях, с социолексикографическим инструментарием и терминологией, с методами сбора и анализа социолексикографического материала и с принципами организации этого материала в монолингвальный и переводной просторечные (субстандартные)словари.

МЕСТО ДИСЦИПЛИНЫ В СТРУКТУРЕ ООП ВПО

Курс «Просторечная лексикография» входит как неотъемлемая составная часть в общую систему теоретических и практических дисциплин вариативной части профессионального цикла в профессиональной подготовке выпускника по специальности «филология». Он базируется на предыдущих теоретических и практических курсах: «введение в языкознание», «классические языки» (латинский язык), «лингвострановедение», «введение в германскую филологию», «история английского языка», «лексикология», «социолингвистика», «диалектология», «стилистика», «теория текста», «теория перевода», «социальная природа языка». В свою очередь он выступает в качестве теоретической основы для одновременного теоретического курса и для последующих теоретического курса «типология языков», а также для курсов по практической и теоретической фонетике и грамматике и для практического курс английского языка.

КОМПЕТЕНЦИИ ОБУЧАЮЩЕГОСЯ, ФОРМИРУЕМЫЕ В РЕЗУЛЬТАТЕ ОСВОЕНИЯ ДИСЦИПЛИНЫ

В результате освоения дисциплины «Просторечная лексикография» у студентов формируются следующие общекультурные компетенции:

ОК-1: владение культурой мышления; способность к восприятию, анализу, обобщению информации, постановке цели и выбору путей ее достижения;

ОК-12: способность работать с информацией в глобальных компьютерных сетях;

ОК-13: владение навыками использования иностранного языка в устной и письменной форме в сфере профессиональной коммуникации.

В результате освоения дисциплины «Просторечная лексикография» у студентов формируются следующие профессиональные компетенции:

ПК-1: способность демонстрировать знание основных положений и концепций в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста, представление об истории, современном состоянии и перспективах развития филологии;

ПК-2: владение базовыми навыками сбора и анализа языковых и литературных фактов с использованием традиционных методов и современных информационных технологий;

ПК-3: свободное владение основным изучаемым языком в его литературной форме;

ПК-5: способность применять полученные знания в области теории и истории основного изучаемого языка (языков) и литературы (литератур), теории коммуникации, филологического анализа и интерпретации текста в собственной научно-исследовательской деятельности;

ПК-16: умение организовать самостоятельный профессиональный трудовой процесс; владение навыками работы в профессиональных коллективах; способность обеспечивать работу данных коллективов соответствующими материалами при всех вышеперечисленных видах профессиональной деятельности.

В результате освоения дисциплины «Просторечная лексикография» обучающийся должен:

· Знать:

11. Основные атрибуты просторечной (субстандартной) лексикографии, или социолексикографии, как самостоятельной науки.

12. Историю становления англоязычной социолексикографии в Великобритании и США и русскоязычной социолексикографии.

13. Типы просторечных (субстандартных) словарей английского и русского языков.

14. Структуру просторечного (субстандартного) словаря.

15. Структуру словарной статьи, типы дефиниций и помет и основной лексикографический инструментарий по данным разделам организации просторечного (субстандартного) словаря.

16. Основные проблемы англоязычной и русскоязычной социолексикографии.

17. Основные современные просторечные (субстандартные) словари английского и русского языков.

18. Английские и русские социолексикографические термины.

19. Основную научную литературу по социолексикографии.

· Уметь:

1. Пользоваться понятийной и терминологической системами социолексикографии как науки.

2. Анализировать структуру просторечного (субстандартного) словаря, словарной статьи, типологию словарных помет.

3. Пользоваться монолингвальными толковыми, энциклопедическими, идеографическими и специальными просторечными (субстандартными) словарями английского и русского языков и основными переводными англо-русскими и русско-английскими просторечными (субстандартными) словарями.

4. Проводить сбор словарного просторечного (субстандартного) материала из письменных и устных источников.

5. Составлять словарные картотеки и компьютерные базы социолексикографических данных.

6. Использовать словарные картотеки и компьютерные базы социолексикографических данных и основной социолексикографический инструментарий для составления просторечных (субстандартных) словарей в качестве приложений к своим научным исследованиям.

· Владеть:

1) навыками определения типа просторечного (субстандартного) словаря;

2) навыками анализа мега-, макро- и микроструктурной организации просторечного (субстандартного) словаря;

3) навыками работы с монолингвальными англоязычными и русскоязычными просторечными (субстандартными) словарями разных типов и с переводными англо-русскими и русско-английскими просторечными (субстандартными) словарями;

4) навыками сбора и социолексикографического описания английской и русской просторечной (субстандартной) лексики и фразеологии в одноязычных и переводных просторечных (субстандартных) словарях.

Содержание разделов дисциплины

Просторечная (субстандартная) лексикография (социолексикография) как автономная отрасль языкознания. Основные атрибуты социолексикографии как автономной отрасли современного языкознания: термин и понятие, предмет, объект, цели, задачи, категориально-понятийный аппарат, дисциплинарная структура, междисциплинарная матрица в науке о языке; проблематика современной субстандартной лексикографии.

История англоязычной просторечной лексикографии. Очерк общей истории возникновения и становления социолексикографии. История британской субстандартной лексикографии. История американской субстандартной лексикографии.

Типология просторечных (субстандартных) словарей английского языка. Общая типология просторечных словарей. Современные монолингвальные субстандартные словари английского языка: толковые и идеографические просторечные словари; специальные просторечные словари; толково-энциклопедические просторечные словари. Двуязычные и многоязычные переводные просторечные словари с участием английского, русского и других языков.

Социолексикографический инструментарий. Структурная организация субстандартных словарей разных типов: мега-, макро- и микроструктура субстандартного словаря; организация словника в корпусе субстандартного словаря; структура словарной статьи в субстандартном словаре; типы просторечных вокабул; типы транскрипций; филиация значений просторечных вокабул и способы их семантизации; типы дефиниций для субстандартных вокабул; типология словарных помет и условных знаков в словарях англоязычного лексического субстандарта; типы иллюстративных примеров для просторечных вокабул и способы их паспортизации; типы этимолого-дериватологических справок для просторечных вокабул. Английские социолексикографические термины и их русские эквиваленты.

Принципы и методы сбора и социолексикографического описания просторечного словарного материала. Специфика полевого сбора и описания просторечного словарного материала Специфика выборки и описания просторечного словарного материала из литературных произведений различных жанров. Специфика регистрации и описания просторечного словарного материала из СМИ и кинофильмов. Специфика выборки и описания социолексикографического материала из словарей разных типов. Особенности опроса и анкетирования как способов сбора и описания просторечного словарного материала.

Наши рекомендации