Физическое развитие в системе ценностных ориентаций студентов

Р.А.Гумеров Набережночелнинский институт социально-педагогических технологий и ресурсов г.Набережные Челны, Россия

Модернизация образования и связанные с ней общественные процессы и явления привели к изменению социального заказа на выпускников высших учебных заведений. Среди современных требований к личности выпускника, определяющих уровень общей и профессиональной культуры, отмечается и необходимость формирования и основ физической культуры. Однако традиционный «нормативный» подход без формирования у студента мотивов овладения физической культурой, без практических основ организации здорового образа жизни, может привести к нарушению представлений о роли и месте физической культуры в профессиональном становлении будущих специалистов социально-педагогического профиля.

Данная проблема приводит к необходимости переосмысления целей физического воспитания в вузе, так как отметила еще в 1992 г. Л.И. Лубышева, «... не происходило главного - обращения сознания студента к пониманию и принятию физической культуры как жизненно важной ценности» [4, с.10].

Следствием происходящих в политической, экономической, культурной, духовной сферах общества радикальных изменений, является изменение структуры ценностей молодого поколения. Постоянный интерес к изучению мотивационно-ценностной сферы студенческой аудитории связан с тем, что формирующиеся ценностные приоритеты становятся основой для новой социальной структуры российского общества. Кроме того, именно студенчество как социальная группа, является наиболее восприимчивой и чутко реагирующей на любые общественные изменения, что дает возможность выяснить степень адаптации молодого поколения к новым социальным условиям, определить их инновационный потенциал, отношение к происходящему. Исследование иерархии жизненных ценностей личности, разделяемую членами одной социальной группы – студентов, дает возможность прогнозировать будущее российского общества, основой которого должны стать образованные, компетентные и здоровые специалисты.

Значимость данного исследования заключается в возможности выявления ценностных ориентаций студентов, цель исследования – определение места и отношения к физическому развитию в структуре ценностных ориентаций современного студента.

В сентябре 2011 года, было проведено изучение структуры ценностей студентов 1 курса Набережночелнинского института социально-педагогических технологий и ресурсов. В исследовании приняли участие 87 человек. Количественно-процентный состав данной группы характеризуется следующим соотношением: юноши 13,4% от объёма выборки, девушки - 86,6 %.

Для проведения исследования была составлена анкета, основу которой составила методика «Ценностные ориентации» М.Рокича, основанная на прямом ранжировании списка ценностей. В анкете обозначались девять терминальных ценностей, или убеждений в том, что какая - то конечная цель существования индивида стоит того, чтобы к ней стремиться [5]. Десятая ценность – физическое развитие - была добавлена исходя из специфики исследования.

Итогом данного исследования явились следующие эмпирические данные, представленные в таблице.

Таблица

Результаты исследования ценностных ориентаций студентов

Ценности М ± σ Ранг
ЗДОРОВЬЕ (физическое и психическое) 1.5 ± 0.8 I
ДРУЖБА, ОБЩЕНИЕ (наличие хороших и верных друзей) 3.3 ± 2.5 II
ДУХОВНОЕ РАЗВИТИЕ 3.7 ± 3.06 III  
ПОЗНАНИЕ (работа над собой, совершенствование) 4.1 ± 2.9 IV
МАТЕРИАЛЬНОЕ БЛАГОПОЛУЧИЕ (отсутствие материальных затруднений) 4.3 ± 2.9 V
ОБЩЕСТВЕННОЕ ПРИЗНАНИЕ (личные достижения, уважение окружающих) 4.4 ± 3.14 VI-VII
СВОБОДА (индивидуальность, независимость, самостоятельность) 4.4 ± 3.02 VI-VII
РАЗВЛЕЧЕНИЯ (приятное, необременительное времяпровождение, отсутствие обязанностей) 5.2 ± 3.2 VIII
ФИЗИЧЕСКОЕ РАЗВИТИЕ 5.3 ± 2.8 IX  
ТВОРЧЕСТВО (возможность творческой деятельности)   6.7 ± 3.2 X

Полученные, в результате анкетирования, данные свидетельствуют, чтов системе терминальных ценностей испытуемых наиболее высокий ранг значимости занимают здоровье, дружба, общение, материальное благополучие. Подтверждение этому описывается многими авторами, которые отмечают отличия современного российского социума от западного в большей ориентации россиян на базовые материалистические ценности [1; 2; 3]. Присутствие в этом ряду таких ценностей как духовное развитие и познание может объясняться сильной заинтересованностью первокурсников в получении высшего образования.

Большое значение среднеквадратичного отклонения свидетельствует о разнородности выборки. Это объясняется тем, что исследовались студенты первого курса на начальном этапе обучения в институте, представляющие различные социальные слои, и ещё не образовавшие единую социальную группу – студенчество.

Такие ценности, как физическое развитие и творчество, занимают в иерархии ценностей последние места.

Наибольшая значимость в системе терминальных убеждений ценности здоровье объясняется тем, что она является базовой, распространенной ценностью, передающейся из поколения в поколение. Архетип безопасности и стремления к здоровью наследуем человеком [6]. Однако очень низкий (девятый) ранг ценности физическое развитие не согласуется с вышесказанным. При последующей беседе с испытуемыми было установлено, что понятие «здоровье» они раскрывали как «отсутствие болезней». Это может свидетельствовать о неразвитости понятия о здоровье, здоровом образе жизни и связи с физическим развитием, физической культурой и спортом. Почти полное отсутствие стремления к физическому развитию в сфере ценностных ориентаций студентов возникло как результат недостаточного внимания к этой области в процессе школьного и семейного воспитания и требует существенных затрат дополнительного времени и значительных усилий преподавателя вуза.

Библиографический список

1. Вершинина Н.А. Трансформация системы ценностных ориентаций студенчества / Н.А. Вершинина//Ломоносовские чтения. - 2002. - Т. 1.- Режим доступа: http://lib.socio.msu.ru/l/library.

2. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция / Т.И. Заславская. - 2-е изд., испр. и доп. - М.: Дело, 2003.- 568с.

3. Лисовский, В.Т. Ценности жизни и культуры современной молодежи (социологическое исследование) / В.Т. Лисовский. Материалы научной сессии. Серия «Мыслители». Выпуск 1. - СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. – С. 40-44.

4. Лубышева Л.И. Концепции формирования физической культуры человека/ Л.И. Лубышева. - М.: ГЦОЛИФК, 1992. - 123с.

5. Столяренко Л.Д. Основы психологии: Практикум / Л.Д. Столяренко. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 704с.

6. Юнг К. Психология бессознательного/ К.Юнг - М., 1996.

Наши рекомендации