Методические требования к оснащенности кабинета безопасности жизнедеятельности

Длительность непрерывного применения на уроках различных

Технических средств обучения

Класс Длительность просмотра (мин) Работа на компьютере
Диафильмы, слайды кинофильмы телепередачи  
1-2 7-15 15-20
3-4 15-20 15-20
5-7 20-25 20-25 20-25 20-25
8-11 - 25-30 25-30 25-30

В течение недели количество уроков с применением ТСО не должно превышать: для учащихся младших классов 3-4, старших классов - 4-6.

Требования к проведению практических работ. Недопустимо выполнение одного вида деятельности на протяжении всего урока.

Общая длительность практической работы не должна превышать: для учащихся 1-2-х классов - 20-25 минут, для учащихся 3-4-х классов - 30-35 минут.

Сдвоенные уроки. В начальной школе запрещается проведение сдвоенных уроков. Для учащихся 5-9-х классов сдвоенные уроки допускаются при проведении лабораторных и контрольных работ.

Сдвоенные уроки по основным и профильным предметам, для учащихся 5-9-х классов допускаются при условии их проведения непосредственно после урока физкультуры или динамической паузы, продолжительностью не менее 30 минут.

В 10-11-х классах допускается проведение сдвоенных уроков по основным и профильным предметам.

Требования к домашним заданиям. Задания на дом даются с учетом возможности их выполнения в следующих пределах: в 1-м классе (со второго полугодия) - до 1 ч, во 2-м - до 1,5 ч, в 3 -4-м - до 2 ч, в 5-6-м - до 2,5 ч, в 7-8- м - до 3 ч, в 9-11-м - до 4 ч.

Методические требования к оснащенности кабинета безопасности жизнедеятельности.

К методической оснащенности кабинета безопасности жизнедеятельности предъявляются определенные требования, без выполнения которых учитель не может квалифицировано осуществлять образовательный процесс.

Кабинет должен быть оснащен: методическими разработками уроков, тематическими планами, нормативно-правовой, периодической и дополнительной литературой, учебниками, средствами наглядной агитации (естественными, графическими, художественными, техническими) и учебными тренажерами.

Методические разработки уроков (планы - конспекты) должны быть разработаны для каждого урока в отдельности. Для возможности коррекции поурочных планов в соответствие с психолого-физиологическими особенностями, уровнем знаний и умений учащихся, рекомендуется, чтобы план конспект урока был укомплектован в отдельной папке на отдельных листах в компьютерном варианте. Помимо содержания урока, в папке хранятся дидактические задания, дополнительная информация и т. д.,- для каждого урока.

Литература. Обязательным требованием является наличие в кабинете учебников, по которым осуществляется преподавание. В настоящее время имеется множество учебников для средней школы, однако, для использования в учебном процессе требуются учебники, рекомендованные министерством образования и науки России. В настоящее время, в перечень рекомендованных входят учебники следующих авторов:

1. Смирнов А.Т. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. 5-11 кл. - М.: Просвещение, 2000.

2. Латчук В.Н., Марков В.В., Миронов С.К. и др. Основы безопасности жизнедеятельности. 10,11 кл.: Учебник для общеобразовательных школ- М.: Дрофа, 2000.

3. Латчук В.Н., Марков В.В., Маслов А.Г. Основы безопасности жизнедеятельности: 6-8 кл. - М.: Дрофа, 2000.

Нормативно-правовая литература должна соответствовать требованиям к уровню знаний и умений учащихся, а также - методическим требованиям к оснащенности образовательного процесса, предъявляемых СанПиНами и ГОСТами. Нормативно-правовая литература должна содержать информацию о санитарно-гигиенических требованиях к организации образовательного процесса, федеральные законы, изучение которых входят в школьную программу (или выдержки из них): «Закон о защите населения от чрезвычайных ситуаций природного и техногенного характера», «Закон о терроризме», «Закон о воинской службе», «Уголовный кодекс РФ», «Международная конвенция о правах человека», «Законодательство о правах несовершеннолетних детей» и т. д.).

Периодическая литература может быть представлена журналами и газетами, в которых содержится информация, касающаяся обеспечения безопасности человека.

В список дополнительной литературы входят научные, научно- популярные издания, способствующие углублению знаний учащихся.

Средства наглядности. Обязательный элемент оснащения кабинета безопасности жизнедеятельности - средства обучения. К средствам обучения причислены: материальные объекты - естественные или искусственно созданные, специально для учебных целей, и периодически - по мере необходимости, вовлекаемые в воспитательно-образовательный процесс в качестве носителей учебной информации и инструмента деятельности педагога и учащихся.

Проектированием и созданием наглядных вспомогательных средств обучения занимаются институты РАО, научно-педагогические, производственные учреждения, различные фирмы и издательства.

Естественные средства наглядности — это натуральные образцы или приборы, которые используются в учебном процессе. Например: гербарий «Ядовитые растения», «Съедобные части растений»; коллекция «Ядовитые насекомые»; противогазы, респираторы, огнетушители. В кабинете должны быть приборы радиационной разведки (ДП-5А, ДГТ-5Б, ДП-5В), приборы контроля радиоактивного облучения (ДП-70МП, ДП-22В, ДП-24), приборы химической разведки (ВПХР, 1111ХР, ГСП-1) и т. д.

К графическим средствам наглядности относятся плакаты со схемами и карты. Они могут быть отпечатаны типографским способом или изготовлены учителем. В перечень специально разработанных, входят следующие комплекты плакатов: «Действия населения при стихийных бедствиях «(комплект из 10 пл. размером 30*41, «Действия населения при авариях и катастрофах техногенного характера» (комплект из 10 пл. размером 30*41), «Новейшие средства защиты органов дыхания - противогазы, респираторы» (комплект из 10 пл. размером 30*41), «Правила поведения в аварийных ситуациях на транспорте» (комплект из 8 пл. размером 88*68), «Уголок гражданской обороны» (10шт. размером 30*41 см), «Терроризм - угроза обществу»(комплект из 10 пл. размером 30*41), «Экстренная реанимация и первая медицинская помощь» (комплект из 6 плакатов, размер 30*41), «Символы воинской чести. (Боевое знамя. Военная присяга. Воинские ритуалы. Военная форма. Военная награда.)» комплект 5 пл. формат АЗ, «Погоны и знаки различия военнослужащих России» (в т.ч. порядок размещения)-25 пл. ф-та А4 «Военная форма одежды» (комплект 18 плакатов)« Огневая подготовка» 11 пл. (теория, приемы и способы стрельбы, ТТХ, устройство АК-74, РПК-74, меры безопасности) «ВС РФ - предназначение, структура, задачи (плакат, формат 60x90) » (Серия "Техника и вооружение» 11 плакатов (60x90).

В связи с тем, что на уроках безопасности учащиеся изучают территориальную локализацию опасных процессов, а так же овладевают навыками ориентирования, кабинет должен быть оснащен топографическими и тематическими картами России и мира. Например, тематическая карта «Динамика чрезвычайных ситуаций на территории России», «Экологическая безопасность России» и т. д.

К художественным средствам наглядности относятся: картины, фотографии, рисунки и поделки детей. Например, комплект картин «Вулканы на территории России», фотографии опасных процессов различного характера, муляжи природных процессов.

Технические средства обучения составляют особую группу. Для использования их в учебном процессе, учитель должен владеть определенным уровнем квалификации. К таким средствам относят аудиотехника, видеотехника, компьютеры и прилагаемые к ним специальные обучающие материалы (слайды, видеофильмы, электронные учебники, диапозитивы, электронные тесты, средства Интернет).

Тренажеры, имитирующие опасные различные процессы или работу приборов. Например, для обучения приемам сердечно-легочной и мозговой реанимации используется тренажер «Максим - Ш-ОГ1 Т126», это макет, имитирующий тело человека в полный рост, оснащенный пультом управления, блоком питания, демонстрационно-настенным табло.

В процессе обучения, должны быть доступны имитаторы следующих приспособлений и оборудования: «Аптечка индивидуальная» (аналог АИ-2), «Сумка санинструктора (укомплектованная)», «Носилки санитарные», «Дозиметр индивидуальный ИД-1», «Костюм химической защиты» (аналог Л-1), «Противогаз» (аналог ГП-7), «Самоспасатель СПИ-20» (промышленный изолирующий), фонарь аккумуляторный "ФОС-3-5/6", с зарядным устройством.

Компьютерные средства обучения. Компьютерные технологии являются неотъемлемой частью учебного процесса по безопасности жизнедеятельности. Разнообразные компьютерные технологии, доступные в настоящее время, дают возможность расширять познавательные возможности детей на уроке, используя в процессе урока компьютерные обучающие программы, пространственные ЗБ модели, тесты, мультимедийные учебники и, наконец, средства Интернет.

Введение компьютерных технологий в программу обучения основам безопасности жизнедеятельности, позволяет учащимся ориентироваться в современных проблемах, имея доступ к новой информации по различным темам.

Для использования в учебном процессе средств Интернет необходимо знать адреса сайтов, на которых учащиеся могут в процессе урока получить необходимую информацию:

http://tcmp.nm.ru/Rescuer/ Rescuer ‘s%20Guidebook/сh1_menu.htm

http://www.techno.edu.ru/db/msg/1452.html

Наши рекомендации