Стиль педагогического общения
В педагогической практике давно замечено, что в начальной школе класс удивительно похож на учителя. Если педагог шумный, неорганизованный, то класс, как в зеркале, отразит в своем поведении эти же черты. Если педагог организован, строг - таким будет в своем поведении и детский коллектив. Если же для педагога свойственна манера сюсюкания, то дети, придя в следующую возрастную группу, поражают затянувшимся «младенчеством», неспособностью к выполнению многих режимных моментов. Это в своей основе связано состилем общения воспитателясо своими воспитанниками.
В чем же конкретно выражается стиль общения педагога с детьми? Он проявляется прежде всего в содержании требований учителя к детям, системе стимулирования и оценке их деятельности.
В стиле общения находят выражение индивидуальные особенности педагога, уровень его творческого развития, особенности детского коллектива, сложившиеся традиции данного воспитательного учреждения. Стиль общения отражает социально-нравственные установки общества, задачи, стоящие перед воспитателем.
Назовем наиболее типичные стили общения педагога с детьми.
1. Педагогическое общение на основе дружеского, заинтересованного расположения к детям. Для работы воспитателя детского сада и учителя начальной школы это наиболее приемлемый вариант общения, который во многом обеспечивает качество учебно-воспитательного процесса. Здесь особенно необходимы внимание к ребенку, создание атмосферы доверительности и доброжелательности. Но порой начинающие педагоги теряют чувство меры, а дру-
141
жественность переходит в иное качество - панибратство. Причиной тому нередко является желание избежать конфликта с детьми, усложнения отношений. Это формирует иной стиль педагогического общения.
2. Соблюдение дистанции. Стиль педагогического общения, который характерен для педагога авторитарного, считающего, что именно соблюдение определенной дистанции позволяет ему лучше управлять детьми. Здесь налицо требовательность, которая подчеркивает разницу между учителем и детьми, когда слово учителя - закон, не может быть возражения педагогу, несогласия с ним. Такой стиль, вопреки ожиданиям, ведет к неприятию самой личности педагога детьми, к конфликтам.
3. Общение-заигрывание. Этот стиль общения Антон Семенович Макаренко определил как «погоня за любовью». Он говорил: «Я уважал своих помощников, а у меня были просто гении в воспитательной работе, но я их убеждал, что меньше всего нужно быть любимым воспитателем. Я лично никогда не добивался детской любви и считаю, что эта любовь, организуемая педагогом для собственного удовольствия, является преступлением. . . Это кокетничанье, эта погоня за любовью, эта хвастливость любовью приносят большой вред воспитателю и воспитанию. Я убедил себя и своих товарищей, что этого привеска. . . не должно быть в нашей жизни.
Пусть любовь придет незаметно, без ваших усилий. Но если человек видит цель в любви, то это только вред»'.
4. Общение на основе совместной творческой деятельности. Этот тип общения наиболее характерен для педагогов, работающих в старших классах. Анализ педагогической практики убедительно доказывает, что такой стиль общения возможен и в младших классах. Ведь дело не в возрасте детей, а в определенной организации учебно-воспитательного процесса. Не секрет, что далеко не единичны случаи, когда дети в начальной школе вместе с учителем увлеченно создают «уголки», «кометы», «музеи» народных промыслов, народных игрушек, овладевают навыками народных ремесел. А сколько существует в школах «зеленых» и «живых уголков», где дети буквально пропадают с утра до вечера вместе со своим учителем. Именно общение на основе творческой деятельности нередко помогает школьникам определиться с выбором сво-
' Макаренко А. С. Соч. : В 7т. - М. , 1958. -Т. V -С. 180. 142
ей дальнейшей профессии уже в начальной школе. Такой учитель остается в памяти и сердцах своих воспитанников на всю жизнь.
Творческая направленность его деятельности, полученная ребенком в детском саду или начальной школе, проявляется позже в других видах деятельности, помогает добиваться больших результатов в любой профессии.
5. Есть и еще один стиль общения, который строится на страхе и устрашении. Порой педагоги, не понимая всей пагубности последствий такого общения, бравируют тем, что они своих детей могут оставить на целый урок одних в классе и никто из них «не пикнет». Основой такого повиновения детей является страх перед наказанием. Авторитарные педагоги, как правило, поощряют ябедничество и доносы друг на друга. Дети, расставшись с педагогом -приверженцем «казарменной» дисциплины, вспоминают о нем с болью и обидой.
Надо отметить, что существует, естественно, и иной стиль общения педагога со своими воспитанниками, где присутствует «всего понемногу», т. е. стиль с менее ярко выраженной направленностью в общении - общий стиль.
Безусловно, нельзя требовать единообразия в стиле общения педагога с малышами, поскольку это - определенный результат осознания учителем социально-этических установок общества и его педагогического мастерства, сложившихся традиций в данном воспитательном учреждении и др. Но обязательными являются условия целенаправленного и организационного общения, которые определяют его результативность:
-глубокое знание педагогом своих воспитанников, их возрастных и индивидуальных особенностей;
- наличие информации о состоянии здоровья и семейно-бытовых условий;
- представление о наиболее типичной реакции ребенка на вовлечение его в общение;
- систематическое планирование педагогом общения с детским коллективом, личностью;
- продуманность содержания и форм выражения требований учителя к детям;
-доброжелательность и объективность в оценке педагогом поведения и деятельности детского коллектива, каждого ребенка;
- включение ребенка в разнообразные формы общения;
143
- отношение к ребенку не как к пассивному объекту воздействия педагога, а как к активной, творчески развивающейся личности.
Теория воспитания исходит из того, что личность формируется не только в деятельности, но и в процессе общения с другими людьми. Чем шире и разумнее организовано общение детей с окружающими их людьми, тем эффективнее результаты воспитания. Можно сформулировать такую закономерность, как зависимость результатов воспитания от характера общения детей с окружающими людьми. В дошкольные годы особенно много значит характер общения ребенка с родителями и с другими членами семьи. Излишняя изолированность ребенка от взрослых нередко приводит к формированию у малыша замкнутости, страха перед коллективом, неуверенности в своих силах и возможностях. Напротив, излишнее внимание к ребенку, мелочная опека формируют у малыша вседозволенность, эгоизм, что также осложняет его общение с товарищами.
Следует особо отметить необходимость общения мальчиков с мужчинами, чтобы они понимали свой статус в семье, свои обязанности и были подготовлены к адекватному восприятию их в последующие годы. Особенно важно общение в деле - работая с молотком, напильником или топором.
Помимо того что учитель сам общается с родителями, другими учителями, детьми, он учит общению с людьми и детей. Для этой цели в настоящее время у учителя имеется учебный предмет, включенный в план начальной школы. Этот предмет очень интересен. Дети в процессе его изучения узнают о роли и функциях языка в обществе, о взаимодействии людей друг с другом при помощи речи, приобщаются к культуре общения, письменного и устного. Поэтому преподавание этого предмета должно стать важнейшим средством воспитания коммуникативных способностей детей, формирования речевых умений и речевой деятельности, стать средством улучшения контактов с детьми.