Мнемические операции, интериоризация и автоматизация знаний и действий в составе фазы овладения учебным материалом в учении.

В структуре памяти можно выделить четыре относительно самостоятельных процесса: запоминание, воспроизведение, сохранение и забывание усвоенной ранее информации. Каждый процесс осуществляется при помощи сознательных мнемических действий, направленных на выделение и запечатление нужной информации ее удержание и восстановление. Специально организованное запоминание, направленное на более эффективное усвоение информации называется заучиванием. В процессе заучивания применяются специальные приемы мнемического характера, направленные на обработку и осмысление изучаемого материала. Воспроизведение – процесс восстановления усвоенной информации в сознании человека. Воспроизведение может осуществляться сразу же после запоминания, а также через определенный промежуток времени. Особое значение в деятельности памяти имеет сохранение информации. Сохранение направлено на закрепление, систематизацию и удержание информации в сознании субъекта в период между ее запоминанием и воспроизведением. Забывание такой же целесообразный процесс, как и сохранение. Если бы вся усвоенная ранее информация хранилась в сознании, то было бы трудно разобраться в ней и быстро выделить ту, которая необходима в данный момент.

Интериоризация это формирование внутренних структур человеческой психики посредством усвоения внешней социальной деятельности. Интериоризация не сводится к получению «извне» для последующей переработки и хранения «внутри» психики знаковой информации посредством механизмов восприятия и памяти. Согласно Ж. Пиаже, интериоризация происходит вместе с формированием речи (значения слов -«находятся» в сознании). В отечественной психологии интериоризация рассматривается как преобразование строения предметной деятельности в структуру внутреннего плана сознания. Согласно Л. С. Выготскому, всякая подлинно человеческая форма психики первоначально складывается как внешняя социальная форма общения между людьми и только затем, в результате И., становится психическим процессом индивида.

Каждое обучение обязательно заканчивается проверкой знаний усвоенного материала в виде экзамена или аттестации. Устный экзамен, как правило, отнимает слишком много полезного времени, как у сдающего, так и у членов комиссии по проверке знаний. Данный процесс можно ускорить, если его автоматизировать, а сделать это можно с помощью применения компьютерных обучающе-контролирующих программ. Автоматизация процесса проверки знаний (аттестации) заключается в следующем:

· Проведение проверки знаний в сжатые сроки;

· Независимость в оценке результатов экзамена;

· Управление режимами проверки знаний;

· Возможность формирования любого количества экзаменационных билетов за очень короткий промежуток времени;

· Возможность объединения нескольких тестов в рамках одного экзамена;

· Непрерывный мониторинг процесса экзамена;

· Хранение и протоколирование (при необходимости) всех результатов проведенных экзаменов;

· Универсальный механизм формирования протоколов по результатам проверки знаний с учетом требований нормативных правовых актов, регламентирующих вопросы проверки знаний.

Кроме того, применяя автоматизированные системы обучения и проверки знаний, можно организовать коллективную работу в учебном классе обучающей организации или корпоративной сети организации с делегированием полномочий структурным подразделениям, что дает возможность проведения экзамена или аттестации территориально удаленных работников организации.

Литература:

1) Айсмонтас Б.Б. Педагогическая психология. М.: Вла-дос, 2002.М.: Изд-во Владос-Пресс, 2002. — 208 с.;

2) Выготский Л. С., Мышление и речь, Собр. соч., т. 2, М., 1982.

Наши рекомендации