Развитие элементарных математических представлений

ДИАГНОСТИЧЕСКАЯ КАРТА

( В.П. Новикова)

Цель: Выявление знаний по формированию элементарных мате­матических представлений у детей шестого года жизни (ко­нец учебного года).

Методика № 1- выявление умений счета.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку по­считать до 10.

Методика №2- выявление знаний цифр.

Материал. Набор цифр в произвольном порядке.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку раз­ложить цифры по порядку от 1 до 0, а затем назвать те ци­фры, которые ему покажут (9, 6, 3, 7).

Методика № 3- выявление умений соотносить количе­ство предметов с цифрой.

Материал. Набор цифр, мелкие игрушки.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку от­считать восемь игрушек, а потом обозначить это количество цифрой.

Методика № 4- выявление умений отсчитывать количе­ство на одну единицу больше или меньше.

Материал. По 10 елочек и грибов.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку от­считать елочек на одну больше, чем грибов (четыре), после чего дает задание отсчитать грибов на один меньше, чем ело­чек (семь).

Методика № 5- выявление умений составлять число из единиц и различать количественный и порядковый счет.

Материал. В ряду: свекла, кабачок, морковка, картошка, огурец.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку ска­зать, из каких овощей составлена группа; которая морковка по счету; считать по порядку.

Методика № 6- выявление умений сравнивать две груп­пы предметов.

Материал. Перед ребенком пять больших матрешек и пять маленьких в кругу.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ответить на вопрос, каких игрушек больше.

Методика № 7 - выявление умений сравнивать предметы по длине.

Материал. Перед детьми пять полосок разной длины, ле­жащих произвольно (разница между полосками - 0,5 см).

Инструкция к проведению. Педагог задает вопросы. Одина­ковые ли полоски по длине? Разложи их по порядку: от са­мой короткой до самой длинной. Назови, какие полоски по длине.

Методика№ 8- выявление знаний о геометрических фи­гурах.

Материал. Два красных круга и один треугольник; два зе­леных квадрата и один прямоугольник; три желтых прямо­угольника и два треугольника разной конфигурации. По од­ному синему кругу, квадрату, треугольнику, прямоугольнику.

Инструкция к проведению. Задаются следующие вопросы. Сколько треугольников? Сколько четырехугольников? Сколь­ко красных фигур? Назови зеленые фигуры.

Методика № 9- выявление умений ориентироваться в пространстве (слева, справа).

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку ска­зать, что находится слева от него.

Методика № 10- выявление знаний о днях недели.

Инструкция к проведению. Педагог предлагает ребенку на­звать дни недели по порядку, затем сказать, какой день не­дели сегодня, какой день недели был вчера, какой день не­дели будет завтра.

Оценка результатов

1 балл- ребенок самостоятельно справляется с заданиями, правильно отвечает на вопросы;

0,5 балла- ребенок справляется с заданиями с помощью педагога;

0 баллов- ребенок не справился с заданиями..

Развитие элементарных математических представлений

«Система работы со старшими дошкольниками с задержкой психического развития «

(в условиях дошкольного образовательного учреждения)

Программно – методическое пособие /под общей редакцией Т.Г.Неретиной»-

М.Баласс, изд. Дом РАО, 2004 г

Параметры оценки: навыки счета, арифметических действий, срав­нение чисел, геометрические фигуры, пространственные представления, размер предмета.

Высокий уровень (5)

Считает в прямом и обратном порядке до 5 (старшая группа), до 10(подготовительная группа). Счет осознанный. Владеет порядковым счетом (подготовительная группа). Сравнивает множества и числа путем уравни­вания элементов и пересчета. Выполняет арифметические действия (+ 1 ­старшая группа, +, -2 - подготовительная группа). Знает цифры и опери­рует ими, а также арифметическими знаками. Самостоятельно составляет и решает устные арифметические задачи. Самостоятельно ориентируется в пространстве. Правильно называет геометрические фигуры. Владеет понятиями размера предметов.

Средний уровень (3)

Навыки счета неустойчивые. Счет больше механический. Порядковый счет в малом пределе. Сравнивает множества путем пересчета. Сравнивает числа в небольшом интервале (до 3 - старшая группа до 5-6 - подготови­тельная группа). Выполняет арифметические действия только один, ис­пользуя пальцы и др. Знает арифметические знаки, цифры, но слабо опе­рирует ими. Составляет арифметические задачи на наглядной основе с по­мощью взрослого. Ориентируется в пространстве по наводящим вопросам. Размер предмета устанавливает с помощью взрослого. Затрудняется в назывании и показе геометрических фигур

Низкий уровень (1)

Считает в ограниченном пределе. Счет неосознанный. Сравнения кон­трастных множеств с помощью взрослого доступны. Не соотносит числа с цифрами, арифметические знаки не понимает и не применяет. Опредмечивает геометрические фигуры. Не называет размер предмета.

Наши рекомендации