Игры со звуками, буквами и словами 3 страница

Что помогает нам говорить? (Губы, зубы, язык.) Ка­кое из этих слов нам уже встречалось? (Слово язык.) Это слово обозначает орган тела и язык, на котором люди общаются. Наша речь состоит из предложений, предло­жения — из слов, а слова — из звуков.

Какие бывают звуки? В русском языке есть разные звуки. Звуки а, у, и, э, о, ы называются гласными. Они произносятся напевно, с широко открытым ртом, воздуш­ная струйка свободно выходит изо рта. Остальные звуки произносятся с шумом или свистом и называются соглас-ными: ш, ж, с, з и др. Воздушная струя при их произно-шении всегда встречает преграду. Для звуков п, б, м преградой будут губы, для л — зубы, для т, д — альвео­лы. Из звуков речи состоят слова. Произнесите звуки м, а, м, а. Какое слово получилось? (Мама.) Из слов состав­ляют предложения. Скажите: «Моя мама самая добрая». Вот и получилось предложение.

Все ли люди умеют говорить? Какого человека назы­вают немым? Как немые люди общаются между собой?

■ ОЩУЩЕНИЯ ЧЕЛОВЕКА

Как мы узнаем и различаем предметы? (Мы прикаса­емся к ним, смотрим на них, пробуем на вкус, прислу­шиваемся к их звучанию.)

Что чувствует человек, прикоснувшись к горячему утюгу? (Боль.)

Что чувствует голодный человек? (Голод.)

Что чувствует человек на улице зимой? (Холод.)

Что чувствует человек в знойный летний день? (Жару.)

Как различить соль и сахар? (Нужно попробовать их на вкус)

Какие бывают запахи? (Приятные и неприятные.)

Как человек ощущает запахи? (Ощущение запахов про­исходит с помощью обоняния. В нос вместе с воздухом попадают невидимые частички. Мы чувствуем запахи, когда вдыхаем воздух носом.)

Потрогайте деревянный брусок и металлический ша­рик. Что вы ощутили? (Шарик холодный, а брусок теп­лый.) Что тяжелее? Что легче?

Потрогайте пластилин, ластик и дерево. Нажмите на них пальчиком. Что вы почувствовали? (Пластилин мяг­кий, ластик упругий, а дерево твердое.) Потрогайте наж­дачную бумагу и столешницу. Что вы ощутили? (Наждач­ная бумага шероховатая, а столешница гладкая.) Потро­гайте иголку. Какая она? (Острая.)

Что же ощущает человек? (Свет, звук, боль, голод, жажду, холод, тепло и т. д.) Что помогает человеку ощу­тить качества разных предметов? (Человек ощущает пред­меты с помощью нервных окончаний, которые располо­жены под кожей. Мозг получает информацию о том пред­мете, к которому мы прикасаемся, и посылает сигналы: отдернуть руку, если прикоснулись к горячему или ост­рому предмету.)

■ ОРГАНЫ СЛУХА

Что такое звук? (Это вибрации в воздухе.) Чем мы слы­шим звуки? (Ушами.) Что сообщают нам звуки? (Инфор­мацию о различных предметах.) На что похожи уши чело­века? (На раковину.) Из каких частей состоит ухо? (Рако­вина, мочка, барабанная перепонка — основные части уха.)

Все ли люди хорошо слышат звуки? (Есть слабослы­шащие и глухие люди.) Как нужно беречь слух? (Не класть в уши мелкие предметы, избегать громких зву­ков, мыть уши теплой водой с мылом и беречь их от холода.)

■ ОРГАНЫ ДВИЖЕНИЯ

Зачем человеку руки? Что умеют делать руки челове­ка? Какие добрые дела могут делать руки человека? А могут ли они делать недобрые дела? У каких животных передние конечности похожи на руки человека? (У обезь­ян.) Чем отличаются руки человека от передних конечно­стей обезьян? (Человек умеет изготавливать разные пред­меты.) Почему так говорят: У человека золотые руки!

Зачем человеку ноги? С помощью чего двигается чело­век? (Человек двигается с помощью мышц. Мышцы на­прягаются и расслабляются. Они связаны с костями и заставляют их двигаться.) Почему человек может сгибать и разгибать ноги, приседать, прыгать и бегать? (Потому что кости соединены подвижными суставами, которые позволяют человеку двигаться.)

Что позволяет человеку держаться прямо и наклонять­ся в разные стороны? (В этом ему помогает позвоночник.) \ Что лучше для здоровья — лежать, сидеть или двигать­ся? (Движения полезнее для здоровья. Движение застав­ляет лучше работать сердце, мышцы и мозг.)

■ ОРГАНЫ ПИЩЕВАРЕНИЯ

Что такое пища? (Это то, что мы едим.) Какая пища полезна для человека? (Растительная. Это фрукты, ово­щи, растительное масло и др. Организму человека нуж­ны жиры, углеводы, белки, витамины и т. д.) Почему нельзя глотать пищу большими кусками? (Она долго оста­ется в желудке и плохо усваивается организмом.) Поче­му нельзя разговаривать во время еды?

Как сохранить здоровые зубы? (Нельзя кусать и грызть твердые предметы. Нельзя есть много сладкого, очень горячую и очень холодную пищу. Нужно полоскать рот после каждого приема пищи, чистить зубы утром и вече­ром и вовремя лечить зубы у стоматолога.) Нужно ли человеку пить воду? (Ребенку нужно в день около 1,5 литров жидкости, а взрослому — три литра.)

Почему вы растете? Что нужно детям для хорошего роста?

■ ОРГАНЫ ЗРЕНИЯ

Зачем человеку глаза? (Чтобы видеть окружающий мир.) Какого цвета бывают глаза? (Глаза бывают голу­бые, карие, серые, зеленоватые, серо-голубые и других оттенков.) Какие глаза бывают у людей? (Большие, ма­ленькие, добрые, злые, насмешливые, испуганные, умо­ляющие, просящие, жалостливые и т. д.) Что защищает наши глаза? (Веки и ресницы.) Что такое слезы? (Сле­зы — это жидкость, которая защищает глазное яблоко от высыхания.) Зачем нужны слезы? (Они очищают глаза и сохраняют их влажными.)

Какие нарушения зрения бывают? (Некоторые люди не различают цвета, другие недостаточно хорошо видят, третьи — не видят совсем.) Как называют врача, лечаще­го глаза? (Окулист.) Зачем люди носят очки? (Очки нуж­ны для того, чтобы улучшить зрение.) Почему нельзя смеяться над людьми, у которых нарушено зрение? Как можно помочь слепому человеку?

Как сохранить зрение? (Нельзя долго играть с компь­ютером и смотреть телевизор. Нельзя сидеть близко к телевизору. Можно рисовать, рассматривать и читать книги только при хорошем освещении. Надо беречь гла­за от попадания в них пыли и мелких предметов.)

■ ОРГАНЫ ДЫХАНИЯ

Что помогает человеку дышать? (Нос, рот, трахея, бронхи, легкие.) Что такое вдох? (Это наполнение лег­ких воздухом.) Что такое выдох? (Выход использованно­го воздуха из легких.) Чем мы дышим? (Воздухом.) Что происходит с воздухом в носу? (Он очищается от пыли, увлажняется и согревается.) Что происходит с воздухом в легких? (Легкие получают кислород и выдыхают угле­кислый газ.)

Может ли человек жить без воздуха? (Не может. Он умрет без воздуха через две-три минуты. Воздух, а точ­нее, кислород — основа жизни.) Почему человек не мо­жет жить в воде? (Потому что он может дышать только воздухом.)

Что вредно для нашего дыхания? (Табачный дым, го­рящие газовые горелки, пыль.) Когда бывает насморк? Как уберечься от болезней носа? Как называют врача, лечащего органы дыхания? (Лор-врач или отоларинголог.) Какой воздух полезнее для здоровья? (Свежий, чистый и богатый кислородом.) Почему нужно проветривать ком­нату? Почему человеку нужно гулять на улице? (Чтобы дышать свежим воздухом.) Почему в больших городах трудно дышать? (Потому что машины и предприятия загрязняют воздух.)

■ КАК БЫТЬ ЗДОРОВЫМ

Что такое здоровье? Что такое болезнь? Как мамы узнают о болезни своих детей? (У детей поднимается темпе­ратура, появляется головная боль, насморк, теряется аппе­тит и краснеют глаза. Может быть тошнота и рвота.)

Что должен сделать ребенок, если он почувствовал себя плохо? (Сказать об этом маме или воспитательнице и лечь в постель.) Какого врача приглашают к больному ребен­ку? (Врача-педиатра.) Что надо делать, чтобы быстрее выздороветь? (Нужно пить много морса, воды, чая с ли­моном и другой жидкости. Выполнять указания врача, не бегать, а лежать в постели. Чаще проветривать ком­нату и мыть полы.) Как можно уберечься от болезни? (Закрывать уши и шею в холодную погоду. Нельзя хо­дить с мокрыми ногами и в мокрой одежде. Надо есть много овощей и фруктов и пить молоко.) Что должен делать больной человек, чтобы не заразить других лю­дей? (Необходимо закрывать рот платком при кашле и чихании. Запретить друзьям приходить в гости.) Чем измеряют температуру тела? Почему надо осторожно об­ращаться с градусником? (Чтобы он не разбился. Если градусник разобьется, шарики ртути можно собрать в бутылочку с помощью скотча и плотно ее закрыть.) По­чему нельзя брать без разрешения лекарства?

Как нужно ухаживать за своим телом? Какие предме­ты гигиены нужны человеку и для чего? Что нужно сде­лать, когда поранишь пальчик? (Надо обратиться за по­мощью к взрослым. Надо обработать ранку йодом или зеленкой и перевязать бинтом.)

Какие невидимые враги есть у человека? (Микробы.) Где они «живут»? Как с ними бороться? (Надо дружить с водой и мылом.)

Что может причинить вред мозгу? Что случится, если человек сильно ударится головой? (Если человек сильно ударится головой, может быть сотрясение мозга, а это очень опасно для здоровья.) Как обеспечивается отдых уставшему мозгу? (Нужно вовремя ложиться спать, не заниматься очень долго одним и тем же делом, бывать на свежем воздухе.)

Что самое дорогое в жизни человека? (Здоровье.)

Почему так говорят: Человек хрупкое создание при­роды? Что значит: Надо научиться беречь свою жизнь?

■ ЧУВСТВА ЧЕЛОВЕКА

Когда вы испытываете чувство радости? Кто радует вас? Кого вы радуете?

Когда вам бывает грустно? Что вас огорчает? Что вас может рассердить?

Что значит любить? Кого можно любить? Что вы лю­бите делать? Какая у вас любимая игрушка?

Что вам не нравится? Что вы ненавидите? Какими чувствами может выразить человек свое отрицательное отношение к другим людям? (Это может быть неуваже­ние, неприязнь, ненависть, отвращение.)

Бывает ли вам стыдно? Что такое обида? Кто обижает вас, и на кого были вы обижены? Понятно ли вам слово зависть? Можно ли завидовать чужой удаче, успеху? Что лучше — радоваться успеху других или выражать недо­вольство и недоброжелательность?

Что такое счастье? Бываете ли вы счастливы? Что нужно человеку для счастья? Что вы можете сделать, чтобы наши близкие были счастливы? Что можно сде­лать, чтобы все люди на Земле были счастливы?

■ ПРИВЫЧКИ И ПОСТУПКИ

Какие бывают привычки? (Привычки бывают полез­ные и вредные.)

Какие привычки можно признать полезными? (Умы­вание и чистка зубов по утрам и вечерам, прием ванны или душа перед сном, мытье рук перед едой, полоска­ние рта после еды, умение пользоваться носовым плат­ком, умение содержать в порядке свое тело и личные вещи и еще многие другие. Эти привычки помогают сохранить и укрепить здоровье. Есть привычки, кото­рые свидетельствуют о воспитанности и культуре чело­века: уступить место старшим и девочкам, в нужный момент прийти на помощь, вежливо благодарить за ока­занную услугу и т. д.).

Какие вредные привычки вы знаете? (Нельзя ковырять в носу, грызть ногти, совать в рот разные предметы, остав­лять неубранными игрушки, разбрасывать вещи и т. д.) Подумайте, какие полезные привычки вы хотели бы иметь.

Хороший поступок — что это значит? Что можно ска­зать об этих поступках? (Мальчик сказал неправду, по­лез в драку, говорил грубые слова, девочка не дала под­ружкам поиграть со своей куклой, мешала спать другим детям, дети мучили щенка, бросали камни в кошку, ра­зорили воронье гнездо.)

■ НРАВСТВЕННО-ЭТИЧЕСКИЕ ПОНЯТИЯ

Что такое добро и зло? Каких людей называют добры­ми, а каких злыми? Встречались ли вы с такими людьми? Запомните: зло сначала разрушает здоровье того человека, от которого исходит, а потом причиняет боль другим.

Что такое дружба? Кого мы называем другом? Почему в народных пословицах говорится: Не имей сто рублей, а имей сто друзей. Верный друг — самое большое богат­ство? Как вы понимаете пословицу Дружба заботой да подмогой крепка?

Как вы понимаете слова честь и достоинство? Что под­разумевается под словами вести себя с достоинством и не уронить свою честь? Почему нужно уважать честь и дос­тоинство других? Чем можно нанести оскорбление челове­ку и можно ли так поступать? Что обозначает слово уваже­ние? Что значит уважать себя и других? Хорошо ли иметь свое мнение или надо прислушиваться к мнению других? А знаете ли вы, что такое честолюбие? (Быть честолюби­вым — желать достигнуть в жизни больших успехов, стать известным и уважаемым.) Хотите ли вы быть такими?

Что такое правда и ложь? А что такое честность? Кого можно назвать честным человеком? (Искреннего, прямо­го и добросовестного человека.) Что подразумевается под выражениями честное слово и береги честь смолоду?

Знаете ли вы такие слова — вежливость, вниматель­ность, душевность? О ком можно сказать: Это вежли­вый человек. Этот человек очень внимательный. Душев­ный человек? Нужно ли быть всегда вежливым и внима­тельным? Как вы понимаете поговорку Не хвали себя сам, пусть похвалят другие? Какого человека можно на­звать скромным?

Что такое милосердие? (Это готовность помочь друго­му человеку, умение любить и прощать людей.) Умеете ли вы прощать обиды? Когда вы просите прощения? Что такое жалость? Кого можно пожалеть? Понятно ли вам слово любовь! Нужно ли любить себя, родных и близ­ких? За что можно любить человека? Что значат выра­жения: любите природу, любите Землю»!

Каким человеком вы хотели бы стать? Объясните по­словицу Жизнь дана на добрые дела.

Стихи

Прослушайте стихотворения. Повторите рифму. Расскажите,
о чем идет речь в стихотворениях.

МОЙ ЗАМЕЧАТЕЛЬНЫЙ НОС

Я ничего не знаю,

И вдруг мой нос говорит,

Что где-то у кого-то

Сейчас подгорит!

Я ничего не знаю,

Это нос доложил:

Кто-то купил апельсины

И вон туда положил!

Я ничего не знаю!

Я в духоте сижу,

Нос говорит:

— Погуляем! Очень тебя прошу!
Ходишь с ним и гуляешь,

Он говорит со мной. Он говорит:

— А знаешь, пахнет уже весной!

Э. Мошковская

ЗАЧЕМ НОСИК МАЛЫШАМ?

Есть прямые носики,

Есть носики-курносики...

Очень нужен всякий нос,

Раз уж он к лицу прирос.

Жарким летом на лужочке

Носик нюхает цветочки.

На полянке — землянику,

В грядке — спелую клубнику.

В огороде чует нос,

Где чеснок и лук подрос.

В доме, может так случиться,

Носик тоже пригодится:

Он найдет в шкафу варенье,

Где конфеты и печенье,

Где в буфете шоколадки

Или сок в бутылке сладкий...

Апельсины кто принес?

Все понюхает наш нос!

Даже помнит он, каков

Запах маминых духов.

Нос не должен быть простужен,

Нос здоровый всем нам нужен,

Чтобы, сон когда придет,

Тихо спать, закрывши рот.

Еще можно пожелать:

Пальцем в нос не залезать,

День на солнце не сидеть —

Носик может обгореть!

А зимой в большой мороз

Не высовывать свой нос!

Ну, теперь понятно вам,

Зачем носик малышам?

Ю. Прокопович

РЕБЯТИШКАМ ПРО ГЛАЗА

Разберемся вместе, дети,
Для чего нужны глаза на свете?
И зачем у нас
На лице есть пара глаз?
Для чего нужны глаза?
Чтоб текла из них слеза?
Ты закрой глаза ладошкой,
Посиди совсем немножко.
Сразу сделалось темно,
Где кроватка, где окно?
Странно. Скучно и обидно —
Ничего вокруг не видно.
Женя хочет быть пилотом —
Править быстрым самолетом,
Все моря на белом свете
Переплыть мечтает Петя.
Будет Николай таксистом,
А Сергей парашютистом,
Станет снайпером Илья...
Но для этого, друзья,
Кроме знанья и уменья —
Всем необходимо зренье!
Чтоб отправился в полет
Реактивный самолет,
Чтобы смело корабли
По морям студеным шли —
Нужно помнить каждый час,
Как важны глаза для нас!
Очень много неизвестного,
Очень много интересного
Разузнаешь ты из книг.
Вот представь себе на миг,
Ты прочтешь про все на свете,
Как летают на ракете,
Сколько всех на небе звезд,
Как устроен длинный мост,

Кто живет на дне морском,
Как построен каждый дом,
Как железо добывают,
Как микробы изучают,
Как Америку открыли,
Как на льдине люди жили...
Но чтоб книгу прочитать,
Нужно зреньем обладать.
Значит, каждому из нас
Нужна пара зорких глаз!

Я. Орлова

ЗДРАВСТВУЙТЕ!

— Здравствуйте! —ты скажешь человеку.

— Здравствуй! — улыбнется он в ответ,
И, наверно, не пойдет в аптеку

И здоровым будет много лет.

ДОБРЫЙ ДЕНЬ!

— Добрый день! — тебе сказали.

— Добрый день! — ответил ты.
Вас две ниточки связали
Теплоты и доброты.

А, Кондратьев

ЖАДИНА

— Гриша, Гриша, дай мне нож!

— Ты обратно не вернешь.

— Дай-ка, Гриша, карандаш!

— Ты обратно не отдашь.

— Гриша, Гриша, дай резинку!

— Ты откусишь половинку.

— Гриша, Гриша, дай чернил!

— Ты бы сбегал и купил.

С. Маршак

КАПРИЗКА

Не хочу я руки мыть!
Не хочу я кушать!
Целый день я буду ныть,
Никого не слушать.

Почему я все кричу?
Вам какое дело!
Ничего я не хочу!
Все мне надоело.

Г. Караманенко

АЛЕНУШКА

Как у нашей дочки
Розовые щечки.
Как у нашей птички
Темные реснички.

Как у нашей крошки
Тепленькие ножки.
Как у нашей лапки
Ноготки-царапки.

Е. Благинина

НОС, УМОЙСЯ

Кран, откройся!
Нос, умойся!
Мойтесь сразу,
Оба глаза!
Мойтесь уши,
Мойся, шейка!

Шейка, мойся
Хорошенько!
Мойся, мойся,
Обливайся!
Грязь, смывайся!
Грязь, смывайся!!!

Э. Мошковская

УШИ

— Доктор, доктор, как нам быть?
Уши мыть или не мыть?

Если мыть, то как нам быть:
Часто мыть или пореже?
Отвечает доктор:

— Еже...—

Отвечает доктор гневно:

— Еже... еже... ежедневно!!!

Э. Мошковская

Загадки

Отгадайте загадки. Нарисуйте отгадки.

Пять мальчиков,

пять чуланчиков,

разошлись мальчики

в темные чуланчики,

каждый мальчик в свой чуланчик.

(Пальцы и перчатки)

Полон дворец белых овец.

(Рот и зубы)

На ночь два оконца сами закрываются,
а с восходом солнца сами открываются.

(Глаза)

Стоят два дуба.
На дубах — бочка,
на бочке — кочка,
на кочке — мох.

(Человек)

Всегда он в работе,
когда говорим,
но отдыхает,
когда мы молчим.

(Язык)

Пятерка братьев неразлучна,
им вместе никогда не скучно.
Они работают пером,
пилою, ложкой, топором.

(Пальцы)

Брат с братом через дорожку живут,
а один другого не видит.

(Глаза)

Ни на меру, ни на вес — у всех людей есть.

(Ум)

Между двух светил
в середине я один.

(Нос)

Вокруг проруби сидят
белые голуби.

(Рот и зубы)

Лежит колода среди болота,
не сохнет, не мокнет
и не ржавеет.

(Язык)

По обеим сторонам горы
два зверя сидят.

(Уши)

Вокруг холма семь нор.

(Голова, уши, глаза,
ноздри, рот)

Не сеют, не сажают, сами вырастают.

(Волосы)

Десять братцев весь груз несут.

(Пальцы ног)

Пять братцев годами равные, ростом разные.

(Пальцы)

Пословицы и поговорки

Выучите наизусть пословицы и поговорки.

Ленивые руки не родня умной голове.
От лени болезнь, от работы здоровье.
На то два уха, чтобы слушать.

СЕМЬЯ

СЛОВАРИК ПО ТЕМЕ

ИМЯ СУЩЕСТВИТЕЛЬНОЕ семья дети бабушка мама папа сестра внук ДЯДЯ племянник родственник отчество муж надежда мачеха день ангела портрет фотография трудолюбие радушие внимательность доброта нежность взаимопомощь понимание прощение благодарность комплименты смелость ловкость чистоплотность традиция родитель прабабушка дедушка дочь брат тетя племянница имя жена вера именины альбом совет воспитание жадность чуткость ласка забота взаимоуважение уступчивость извинение утешение скромность любезность неряшливость торжество ребенок прадедушка сын внучка фамилия свадьба любовь тезка день рождения возраст гостеприимство сердечность участие похвала просьба пожелание этикет аккуратность уют праздник ИМЯ ПРИЛАГАТЕЛЬНОЕ семейный именной двоюродный родной маленький
сердечный хороший внимательный требовательный фамильный единый троюродный младший любимый милый строгий равнодушный родовой родственный чужой старший ласковый дорогой похожий уважительный ГЛАГОЛ ЖИТЬ гордиться дарить ухаживать прощаться делать горевать похвалить уступить любить дружить заботиться желать трудиться выполнять подарить приласкать поссориться забыть хвалить дорожить помогать здороваться работать хозяйничать обнять помириться ПРИЧАСТИЕ живщий смеющийся взрослеющий помогающий любящий родившийся подрастающий работающий ненавидящий стареющий заботящийся уважающий НАРЕЧИЕ по-моему по-братски совместно понапрасну вежливо невозмутимо вдвоем дружно навеки бесполезно ответственно по-твоему по-отцовски поровну мирно внимательно безразлично наедине счастливо стыдно честно охотно по-нашему отдельно понемногу доброжелательно сердито злобно вместе радостно лениво добросовестно строго  
           

Психогимнастика

■ ВЫРАЖЕНИЕ ПСИХОЭМОЦИОНАЛЬНОГО И ПСИХОФИЗИЧЕ-
СКОГО СОСТОЯНИЯ

Выразите отношения между членами семьи: изобрази-
те ласковую маму, строгого дедушку, рассердившегося
папу и провинившегося, непослушного и капризного ре-
бенка, жадную сестренку, добрую бабушку, пожурившую
своих внучат-шалунишек. Изобразите состояние тоски и
одиночества: родители ушли в гости, а ребенка оставили
дома одного.

■ ОБРАЗНЫЕ ПЕРЕВОПЛОЩЕНИЯ

Изобразите, как мама собирается на работу: одевает-
ся, причесывается, накладывает макияж.

Изобразите, как мама, папа, бабушка, дедушка, сест-
ра или брат выполняют домашние дела.

■ РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ. КООРДИНАЦИЯ РЕЧИ С
ДВИЖЕНИЕМ

Выполняйте действия и движения пальчиками в соответствии
со смыслом текста потешки.

Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик — бабушка,
Этот пальчик — папочка,
Этот пальчик — мамочка,
Этот пальчик — я.
Вот и вся моя семья.

Формирование
лексико-грамматического строя речи

■ синонимы

Назовите слова, близкие по значению, — «слова-приятели».
Какими другими словами можно заменить слово неправда!

неправда — ложь, обман, несправедливость
доброта — добродушие, добросердечие
небрежность — неаккуратность, неряшливость, неради-
вость

веселье — потеха, забава, развлечение
работящая — трудолюбивая
непослушный — грубый, дерзкий
строгий — суровый, требовательный

■ АНТОНИМЫ

Придумайте слова, противоположные по значению,— «слова-
неприятели».

правда — ложь
труд — лень
почет — позор
мир — ссора
сила — слабость
сердечный — черствый
мудрый — глупый
здороваться — прощаться
помнить — забывать
мирно — враждебно

награда — наказание
щедрость — жадность
богатство — бедность
гнев — прощение
родной — чужой
ленивый — трудолюбивый
плакать — смеяться
мириться — ссориться
улыбаться — хмуриться
сердито — радостно

Ответьте, какого слова не хватает.

Младший брат трудолюбивый, а старший (ленивый).

Сестренка послушная, а братик (дерзкий).

Если вы поссорились, надо быстрее (помириться).

■ РОДСТВЕННЫЕ СЛОВА

Послушайте и повторите слова. Какая общая часть есть в
родственных словах?

род, родина, родители, родня, родственник, родной,
родиться

отец, отчество, отечество, отчизна, отчий, отечественный
семья, семьянин, семейство, семейный, семейственный
хозяйка, хозяин, хозяева, хозяюшка, хозяйство, хо-
зяйственный, хозяйствовать

уважение, уважительность, уважаемый, уважающий,
уважать

терпение, терпимость, терпеливый, терпеть, терпящий
участие, участник, участвовать, участвующий, безучастно

СЛОВООБРАЗОВАНИЕ

■ ОБРАЗОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ И ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ С
ПОМОЩЬЮ СУФФИКСОВ

Скажите ласково о своих родных.

мама — мамочка, мамуля, мамуленька, матушка, ма-
менька

папа — папочка, папуля, папуленька, папенька
дочь — доченька, дочурка, дочушка, дочурочка
сын — сынок, сыночек, сынуля, сынуленька
брат — братик, братишка, братишечка
сестра — сестричка, сестренка, сестреночка
баба — бабушка, бабуленька, бабуля, бабусечка, бабу-
сенька

дед —дедушка, дедуленька, дедок
внучка — внученька, внучечка

■ ОБРАЗОВАНИЕ СЛОЖНЫХ СЛОВ

Какие новые слова можно составить из двух?

гостей принимать — гостеприимство, гостеприимный
труд любить — трудолюбие, трудолюбивый
благо дарить — благодарность, благодарный
долго ждать — долгожданный

■ ОБРАЗОВАНИЕ СТЕПЕНЕЙ СРАВНЕНИЯ КАЧЕСТВЕННЫХ
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ

родной — роднее — самый родной
младший — младше — самый младший
старший — старше — самый старший
ласковый — ласковее — самая ласковая
сердечный — сердечнее — самая сердечная
дорогой — дороже — самая дорогая

■ ОБРАЗОВАНИЕ ГЛАГОЛОВ С ПОМОЩЬЮ ПРИСТАВОК

Составьте новые слова. (Я произнесу первую часть пере-, а
вы дополните слово жить. Какое слово получилось? (Пережить.)
Я произнесу про-, а вы — жить. Какое слово получилось? (Про-
жить.) Чем отличаются эти слова?)

жить — прожить, пережить, дожить, выжить
делать — сделать, переделать, доделать

СЛОВОИЗМЕНЕНИЕ
Имя существительное

■ ЕДИНСТВЕННОЕ И МНОЖЕСТВЕННОЕ ЧИСЛО СУЩЕСТВИ-
ТЕЛЬНЫХ В ИМЕНИТЕЛЬНОМ И РОДИТЕЛЬНОМ ПАДЕЖАХ

«Один — много».

один брат — братья — много (братьев)
один дядя — дяди — много (дядей)
одна сестра — сестры — много (сестер)
одна тетя — тети — много (теть)

■ ПРЕДЛОЖНО-ПАДЕЖНОЕ УПРАВЛЕНИЕ

Сочините чистоговорки со словом брат.

Рат-рат-рат, ко мне едет старший (брат).
Рата-рата-рата, я давно не видел (брата).
Рату-рату-рату, подарок готовим (брату).
Ратом-ратом-ратом, в зоопарк поеду с (братом).
Рате-рате-рате, часто думаем о (брате).

Сочините чистоговорки со словами дочка, сынок, сестра.

■ РОД СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ

Ответьте на вопросы.

О ком из родных можно сказать мой? (Папа, брат,
дедушка.)

О ком можно сказать моя? (Мама, бабушка, сестра, семья.)
О чем можно сказать мое! (Отчество, имя, пожелание.)

О ком можно сказать мои? (Родители, родственники,
братья, сестры.)

■ СОГЛАСОВАНИЕ СУЩЕСТВИТЕЛЬНЫХ С ЧИСЛИТЕЛЬНЫМИ,
ПРИЛАГАТЕЛЬНЫМИ И ПРИЧАСТИЯМИ

Сосчитайте родственников.

два (брата, дедушки, дяди)

пять (братьев, сестер)

две (сестры, тети, бабушки)

Подберите слова. Что вы можете сказать о брате, маме, ро-
дителях и своем имени?

папа (хороший, добрый, добродушный, милый, ласковый)
брат (родной, младший, старший, двоюродный)
мама (родная, хорошая, дорогая, милая, любимая, лас-
ковая)

родители (сердечные, ласковые, строгие, внимательные)
имя (красивое, ласковое, звучное)

Скажите по-другому.

Мама, которая любит своих детей, — (любящая мама).
Папа смеется — (смеющийся папа).
Родители, которые заботятся о детях, — (заботящиеся
родители).

О ком можно сказать любящий? (Папа, брат, дедушка.)
О ком можно сказать смеющаяся? (Мама, бабушка,
сестра.)

Имя прилагательное

■ ИЗМЕНЕНИЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫХ ПО РОДАМ И ЧИСЛАМ

Подберите словам пару.

старшая, старший (сестра, брат)
внимательные (внуки, внучки)
сердечный, сердечная (дедушка, бабушка)
строгий, строгая (папа, мама)
гостеприимные (родители, родственники)

■ ПРИТЯЖАТЕЛЬНЫЕ ПРИЛАГАТЕЛЬНЫЕ

Подумайте и скажите, кому могут принадлежать эти вещи.

Чей костюм? (Папин, дедушкин.)
Чья блузка? (Мамина, бабушкина.)
Чье пальто? (Мамино, папино, бабушкино.)
Чьи тапочки? (Папины, мамины, дедушкины, бабуш-
кины.)

Дополните предложение.

Наши рекомендации