Средства и методы развития волевых качеств

Воспитание смелости. Смелость выражается в способности человека преодолевать чувство страха, которое возникает в результате оценки опасности, грозящей его жизни, здоровью или престижу.

Основные методические приемы воспитания смелости:

‑ постепенное приближение к порогу смелости (пределу); изменение оценки опасности (преимущественно снижение оценки);

‑ снижение уровня неизвестности (страх перед поединком с неизвестным противником);

‑ приобретение опыта действий в стрессовых ситуациях различного характера.

Примерные упражнения для развития специальной смелости:

1. Поединки с соперниками, превосходящими по уровню подготовленности либо имеющими превосходство по отдельным параметрам (вес, рост,
возраст и т. д.).

2. Для формирования уверенности в своих силах ‑ постановка спортсмену, имеющему более слабую подготовленность, чем его партнер, посильных задач в поединке (не проиграть чисто в течение определенного времени, повысить эффективность отдельных действий и т. д.).

3. Проведение тренировочных поединков на фоне усталости или с несколькими меняющимися по очереди соперниками.

Воспитание выдержки. Под выдержкой понимают способность человека противостоять воздействию чувств и эмоций, проявлять стойкость, не менять целевой установки, определяющей направленность деятельности.

Выдержка воспитывется системой упражнений, которые дозируются с учетом возраста, подготовленности и индивидуальных особенностей занимающихся.

Основные методические приемы воспитания выдержки:

‑ упражнения должны быть посильными, т. е. спортсмен должен сдерживать чувства в пределах своих возможностей (этот предел устанавливают, измеряя время, в течение которого он может сдерживать чувство определенной интенсивности);

‑ устанавливая дозировку упражнений, следует учитывать пределы возможностей человеческого организма; для развития выдержки следует по возможности шире использовать упражнения, имеющие сопряженное воздействие (т. е. одновременно развивающие, например, физические и волевые качества);

‑ следует учитывать, что время нарастания интенсивности чувств, связанных с различными потребностями, неодинаково (например, при задержке дыхания чувство удушья достигает максимума через несколько десятков секунд, а чувство голода ‑ через несколько часов, дней);

‑ высокая интенсивность чувства долга, часто выражающаяся в концентрации на деятельности по достижению поставленной цели, создает в коре головного мозга доминанту, которая снимает необходимость концентрировать внимание на борьбе мотивов. В то же время малая интенсивность чувства долга и бездеятельность не способствуют достижению высоких показателей выдержки.

Примерные упражнения для воспитания выдержки:

1. Учебные задания, при выполнении которых необходимо преодоление чувства усталости.

2. Преодоление чувства боли при выполнении предельных по нагрузке учебно-тренировочных заданий.

3. Подавление чувства жажды и голода при сгонке веса.

4. Задания, направленные на преодоление чувств, связанных с социальными потребностями: возмущение, осуждение, гордость, обида, радость, огорчение, жалость, зависть, жадность, ревность, влечение, тревожные чувства, ярость, паника, обреченность и др.

5. Задания, направленные на подавление чувств и эмоций, связанных с идеальными потребностями (подавление интересов, отвлекающих от решения поставленной задачи; сдерживание игрового азарта; преодоление собственного упрямства; сдерживание негативных эмоций и др.).

Воспитание настойчивости. Под настойчивостью понимают способность человека добиваться достижения поставленной цели, несмотря на возможные препятствия и неудачи.

Общая настойчивость развивается постановкой задач, которые не могут быть решены с первой попытки, а требуют для достижения успеха достаточно большого количества повторений.

Упражнения для воспитания общей настойчивости:

1. Сложные по координации упражнения и приемы.

2. Силовые упражнения с околопредельными весами (для взрослых спортсменов).

3. Поединки с задачей по выполнению определенного тактического или технического действия, выполнение которого по каким-то причинам затруднено.

4. Участие в соревнованиях после неудачного выступления в предшествующих (проведение поединков после проигранных).

Воспитание решительности. Под решительностью понимается способность человека принимать решения и быстро, без колебаний, исполнять их.

Решительность зависит от двух факторов: принятия решения и его исполнения. Принятие решения складывается из оценки ситуации и разработки плана действий.

Общая решительность совершенствуется в процессе решения различных ситуаций, возникающих в процессе жизнедеятельности человека (в процессе учебы, работы и т. д.).

Специальная решительность выражается в том, что спортсмен не должен испытывать затруднений в принятии и исполнении решений, возникающих в сложной соревновательной обстановке.

Задания, направленные на развитие специальной решительности:

1. Учебно-тренировочные поединки с искусственно созданными ситуациями, в которых спортсмен должен принимать определенные решения (выбор тактики или отдельных приемов, позволяющих решить поставленную задачу, выполнение установок тренера или действия по альтернативному плану, проведение поединков с форой сопернику и ограничением времени боя и т. д.).

Инициативность. Под инициативностью понимают способность к созданию внутреннего побуждения к активным действиям или для новых форм деятельности.

Инициативность спортсмена зависит от накопленного им запаса знаний, умений и навыков, их разнообразия, а также способности творчески мыслить. Специальная инициативность характеризуется действиями спортсмена при ведении поединка.

Примерные задания для совершенствования специальной инициативности:

1. Создание в учебно-тренировочных поединках ситуаций, вынуждающих спортсмена находить новые необычные решения (выбор приемов, тактические действия).

2. Условные поединки, в которых ставится задача выполнить атаку или защиту возможно большим количеством способов.

3. Тренировочные поединки, в которых ставится задача обеспечить определенный норматив вариативности действий.

4. Идеомоторная тренировка. Мысленное продумывание вариантов поединков с различными соперниками.

5. Игровые поединки, в которых необходимо «поймать» спарринг-партнера, выполнить какой-либо необычный прием и т. п.

6. Показательные поединки на спортивно-массовых мероприятиях (акцент на демонстрации зрелищных приемов).

7. Тренировочные поединки с постоянно меняющимися партнерами, с каждым из которых необходимо применять новые нестандартные действия.

8. Самостоятельное (без опеки тренера) участие в соревнованиях.

Наши рекомендации