Профессиональный портфолио студента факультета иностранных языков

Портфолио будущего преподавателя иностранного языка способствует формированию профессиональной компетентности. Под профессиональной компетентностью понимается комплексный ресурс личности, который обеспечивает возможность эффективного взаимодействия с окружающим миром в той или иной профессиональной сфере и который зависит от необходимого для этого набора профессиональных навыков и умений. Профессиональная компетенция формируется на основе знаний, представлений, программы действий, системы ценностей и отношений, которые проявляются в непосредственной деятельности человека.

Портфолио формируется и заполняется студентом. Экспертиза сформированности профессиональной компетенции или её отдельных компонентов проводится комиссией.

Профессиональный портфолио состоит из нескольких разделов. Раздел 1 – называется «Портрет». Здесь в свободной форме студенты рассказывают о себе, излагают свои представления о качествах, необходимых для успешной деятельности в избранной профессии, обосновывают свой выбор профессии, формулируют свои личные задачи в подготовке к профессиональной деятельности.

Раздел 2 – называется «Биография», в котором отмечаются личные достижения в учебных дисциплинах, педагогических практиках, написании научно-исследовательских и методических работ, участие в студенческих конференциях, семинарах, форумах. Здесь же отражаются официальные отметки по предметам и проводится анализ их успешности, соответствия или несоответствия ожидаемым результатам.

Раздел 3 – называется «Профессиональная компетенция». Он представлен в виде таблицы, которая воспроизводится трижды. Один экземпляр заполняется самим студентом, второй – учителем-предметником в период практики, третий – преподавателем-методистом. (Форма таблицы прилагается).

Раздел 4 – отчётная документация студента, которая включает дневник педагогической практики, планы-конспекты уроков, раздаточный материал, использовавшийся на уроках, анализ посещённых уроков, отчёт о выполнении программы педагогической практики (согласно методическим рекомендациям).

  Студент демонстрирует готовность и способность:
планировать урок как целенаправленный, логично построенный интерактивный и мультимедийный процесс с учетом психолого- педагогических особенностей учащихся            
адекватно выбирать способы достижения целей и задач, организуя работу учащихся на уроке с использованием различных видов дея­тельности и вовлекая в них каждого            
использовать современные технологии обучения: здоровьесберегающие, развивающие, информационно-коммуникационные, интегративные, проектные, игровые, а также в режиме свободного выбора деятельности            
организовать систематический контроль за работой учащихся на уроке, анализируя их деятельность, адекватно оценивая их знания, умения и навыки, уровень сформированности коммуникативной компетентности, используя современные технологии контроля            
помогать учащимся планировать их собственную индивидуальную траекторию учения и развития, адаптируя учебные материалы в зависимости от индивидуальных особенностей и уровня обученности учащихся            
использовать в учебном процессе разнообразные средства обуче­ния, дидактические материалы и оборудование, адаптируя их к условиям обучения. Подбирать и создавать собственные дидакти­ческие материалы, включая мультимедийные средства            
заинтересовать учащихся изучаемым материалом, поддерживать их мотивацию к учению, создавая на уроке рабочую обстановку, психологический климат, располагающий к активной деятельности            
обеспечивать взаимосвязи и взаимообусловленность уроков, привнося творческий характер в их разработку и проведение            
к научно-исследовательской деятельности, к методической дискуссии и аргументации своей позиции по разным проблемам обучения иностранному языку, к разработке и рецензированию курсов и программ            
анализировать свою собственную деятельность, видеть свои сильные и слабые стороны            

Наши рекомендации