Методы педагогического исследования. Педагогическое исследование – научная работа, имеющая целью получение новых знаний о педагогической реальности (закономерностях

Педагогическое исследование – научная работа, имеющая целью получение новых знаний о педагогической реальности (закономерностях, принципах, методах, содержании воспитания и пр.). Суть исследования в том, что научный работник наблюдает и описывает факты, формулирует проблему, порождаемую фактами и самим научным поиском, предлагает пути решения проблемы, обоснованные анализом теорий и опыта, и получает результаты в виде новых теорий, правил, методов, средств, учебных пособий и пр.

Методы исследования – это способы получения достоверного знания, достижения конкретных научных результатов, это приемы, процедуры научного познания. Имеются методы собственно педагогические, общенаучные и методы других наук, используемые педагогикой. В зависимости от уровня исследования, его целей и этапов выделены три группы методов: эмпирические, теоретические и математические.

Эмпирические методы служат сбору данных о состоянии объекта исследования, получению и фиксированию научных фактов. Они же служат изучению и обобщению педагогического опыта, анализу состояния практики воспитания, выявлению проблем. К ним относятся наблюдение, изучение продуктов деятельности, литературы, документов, опросные методы (анкеты, беседа, интервью), социометрия, метод независимых характеристик и др. Для получения комплекса результатов служит метод эксперимента. Это специально организованная проверка того или иного метода, средства обучения/воспитания с целью выявления его эффективности. В эксперименте проверяется гипотеза – научно обоснованное предположение о наличии закономерностей в процессе воспитания/обучения, о возможной эффективности какого-либо нововведения. В ходе эксперимента используется комплекс названных методов.

Теоретические методы используются в основном в фундаментальных исследованиях и на этапе осмысления, обобщения фактов, служат интерпретации эмпирических данных, для обоснования научных положений и построения теорий. К теоретическим методам относятся анализ и синтез, абстракция и конкретизация, классификация, сравнение, реферирование, мысленный эксперимент, моделирование, мозговая атака, операции с научной терминологией и пр.

Математические методы служат установлению количественных зависимостей между явлениями. К ним относятся регистрация, ранжирование, шкалирование и пр. Педагогика стремится использовать математический язык для описания своих теорий. Это характерно для всех социальных и гуманитарных наук, однако составляет для них проблему и вызывает споры.

Практические задания

Задание 1. В чем заключаются ошибки в данной формулировке объекта и предмета исследования?

Объект: процесс совершенствования познавательной деятельности старшеклассников. Предмет: применение заданий развивающего характера в ходе познавательной деятельности старшеклассников.

Объект: учебник по химии (биологии) для 10-го класса средней общеобразовательной школы. Предмет: способы организации и управления познавательной деятельностью учащихся 10-го класса средствами такого учебника.

Задание 2.Расположите в логической последовательности задачи исследования на тему «Проблемы и условия формирования методологической культуры студентов»:

1. Определить и проверить в процессе опытно-экспериментальной работы условия формирования методологической культуры студентов.

2. Изучить состояние проблемы развития методологической культуры студентов.

3. Разработать методические рекомендации по созданию условий формирования методологической культуры студентов.

4. Проанализировать понятие «методологическая культура» будущего специалиста

Вопросы для самостоятельной работы

1. Понятие «методология науки» и конкретизация уровней в области педагогики.

2. Дать характеристику особенностей и возможностей различных методов педагогического исследования.

3. Философские основания педагогики.

4. Сущность системного подхода как общенаучная методология педагогики.

5. Раскройте сущность деятельностного подхода.

6. Раскройте сущность личностного подхода.

7. Этапы организации педагогического исследования.

Используемая и рекомендуемая литература

1. Бордовская, Н. В. Педагогика: учебник для вузов / Н. В. Бордовская, А. А. Реан. – Санкт-Петербург : Питер, 2000. – 304 с.

1. Воронов, В. В. Педагогика школы в двух словах : учеб. пособие / В. В. Воронов. – Москва : Пед. о-во России, 2002. – 144 с.

2. Гребенюк, О. С. Общие основы педагогики : учеб. для студентов вузов / О. С. Гребенюк, М. И. Рожков. – Москва : Владос, 2003. – 160 с.

3. Загвязинский, В. И. Методология и методы психолого-педагогического исследования : учеб. пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. И. Загвязинский, Р. Атаханов. – Москва : Академия, 2001. – 208 с.

4. Краевский, В. В. Общие основы педагогики : учеб. для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. В. Краевский. – Москва : Академия, 2003. – 256 с.

5. Педагогика : учеб.пособие для студентов высш. пед. учеб. заведений / В. А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов ; под ред. В. А. Сластенина. – Москва : Академия, 2002. – 576 с.

Наши рекомендации