Раздел 6. Синтаксические связи

Синтаксическая связь – это формальные, строевые отношения между компонентами синтаксической единицы, которые выявляют смысловые связи – синтаксические отношения, выраженные средствами языка.

СИНТАКСИЧЕСКИЕ СРЕДСТВА

Для выражения синтаксических связей существуют специальные средства: 1) фор-

мы слов и их взаимодействие; 2) служебные слова; 3) словорасположение; 5) интонация.

ВИДЫ СИНТАКСИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ

Общей оппозицией связей является традиционная оппозиция сочинение -подчинение. При сочинении компоненты синтаксических единиц однофункциональны, при подчинении – разнофункциональны. Дифференцирующим признаком сочинительной связи является открытость / закрытость структуры. Открытой связью соединяется неопределенное количество компонентов. Закрытой связью – при одноразовом ее применении – соединяются только два компонента.

ВИДЫ СИНТАКСИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ НА УРОВНЕ СЛОВОСОЧЕТАНИЯ

К видам синтаксических связей в словосочетании относятся три основных вида связей: согласование, управление, примыкание.

ВИДЫ СИНТАКСИЧЕСКИХ СВЯЗЕЙ НА УРОВНЕ ПРЕДЛОЖЕНИЯ

К связям, возникающим собственно в предложении и свойственным только предложению как синтаксической единице высшего уровня, относятся:

1. Связь между главными членами двусоставного предложения – подлежащим и сказуемым. Традиционно эта связь рассматривалась как согласование. В современной лингвистике связь между подлежащим и сказуемым обозначают термином координация.

Координация – это взаимное соответствие форм подлежащего и сказуемого. На абстрактном уровне для главных членов не существует односторонней зависимости: личная форма глагола не зависит от именительного падежа существительного и именительный падеж не зависит от личной формы глагола. Имеет место соответствие форм: именительный падеж сочетается только с личной формой, а личная форма употребляется только в сочетании с именительным падежом.

2. Сочинительная связь синтаксически равноправных компонентов. О том, что эта связь возможна именно в предложении, свидетельствуют случаи функционирования в роли однородных разных членов предложения (ср.: *вечером и на ужасной бумаге, но Пишу тебе вечером и на ужасной бумаге).

3. Двойные связи, при которых член предложения одновременно зависит от двух других членов. Такую связь обнаруживает именная часть сказуемого, которая зависит и от подлежащего, и от глагольной связки (Ср., в предложении Небо стало чистым прилагательное согласуется с подлежащим в роде и числе, но его падеж определятся связью с глагольной связкой).

4. Детерминантная связь, при которой препозитивные члены предложения (обстоятельства, дополнения) распространяют все предложение в целом, не относясь непосредственно к какому-то одному слову. Например, Вечером нам принесли телеграмму от сына.

Задание 1

Заполните таблицу приведенными ниже словосочетаниями, вставляя пропущенные буквы.

Согласование Управление Примыкание
       

Здание эл..ватора, легкое пр..к..сновение, к..сательная к окружности, ..десь не курят, качественное прил..гательное, ра..пространенное пр..дл..жение, пр..гласить на танец, пр..дл..гать помощь, пр..спустить флаг, оди(н, нн)надцатая ост..новка, наш пр..подаватель, пр..клонный возр..ст, пр..клонить к..лена, пр..имущество в игре, пр..ехал пр..смотреться, не(за)чем беспокоит(?)ся, пр..одолеть пр..пятствия, его сб..режения, бежал не огляд..ваясь.

Задание 2

Приведите примеры к каждой модели синтаксических отношений:

1. Определительные отношения: ПР.: студент университета

2. Объектные отношения: _________________университета

3. Обстоятельственные отношения:____________________вечером

4. Объектные отношения:__________________вечером

Определительные отношения___________________из соломки

6. Объектные отношения:_________________________из соломки

7. Определительные отношения:________________________наедине

8. Комплетивные отношения: ___________________________наедине

9. Обстоятельственные отношения:____________________наедине.

Задание 3

Исправьте ошибки в согласовании определений в роде, числе, падеже в приведенных предложениях.

1. Можно отметить ряд особенностей и в синтаксисе поэтического языка Маяковского, связанные с общим характером стиха._____________________________________________

2. Экзаменационная работа по литературе Петровой Зои Филипповны, окончившую курскую среднюю школу._______________________________________________________

3. Прошли годы, и перед нами предстали поколения живых Корчагиных – людей, обладающими теми же чертами, какими обладал Павка Корчагин._____________________

5. Маяковский рассказывает о Теодоре Нетте, погибшего, защищая дипломатическую почту.________

6. Воспитанная в таких условиях, Катерине делается душно в темном царстве Кабановых.

_____________

Задание 4

Исправьте ошибки, вызванные нарушением норм управления.

1. Он неоднократно убеждался о том, что в споре с одноклассниками часто бывал неправ. __________________________________________________________________

2. В журнале опубликована рецензия о книге. ____________________________

3. Согласно распоряжения заведующей, в библиотеке будет организована выставка древних книг. ________________________________________________________

4. По окончанию переговоров представители делегаций подписали совместное заявление.

____________________________________________________

5. Факты, о которых изложил автор письма, при проверке полностью подтвердились.

____________________________________________________________

6. Студенты уделяют внимание на записи во время лекций.

_____________________________

7. Это был характерный ему почерк. _____________________________________

8. По завершению эксперимента ученые опубликуют аналитический отчет.

____________________________________________

Задание 5

Исправьте ошибки в образовании деепричастий/причастий и употреблении их в речи.

Наши рекомендации