Ознакомление с окружающим. 4 страница

Взрослый предлагает взять листочки и веточки (заранее приго­товленные) и рассмотреть их. Вслед за взрослыми дети говорят: «Это — веточки. Это — желтые листочки».

«Сейчас мы веточки соберем в букет», — говорит воспитатель, прикладывая ветку к ветке. Яркий букет осенних листьев ставит­ся тут же на детский столик в деревянную вазу. Дети рассматри­вают композицию из веток и листьев.

Воспитатель еще раз подчеркивает: «Наступила ОСЕНЬ. Жел­тые листья падают, листопад». И далее уточняет: «Листья пожел­тели, потому что наступила ОСЕНЬ. Так всегда бывает, когда при­ходит ОСЕНЬ! Осенью дует ветер. Иногда идет дождь, но иногда выглядывает и солнышко». Затем выразительно читает:

Осень в гости пришла, Желтый цвет принесла. (Л.Н. Павлова)



Далее педагог предлагает потанцевать и спеть песенку. Дети с помощью воспитателя встают в хоровод, располагаясь вокруг де­ревца, хлопают в ладоши; под мелодию, напеваемую воспитателем, идут хороводом: «Во поле береза стояла» или «Ах вы, сени, мои сени».

В заключение дети говорят деревцу: «До свидания!». Букет из веток и листьев уносят в группу. В процессе наблюдения осенних явлений можно обратить внимание детей на их одежду, соответ­ствующую погоде.

Формирование культуры поведения и культурно-гигиениче­ских навыков.Продолжать знакомить детей с элементарными на­выками личной гигиены и содействовать их закреплению. Следить за тем, чтобы дети были опрятными, сопровождая беседы с ними специально подобранными потешками, выдержками из сказок, по­казами отдельных моментов на куклах. Например, обратить вни­мание на одежду куклы: красива ли она, достаточно ли чистая, нужно ли что-либо исправить в ее одежде или внешнем виде.

На примере одного, нескольких детей показать всем, что зна­чит быть опрятным и аккуратным, похвалить детей, которые пы­таются тут же что-то исправить в своей одежде (подтянуть колгот­ки, носочки, застегнуть пуговицы), помочь им.

Продолжать развивать у детей навыки личной гигиены (в мы­тье рук, умывании, вытирании их насухо, в еде и т.п.).

Сетка занятий

Днинедели Занятия
Понедельник 1. Ознакомление с окружающим. «Грибок» 2. Физкультура. № 7—8
Вторник 1. Музыка. Слушание песни «Осенью» (укр. нар. мел. в обр. Н. Метлова). Слушание пьесы про мишку («Мишка» Г. Фрида, «Медведь» Е. Тиличе-евой, В. Ребикова (по выбору музыкального руко­водителя). Музыкальное движение: ходим, как мишки; прыгаем, как зайчики. «Игра с мишкой» (автор В. Петрова) 2. Конструирование. «К Машеньке гости пришли»
Среда 1. Рисование. «Осенние листья» 2. Действия с предметами. «Поехала куколка в го­сти»
Четверг 1. Речь. «Ранним-рано поутру» 2. Физкультура. № 7—8

Днинедели Занятия
Пятница 1. Музыка. Слушание и подпевание песни «Птич­ка» (украинская народная мелодия, ел. И. Плаки-ды); повторное слушание песни «Осенью». Слуша­ние музыки марша и легкого бега. Музыкальное движение: воспроизведение известных детям танцевальных движений (хлопки в ладоши, топа-ние ножками), показ движения «фонарики». По­вторение «Игры с мишкой» 2. Лепка. «Мы в лесок пойдем, мы грибок найдем»

Конспекты занятий

Ознакомлениес окружающим. «Грибок»

Задачи.Продолжить знакомить детей с осенним временем года. Закрепить впечатления от наблюдений осенних явлений в приро­де: желтеющая листва, листопад, сбор грибов. Обогатить детейэмоционально через театрализованную прогулку в лес за грибами.

Материалы. Иллюстрация (картина) к стихотворению О. Вы-сотской «Грибок» (по возможности). Корзиночки (по одной на каждого ребенка). Грибочки из дерева, поролона или пластика раз­ного цвета и величины (15—25 шт.).

Содержаниезанятия. До занятия педагог расставляет грибоч­ки по всей площади групповой комнаты. Некоторые предметы ка­муфлируются листочками, веточками и пр.

Педагог собирает всех малышей и спрашивает: помнят ли они о том, как наблюдали осеннее «чудо-деревце», «Какого цвета были листочки на деревце?». «Правильно! Желтые, красивые. На­ступила осень. Помните, как мы в саду собирали красивые лис­точки?».

Далее показывает иллюстрацию: «Посмотрите, какая картина красивая!» — воспитатель показывает малышам яркую картину, на которой изображен осенний пейзаж и дети, например: девочка, нашедшая гриб; мальчик с корзиной грибов; ежик, бегущий по осенним, желтым листьям, и т.п. «Вот сколько радости принесла нам осень!», — говорит воспитатель.

Педагог дает возможность каждому ребенку рассмотреть краси­вую картину и читает стихотворение О. Высотской «Грибок»:




4 Заказ 544



4*

Мы в лесок пойдем, Мы грибок найдем, В шапочке нарядной, Светло-шоколадной. Ты не прячь, грибок, Под листок свой бок, Ты ребятам нужен К вечеру на ужин.

Воспитатель выразительно (наизусть) читает стихотворение (не для заучивания детьми, а для того чтобы вызвать интерес к по­следующим действиям).

Затем педагог раздает детям корзинки и предлагает им поиграть: «Пойдемте в лес за грибами!» Разыгрывается сценка прогулки в лес. Дети идут по «мостику», «перешагивают через канавки», «прислушиваются к звукам леса» (листочки шумят, птички поют, ежик шуршит в листьях и т.п.). Далее взрослый предлагает детям поискать грибочки. Дети заглядывают под стульчики, под листи­ки, находят грибочки. Педагог эмоционально обыгрывает поиск грибочков: «Вот Алеша нашел грибочек желтый, а Катя — крас­ный!» и т.п., собирает малышей вокруг себя и просит показать, какие грибочки они нашли. Грибочки выкладываются на большое блюдо: «Вот, как много грибов набрали!»

Воспитатель предлагает разложить грибочки по цвету, а потом по величине. Взрослый помогает детям, которые неправильно рас­кладывают предметы, поправляет, учит сравнивать и т.п. На дидак­тическом столе грибочки остаются в качестве дидактического по­собия.

Физкультура.

№ 7-8

Задачи.Учить детей вставать друг за другом (в колонну), хо­дить друг за другом. Упражнять в беге в разных направлениях; учить ориентироваться в пространстве.

Материалы.Осенние листья по 2 на каждого ребенка, мячи. Место проведения.Групповая комната, зал, площадка на участке.

Содержание занятия.Воспитатель заранее подготавливает для детей осенние листья, напоминает им, что настала осень, листья у деревьев пожелтели, покраснели и опадают на землю.

Воспитатель собирает детей, говорит им: «Сегодня мы будем учиться ходить друг за другом. Сейчас вы станете друг за другом, кто за кем хочет (в колонну) и пойдем по залу (площадке) за мной. Не отставайте, идите красиво».

Воспитатель помогает детям встать друг за другом. Дети стано­вятся кто за кем хочет. Воспитатель становится впереди колонны, лицом к детям, наблюдает, чтобы дети не наталкивались друг на друга, не отставали. Когда дети пройдут один раз по периметру зала или по краям площадки, воспитатель останавливается и пред­лагает детям разбежаться в разные стороны, а затем снова по­строиться друг за другом. Задание это достаточно сложное для ма­лышей, здесь не следует спешить, обязательна помощь воспитате­ля. Не следует требовать, чтобы дети на одном занятии этому научились, и, если кто-то из детей отказывается это делать, вос­питатель его не принуждает, а может посадить на стульчик, дать листочки или игрушку.

Затем дети идут друг за другом и берут по два кленовых лис­точка, положенных воспитателем на скамейку. Воспитатель помо­гает им стать посвободнее, чтобы не мешать друг другу, посмот­реть на листочки, сама встает перед ними и говорит: «Сейчас, дети, мы будем делать упражнения с листочками, держите их креп­ко, не роняйте. Я буду показывать, делайте вместе со мной».

Воспитатель показывает упражнения и по ходу подсказывает, что надо делать.

1. Стоя, руки с листочками опущены вниз. Поднять руки вверх
(«Покажите, какие на участке высокие деревья и какие на них
листочки»), опустить руки. Повторить 3—4 раза.

2. Стоя, руки вниз. Поднять руки вверх; наклониться в одну,
затем в другую сторону («Дует ветер, деревья качаются»); встать
прямо, руки опустить («Ветер перестал дуть»).

3. Стоя, поднять руки вверх, уронить листочки на пол («Подул
сильный ветер, листочки упали»), наклониться, поднять листочки.
Повторить 3-4 раза.

4. Бег с листочками в разных направлениях («Листочки летят
и кружатся в воздухе»).

Затем дети встают друг за другом, проходят по периметру комнаты (зала), кладут листочки на скамейку, отходят за линию или в дальний угол и играют с воспитателем в игру «Принеси предмет». Воспитатель заранее раскладывает на противополож­ной стороне различные игрушки (колечки, кубики, флажки и т.д.) по числу участвующих в игре детей и просит одновремен­но всех играющих пойти и принести по одной игрушке, а за­тем отнести их на место. Предметы нужно положить на видных

местах, не слишком близко один от другого, чтобы малыши, приближаясь к ним, не сталкивались. После двух повторов мож­но усложнить задание, предложив каждому играющему принес­ти определенную игрушку.

Педагог должен следить за выполнением своего требования. Дети могут идти или бежать за игрушкой только по указанию вос­питателя. Завершается занятие ходьбой друг за другом (впереди воспитатель).

На прогулке и во второй половине дня.Можно поиграть с ли­сточками, найти на участке листочки от разных деревьев; поиграть в мяч с отдельными детьми (бросать, ловить, прокатывать мяч и т.п.).

Конструирование. «К Машеньке гостипришли»

Задачи.Продолжать раскрывать перед детьми разные свойства деталей строительного материала — кубиков и кирпичиков (цвет, форма, конструкторские возможности). Используя простые игро­вые сюжеты, помогать детям соотносить постройки (стульчик, стол, диван) с реальными объектами. Активизировать речь детей (комната, мебель, посуда).

Материалы.Набор строительного материала, 5-6 небольших матрешек, мелкая простая игрушечная пластмассовая посуда (та­релочки, чашки, ложки) или ее бумажные заместители.

Содержание занятия.Воспитатель помогает сесть группе де­тей (4—6 чел.) вокруг двух вместе поставленных столов. Каждо­му из детей раздает по 4—5 кубиков и кирпичиков разных раз­меров и цветов.

Далее предлагает детям поднять вот такой (синий, красный и др.) кубик. (Показывает кубик, взятый из оставшихся в ящике.) Обращает внимание детей: «Все ли подняли кубик?»

Ознакомление с окружающим. 4 страница - student2.ru

В случае ошибки кто-то из детей помогает ее исправить: «По­кажи Саше, какой кубик надо поднять, — говорит воспитатель. — А теперь, — обращается она к детям, — положите их на стол ря­дом с собой. Вот так. Поднимите красный кирпичик». (Сама де­лает то же самое.)

И после того как дети поупражнялись в узнавании деталей, воспитатель обращает их внимание на домик, в котором живет

Машенька, на его крышу. Напоминает, из каких деталей она сде­лана (призмы). (Матрешка должна быть таких размеров, чтобы она свободно помещалась в домике!) Далее говорит:

— Помните, дети, у Машеньки на даче живет Петушок-Золо­
той гребешок? — и показывает на петушка, сидящего на башне,
просит детей позвать его громко: «Петушок, петушок, золотой гре­
бешок!».

Петушок весело кукарекает вместе с детьми: «Ку-ка-ре-ку!».

— А еще кто живет на даче? Правильно, собачка Дружок. Как
она громко лает? — Дети подражают лаю собаки: «Гав-гав-гав».

— Поиграла Машенька с Петушком и Дружком, и ее друзья
ушли отдыхать в свои домики — Петушок взлетел на башенку,
а Дружок спрятался в будке. Машеньке стало скучно, она позва­
ла гостей, и к ней пришли подружки-матрешки — яркие платоч­
ки, розовые щечки. Машенька захотела напоить их чаем. А ме­
бели нет: ни стола, ни стульев. Давайте все вместе построим ме­
бель. Сначала стол — мы возьмем по одному синему кубику и на
кубик положим синий кирпичик. Вот какой получился красивый
высокий стол. (См. рис.)

Ознакомление с окружающим. 4 страница - student2.ru

— А на чем же будут сидеть подружки? — Если никто из детей не отвечает, спрашивает поочередно у каждого: «А на чем ты си­дишь? Правильно. Для Машенькиных подружек нужно построить стульчики. Стол у нас получился синий, а стульчики давайте сде­лаем красные».

Просит детей показать ей по красному кубику для сиденья, а за­тем — по красному кирпичику для спинки, дети строят стульчи­ки. (См. рис.)



Затем дети рассаживают матрешек на построенные стульчики, вос­питатель накрывает столы мелкой игрушечной посудой, называя ее предметы. Далее предлагает: «Пока гости пьют чай, мы с вами пост­роим диванчик (использует кубики и пластины), чтобы гости могли от­дохнуть на нем». После чаепития гости садятся отдохнуть на диванчик. Посидели, отдохнули, сказали Машеньке «спасибо» и ушли домой.

В конце занятия воспитатель просит детей поочередно поло­жить в коробку вначале кирпичики, а затем кубики. Следит за правильностью действий детей, в случае необходимости помогает.

Рисование. «Осенние листья»

Задачи.Вызывать у детей эмоциональный отклик в процессе наблюдения осенней природы. Продолжать учить рисованию крас­ками, путем нанесения ритмичных мазков; использовать две крас­ки, называть их цвет (красная, желтая). Располагать мазки на вет­ках дерева, в воздухе (падающие листья), на земле.

Материалы.Тонированные в голубой цвет листы бумаги аль­бомного формата с наклеенными на них силуэтами деревьев, краски гуашь красного и желтого цвета, кисти № 8—12, мольберт.

Предварительная работа.Наблюдение на прогулках за листо­падом, сбор осенних листьев, игры с ними, чтение стихов, пение песенок про осень, рассматривание иллюстраций.

Содержание занятия.Дети приходят на занятие с осенними ли­стьями красного, желтого цвета, которые они собирали на прогул­ке. Воспитатель обращает внимание детей на красоту листьев, краски, бумагу с изображением силуэтов деревьев, на которых нет листьев, и говорит: «Наступила осень, листья опадают. Давайте поиграем с листочками, будем их подбрасывать вверх и увидим, как они падают вниз». Дети подбрасывают листья, воспитатель в этот момент приговаривает: «Летают листья, кружатся, хорово­дом на землю ложатся»1. (Можно использовать стихотворение «Па­дают, падают листья...» М. Ивенсен.)

Игра повторяется 2-3 раза. Затем воспитатель говорит: «А сей­час красками нарисуем осенние листочки, красные и желтые». Все

1 Гуленьки: Русские народные прибаутки, заклички, приговорки /Сост. Г.М. Науменко. — М.: Малыш, 1982. С. 77.

Ознакомление с окружающим. 4 страница - student2.ru

дети садятся за столы, воспитатель показывает на мольберте на своем листе бумаги с наклеенным силуэтом дерева, как надо ри­совать мазками осенние листья. Вначале берет красную краску и наносит несколько мазков на веточки дерева, затем берет жел­тую краску и рисует желтые листья. (Детям пока еще не дается вода для промывания кисти, поэтому сочетание красного и жел­того цвета образует оранжевый цвет, что хорошо гармонирует при изображении осеннего листопада.)

После показа воспитатель просит детей взять кисточки и рисо­вать осенние листья. Обращает их внимание на расположение маз­ков: листья могут лететь, кружиться, падать на землю, на траву. В процессе рисования обращает внимание на правильное пользова­ние краской (набирать ее немного на кисточку). В конце занятия собирает кисти, а рисунки располагает рядом, так чтобы получилась картина осеннего сада. «Какие красивые осенние деревья получи­лись на картине, — эмоционально восклицает воспитатель. — Да­вайте все вместе полюбуемся осенним листопадом». Затем просит детей найти в рисунках листья красного и желтого цвета.

В конце занятия воспитатель повторяет приговорку: «Летают листья, кружатся, хороводом на землю ложатся».

Действия с предметами. «Поехала куколка в гости»

Задачи.Учить выполнять игровые двигательные предметно-ору­дийные действия.

Материалы.Наборы (на каждого ребенка), состоящие из коля­сочки, куколки и палочки с колечком.






Содержаниезанятия. Вся подгруппа детей садится за столик напротив друг друга. Каждому малышу дается палочка с колечком. На середину стола ставится куколка, сидящая в колясочке. Взрос­лый показывает, как можно, набросив колечко на колясочку, под­тянуть ее к себе. Воспитатель обыгрывает ситуацию, говорит, что куколка катается в колясочке: едет то к одному, то к другому ре­бенку (дети играют попарно).

Воспитатель выставляет игрушки. Обращает внимание на куко­лок. Дети рассматривают куколок: в каждой колясочке сидит по одной. Куколки хотят кататься.

По показу воспитателя дети поочередно подтягивают к себе ко­ляску с куколкой. Педагог помогает детям, если у них что-то не получается. Взрослый вводит игровые моменты с куколкой: кукол­ка разговаривает, смеется, задает детям вопросы, поет песенки и даже танцует, приехав «в гости» то к одному, то к другому ма­лышу.

В конце занятия воспитатель предлагает всех куколок при­везти в одно место, где они выставляются в ряд — куклы отды­хают.

Варианты.Аналогичное занятие можно провести с матреш­ками, другими игрушками или перевозить какие-либо предме­ты — придвигать их поочередно к себе, используя палочку с ко­лечком.

Речь. «Ранним-рано поутру»

Задачи.Вовлекать детей в игровое взаимодействие. Учить со­относить слово и выразительные движения. Поощрять звукопод­ражания, инициативные высказывания. Развивать речевой слух, ар­тикуляционный аппарат детей.

Материалы.Игрушки: дудочка, корова.

Содержание занятия.Воспитатель собирает детей в игровом уголке. Рассаживает их на стульях и диване. Обращается к детям:

— Посмотрите, ребята, что я нашла! Это дудочка. Дудочка поет:
ду-ду-ду. Как дудочка поет? (Звукоподражания и выразительные
движения. Вместе с детьми.)

— Пастушок, который собирает коровок и ведет их домой, по­
терял дудочку:

Ой, ду-ду, ду-ду, ду-ду... Потерял пастух дуду, А я дудочку нашла. Пастушку я отдала'.

— Как играет пастушок на дудочке? (Выразительные движения
и звукоподражания.) Ду-ду-ду.

Ранним-рано поутру Пастушок ту-ру-ру-ру! А коровки в лад ему Затянули: «Му-му-му!1

— Вот она, коровушка, вот она, Буренушка (демонстрирует
игрушку). Му-му-му! (Вместе с детьми.)

— Где у коровки ушки? Где у коровки глазки? Где рожки? —
Соотносят слово и жесты. Дети дотрагиваются до названных ча­
стей тела. Сами обращают внимание на рога.

— Сейчас я как будто ваша мама-корова, а вы мои детки. Где
у вас ушки? Где глазки? Где рожки? — воспитатель вместе с деть­
ми изображает рожки.

— Коровки ходят, травку щиплют, рожки выставили. Му-му! —
Дети ходят по группе, изображая коровушек с рожками и мычат.
Повторяется 2—3 раза.

— Коровушка поит своих деток молочком. Идите ко мне, дет­
ки. Подставляйте кружечки. Пейте молочко. — Выразительные
движения, условные действия.

— Коровушки пошли спать. Покажите, как коровушки спят. —
Воспитатель и дети ложатся на ковер, закрывают глаза.

Лепка. «Мы в лесок пойдем, мы грибок найдем»

Задачи. Вызвать у детей интерес к лепке, повторению знако­мых действий, показать детям прием соединения двух частей. Раз­вивать сюжетно-игровой замысел. Развивать мелкую моторику пальцев рук.

1 Капица О. И. Детский фольклор.

2 Там же.

Материалы.Пластилин, две корзинки: одна — со шляпками грибов разных цветов, вылепленных заранее воспитателем, дру­гая — пустая; игрушки грибки; клееночки; салфетки для вытира­ния рук.

Предварительная работа.Рассматривание иллюстраций, игры с дидактическими игрушками грибками, в процессе которых дети узнают, что у грибка есть ножка и шляпка; чтение потешек, пе­ние песенок про лес, грибы.

Содержание занятия.Воспитатель показывает детям, сидя­щим за сдвинутыми столами, корзиночку и говорит: «Мы в ле­сок пойдем, мы грибок найдем». Заранее прячет в групповой комнате несколько грибков (5-6 шт.). Предлагает детям пойти в лесок и поискать грибы. Дети ищут и находят грибы. Воспи­татель радостно восклицает: «Дети в лес пошли и грибы на­шли», — предлагает рассмотреть грибок, показать, где у него ножка, а где шляпка.

Далее предлагает: «Положим грибы в эту пустую корзинку, а теперь будем учиться лепить грибы. Вначале надо оторвать ко­мочек пластилина и скатать его в ладонях — получится ножка гриба. Чего еще не хватает у грибка? (Ответы детей — шляпки.) У меня в другой корзиночке много разноцветных шляпок (пока­зывает детям). Я дам каждому, чтобы вы надели шляпку на нож­ку своего грибка».

Ознакомление с окружающим. 4 страница - student2.ru


Воспитатель раздает детям шляпки разных цветов, которые они надевают на ножку грибка (соединяют две части грибка). Ребенок также может и самостоятельно из комочка пластилина слепить шляпку, расплющив его в ладонях (воспитатель показывает при­ем расплющивания комка).

В конце занятия воспитатель говорит: «Вот как много грибов мы слепили. Давайте все грибы сложим в эту корзину (показыва­ет детям пустую корзинку). Грибами можно угостить и белочку, и ежика, которые запасают их на зиму». Каждый ребенок прино­сит свои грибы и складывает их в корзинку. Воспитатель хвалит детей за старание, отмечает, что у каждого грибка шляпка другого цвета. Он оставляет корзиночку с вылепленными грибами, чтобы дети могли подойти, рассмотреть грибки, найти те, которые сле­пили сами.

Организация детской игры

Продолжается игра «в гости», педагог обогащает ее различны­ми вариантами. Можно поиграть, как гости пришли к кукле, и за столом сидят только игрушки, можно использовать игрушки в ка­честве партнеров для детей. Дети привыкают, что в этой игре мож­но не только «пить чай», но и посидеть рядышком на диване. Воспитатель учит их эмоционально, радостно приветствовать «го­стей», обнимать их. Если ребенок боится телесного контакта, его никогда не нужно принуждать.

На участке можно активно обыгрывать желтые и красные ли­стья, собирать букеты, «дарить» друг другу и игрушкам. Красивую ветку можно принести и в помещение, украсить кукольный уго­лок.

Воспитатель своим примером создает радостное настроение, поет, кружится с листьями, привлекая заинтересовавшихся детей к участию в играх и веселье. Потешки, песенки, хоровод уместны и в помещении группы, и на улице. Детей не заставляют, а толь­ко заражают радостью, они могут и не играть с педагогом, а за­ниматься игрушками или просто наблюдать.

Воспитатель поощряет игру с куклами и образными игрушка­ми: задает детям от имени куклы какой-нибудь вопрос или просьбу: «Ой, Катенька! Это у тебя колясочка? А я так устала, покатай меня, побаюкай». Или: «Вот и Мишка пришел! Здрав­ствуй, Сережа! Угости-ка меня чайком с пирожком!» После этого игрушку оставляют детям для игры, и дети сами могут дополнить начатые игровые действия, выстраивая маленький сюжет: Катина кукла спит в коляске, и Катя везет ее на прогулку. Сережин Миш­ка поел, попил и лег спать. Если дети испытывают затруднения, им можно ненавязчиво помочь.

Появляется в группе и кукла с одеждой. С помощью взрослого дети пытаются одевать и раздевать ее перед прогулкой или перед

сном. Это также обогащает игру. Но пока у детей еще не очень хорошо получается действовать с одеждой такого размера, доста­точно, чтобы хорошо снимались и надевались шапка, шарф, юбка на резинке и т.д.

Тех детей, которые просто ходят с игрушкой в руках, но не осуществляют с ней игровых действий, педагог стимулирует: «А это кто у тебя? Котик? Какой красивый, пушистый! А как его зовут? Может, он хочет кушать? Дай ему понарошку молока!» Подобные ситуации могут способствовать формированию игровых умений, ложатся в основу зарождающейся игры.

ОКТЯБРЬ. 5 НЕДЕЛЯПланирование работы

Направленность педагогической работы.На этой неделе про­должится работа по закреплению и усложнению навыков личной гигиены, совершенствованию культуры поведения во время еды. Через театрализованную игру дети познакомятся с названиями овощей и словом «овощи», узнают, что они растут на огороде; а также слепят морковки для зайчика; а в дидактической игре бу­дут учиться дифференцировать форму предметов (круг — «поми­дорчик», овал — «огурчик»), использовать предметы-заместители вместо овощей. На занятии по рисованию дети с помощью ритма штрихов создадут образы сильного и слабого дождика, будут пы­таться находить свой рисунок среди других; образ дождика обога­тится и на занятии по развитию речи, где дети будут учиться со­относить слова потешки и выразительные движения. Педагог бу­дет создавать ситуации, побуждающие детей к взаимодействию, к обращению друг к другу по именам.

Организация наблюдений.«Погода осенью»

Закреплять представления детей об осеннем времени года. Зна­комить с явлениями поздней осени: облетают последние листоч­ки, ветер, дождь. Связать впечатления осеннего листопада со сти­хотворением М. Ивенсен «Падают, падают листья...». Провести подвижную игру «Листочки и ветер», отражающую осенний лис­топад.

Формирование культуры поведения и культурно-гигиениче­ских навыков.Продолжать формировать у детей элементарные на­выки личной гигиены, постепенно усложняя задачи. Чаще напо­минать детям о том, что руки с мылом нужно мыть не только пе-Ред едой, но и после прогулки, после туалета. После приема пищи и перед укладыванием на дневной сон руки можно ополоснуть без мыла, если они не сильно загрязнены.

Каждый раз при мытье рук воспитатель повторяет детям пра­вила пользования водопроводным краном, мылом, полотенцем, помогает детям, испытывающим затруднение в освоении этих пра-Вил, поощряет малышей, которые их усвоили.

Педагог постоянно напоминает воспитанникам о необходимо­сти быть аккуратными, в том числе во время еды, каждый раз показывает, как надо держать ложку и чашку, пить из чашки, не проливая жидкость, не брать руками пищу из тарелки, кро­ме хлеба.

Сетка занятий

Дни недели Занятия
Понедельник 1.Ознакомление с окружающим. «Бабушка Ари­на в гостях у ребят» 2. Физкультура. № 9-10
Вторник 1. Музыка. Повторение содержания предыдущего занятия 2. Конструирование. «Маша уезжает с дачи»
Среда 1. Рисование.«Дождик кап-кап-кап» 2. Действия с предметами. «Огурчики и помидор­чики»
Четверг 1. Речь. «Падают, падают листья» 2. Физкультура. № 9—10
Пятница 1. Музыка. Слушание и подпевание песни «Птич­ка». Музыкальное движение: легкий бег и легкие прыжки (по показу), повторение движения «фона­рики». Игра «Догони зайчика» (муз. Е. Тиличее-вой, ел. Ю. Островского) 2. Лепка. «Морковки для зайчика»

Конспекты занятий

Ознакомление с окружающим.«Бабушка Арина в гостях у ребят»

Задачи.Расширять представления об окружающем, в частности, осеннем периоде, когда на огороде поспевают овощи, через орга­низацию театрализованной игры.

Материалы.Натуральные овощи: морковка, репка, помидор, огурец (1—2 шт. каждого вида). Аксессуары для роли бабушки: го­ловной платок, фартук, корзинка с овощами. Блюдо с кусочками морковки, репки, огурчика (угощение).



Содержание занятия. В занятии участвуют двое взрослых: вос­питатель и помощник воспитателя, который изображает бабушку, приехавшую в гости к детям с гостинцами.

Воспитатель собирает вокруг себя малышей, говорит, что к ним в гости приедет бабушка Арина. Она приедет с подарками.

Раздается стук в дверь. «Кто там?» — спрашивает педагог. Пред­лагает малышам повторить вопрос. Дверь открывается, и появля­ется бабушка Арина с корзинкой, в которой лежат овощи, прикры­тые салфеткой.

«Бабушка Арина, ребята ждут тебя!» — говорит воспитатель, встречая гостью. Бабушка Арина входит в группу, здоровается с ре­бятами.

Дети садятся около бабушки Арины. Бабушка знакомится с малышами, спрашивает, кого как зовут. Называет детей по име­ни, рассказывает о том, что приехала на поезде и привезла ма­лышам гостинцы. Ставит на пол корзину, снимает сверху салфет­ку. «Я привезла вам гостинцы!» — с этими словами она начинает доставать овощи, балагуря с детьми и показывая каждый овощ:

Наши рекомендации