Дополнительный материал к занятию

Язык может совершать самые разнообразные движения.

Оп помогает дышать, передвигать пищу во время жевания, смачивать ее слюной, согревать или охлаждать ее, глотать, петь, говорить, смеяться.

С помощью языка человек определяет вкус пищи и узна­ет, годится ли она для употребления. Неизвестные продукты нельзя пробовать на вкус – они могут быть ядовитыми.

Очень горячая или холодная пища ухудшают восприятие вкуса. Простуда, курение также снижают восприятие вкуса. Поэтому, при простудных заболеваниях нужно обращаться к врачи, вовремя лечиться.

На языке существуют вкусовые зоны - это небольшие участки распознающие определенный вкус.

Язык без слов может многое «рассказать» врачи. Если чело­век здоров, его язык чистый, розового цвета. При болезни язык покрывается белым или желтоватым налетом, трещинками, ямками.

Чтение стихотворения «Путешествие бутерброда»

Вот бутерброд, который попал в рот.

А это - рот, в котором находится бутерброд.

А вот и глотка, по которой прошел бутерброд,

И теперь он попал в пищевод.

А это - пищевод, в котором находится бутерброд,

Который прошел через глотку и рот.

А вот и желудок, который переварит бутерброд,

Который попал туда через пищевод, глотку и рот.

Ну а это кишечник, куда спустился тот бутерброд,

Который был переварен в желудке,

Попавший туда через пищевод, глотку и рот.

М. Нусупбекова

Педагог при чтении может использовать показ макета с ри­сунком, по которому дети могут проследить путешествие бутер­брода.

К органам пищеварения относятся: рот, глотка, пищевод, желудок, кишечник.

«Здоровое питание»

Игра «Полезное - неполезное»

- Я сейчас буду называть продукты. Если продукт полезен, вы хлопаете в ладоши. Если неполезен, то вы топаете ногами.

Рыба, жирное мясо, кефир, чипсы, геркулес, пепси, подсол­нечное масло, фанта, морковь, торты, капуста, сникерс, ябло­ки, шоколад, груши, сало.

- Правильное питание - условие здоровья, а неправильное приводит к болезням.

Советы здорового питания:

1.Воздерживайтесь от жирной пищи.

2.Остерегайтесь очень острого и соленого.

3.Сладостей тысячи, а здоровье одно.

4.Овощи и фрукты - полезные продукты.

5. Важно есть не только достаточно, но и правильно. Наш организм должен получать разнообразную пищу, насыщенную белками, жирами, углеводами, а также витаминами и минеральными веществами.

6. Белки - основной строительный материал во всех необходимых организму процесс ах. Они незаменимы в питании. Если организм не получает белки - это может привести ко многим болезням. Они содержатся в мясе, молоке, рыбе, а также в яй­цах, орехах. Человеку в среднем требуется ежедневно 100г бел­ков, для детей возраста 7 - 10лет - 79 г.

7. Углеводы - это топливо для производства энергии.

Жиры - для образования энергии и тепла. Эти полезные пита­тельные вещества необходимы нам для того, чтобы организм получал достаточно энергии, чтобы двигаться, для лучшей работы головного мозга. Они содержатся в меде, гречке, изю­ме, масле, фруктах. Для взрослого ежедневно требуется 380 г углеводов, для детей нашего возраста 310 г, жиров 110г и 79 г

соответственно.

8. Минеральные вещества нужны нам для роста костей, зубов. Они участвуют в работе всего организма, насыщая кровь, нервные и мышечные ткани. Человеку необходимо 20 ми­неральных веществ: кальций, фосфор, йод, магний, натрий, железо, калий, фтор и другие. Они содержатся во фруктах и овощах.

Следующие питательные вещества составляют целую группу.

Это витамины. Слово «витамин» придумал американский ученый Казимир Функ. Он открыл, что вещество «амин», со­держащееся в оболочке рисового зерна, жизненно необходим людям. Соединив латинское слово Vita - «жизнь» С «амин», по­лучили слово «витамин». Ягоды, фрукты и овощи - основные источники витаминов.

Я предлагаю вам послушать отрывок из детского стихотво­рения. Интересно, какие чувства, мысли и вопросы появятся У вас после прослушивания.

В одной стране когда-то

Жил-был один король.

Имел он много злата,

Но был совсем больной.

Он очень мало двигался

И очень много ел.

И каждый день и каждый час

Все больше он толстел.

Одышки и мигрени

Замучили его.

Плохое настроение

Типично для него.

Он раздражен, капризен –

Не знает почему.

Здоровый образ жизни был не знаком ему.

Обобщение

·Пищеварительная система включает в себя: рот, глотку, пищевод, желудок, кишечник.

·Правильное регулярное питание - это главное условие хо­рошей работы пищеварительной системы.

·Чтобы быть здоровым, надо соблюдать режим питания.

Круг радости и общения

Игра «Хорошо - плохо»

Конфета - это всегда вкусно, а вот всегда ли полезно? Предложить детям для игры различные слова: орехи, мед, жевательная резинка, сдоба, мороженое.

ВАЛЕОЛОГИЯ

Дата «___» __________ ______ ________________

Группа/класс

Занятие №11

Тема: Я И МОЯ СЕМЬЯ

Цель: сформировать представление детей о доме и о месте, которое они занимают в нем.

Задачи: развивать у детей чувство ответственности за стар­ших и младших членов семьи; воспитывать любовь к родным и близким.

Ход занятия

Круг радости и общения

-- Какая еда полезна для человека? Что будет, если кушать только конфеты?

-- Кто готовит еду в вашей семье?

- Что такое семья?

Беседа

Самыми близкими для человека являются мама, папа, братишки и сестренки, бабушки и дедушки.

Младшие нуждаются в любви и поддержке старших. Родителям тоже необходимо внимание, но особой заботы требуют бабушки и дедушки, старшее поколение семьи. Они очень лю­бят внуков, а те должны обеспечить им покой. Берегите своих бабушку и дедушку! В их присутствии старайтесь не шуметь. Подумайте, какие добрые и ласковые слова можно им сказать.

У каждой семьи есть дом, место, где живут все члены семьи, заботятся друг о друге, помогают младшим и старшим. В доме у детей должна быть своя комната или личный уголок. Ребенок должен чувствовать ответственность за порядок, обязан уби­рать свою постель, игрушки, книжки. Каждая вещь должна находиться на своем месте. Игрушки - большие друзья детей. Они должны быть чистыми, целыми, находиться в специально отведенном месте.

Необходимо, чтобы ты сам выглядел красиво и аккуратно. Чистоту и порядок любят также и твои сапоги, туфли, кроссов­ки. Пришел с улицы - приведи в порядок обувь: вымой ее, просуши, натри обувным кремом.

Советы доктора ЗОЖ

·Уважай родителей, бабушку, дедушку, береги их, не обижай; помогай взрослым содержать в чистоте дом и двор.

·Содержи свою комнату в чистоте. Помни, что грязь, бес­порядок отрицательно влияют на здоровье человека.

·У каждой личной вещи и игрушки в комнате должно быть свое место. Не пользуйся чужой расческой. Не надевай чужие вещи и чужую обувь.

Беседа

- Если в семье кто-нибудь заболеет, кто ухаживает за боль­ным?

Обычно все заботы по уходу за больным берет на себя мама.

Но если вдруг заболела сама мама? Кто будет ухаживать за ней?

Знай! Если в доме есть больной, ему нужны покой и тиши­на. Игры нужно будет выбирать спокойные и тихие.

Комнату больного нужно проветривать несколько раз в те­чение дня.

Больному можно предложить травяной чай с медом и ли­моном. Не забывайте спрашивать больного: какая ему нужна помощь.

Обобщение

Круг радости и общения

ВАЛЕОЛОГИЯ

Дата «___» __________ ______ ________________

Группа/класс

Занятие №12

Тема: БУДЬ ВНИМАТЕЛЕН НА УЛИЦЕ!

Цель: дать понятие о правилах дорожного движения.

Задачи: рассказать детям о правильном поведении на доро­гах; учить использовать полученные знания на практике; дать знания о безопасном поведении в чрезвычайных ситуациях, общении с посторонними людьми.

Ход занятия

Круг радости и общения

Дети сидят на коврике, и каждый держит в руке цветок. Педагог предлагает вспомнить те «Правила безопасности», о которых они узнали. Дети по очереди называют одно из пра­вил и передают свой цветок педагогу.

Ласковое солнышко заглянуло в окно, приглашает нас на улицу.

Дети встают в круг, улыбаются, здороваются, берут друг друга за руки, и каждый называет свою улицу добрым словом.

Беседа

Педагог ведет с детьми беседу об улице, на которой они жи­вут: как она называется, что на ней находится, за что они любят свою улицу.

Педагог обобщает ответы детей, поясняет: чтобы улицы были красивыми и зелеными, нужно оберегать зеленые насаж­дения.

Деревья - санитары воздуха. Они поглощают воздух, кото­рый мы выдыхаем, а дают нам чистый, свежий, который необ­ходим нашему организму.

Советы доктора ЗОЖ

· Береги зеленые насаждения. Соблюдай чистоту и порядок на улице.

·Каждый может посадить дерево дружбы на своей улице, чтобы они были красивыми и зелеными, и разбить клумбы с цветами возле своих домов.

Педагог ведет беседу о том, что многие губят красоту своих улиц тем, что ломают деревья, бросают мусор в неположенном месте, бросают фантики от конфет, мороженого.

На выброшенных пищевых отходах собираются мухи, ми­кробы, которые попадают в наш организм, а это, в свою очередь, может привести к серьезным заболеваниям.

Красота и чистота улиц зависит от самого человека, от лю­дей, от их умения сохранять порядок, ведь чистота - это залог здоровья.

Работа в азбуке-тетради

Педагог рассказывает детям, что наше здоровье также за­висит от умения соблюдать правила безопасности на улицах.

Дети рассуждают о том, что такое улица, дорога, тротуар.

Педагог обобщает ответы детей.

На улице есть дорога, по которой движется транспорт, тро­туары, по которым ходят пешеходы. Чтобы не попасть в непри­ятность на дорогах, нужно соблюдать правила дорожного дви­жения.

Работа над загадкой

С перекрестка на меня глядит в упор

С виду грозный и серьезный ... (Светофор)

Выполняй закон простой!

Красный свет зажегся - стой!

Желтый вспыхнул - подожди!

А зеленый свет - иди!

Правило

Переходи улицу только на зеленый свет светофора

Игра «Светофор»

Педагог говорит о том, что на некоторых перекрестках све­тофор может отсутствовать. В этом случае пешеходам помогают переходы «зебра».

Зеброй назван переход, чтобы двигаться вперед. Все машины пропусти и счастливого пути!

В тех местах, где нет светофора, нужно посмотреть налево, убедиться, что нет машин, и только тогда переходить улицу.

На середине дороги нужно быть особенно внимательным из-­за скопления машин и большой скорости их движения. Водите­ли часто, идя на обгон, не замечают пешехода.

Правила

Переходи дорогу по пешеходной дорожке «зебра» .

Чтобы не попасть в неприятности на дорогах, нужно со­блюдать правила дорожного движения. Они помогут избе­жать дорожных происшествий и несчастных случаев.

Работа в азбуке-тетради

Педагог предлагает рассмотреть рисунки, и в ходе обсужде­ния дети делают вывод о том, что нельзя общаться с не знакомы­ми людьми, даже если они приятной внешности, брать от них подарки и угощения, а тем более, садиться с ними в машину. Это опасно для жизни.

Правила

• Не вступай в контакты с незнакомыми людьми.

·Если незнакомые взрослые пытаются увести тебя силой,

зови на помощь и сопротивляйся.

·Не бери угощение от незнакомых людей.

·Не садись к чужим людям в машину.

Слушание и обсуждение рассказа «Правила «Школы безопасности»

Рано утром мама собралась в аптеку и попросила сына:

«Побудь дома один, на улицу не выходи, дверь никому не открывай».

Мальчик убрал постель и решил подогреть себе чай. По

дошел к газовой плите и попытался зажечь огонь. Он зажигал одну спичку за другой, но тут вспомнил правило «Школы безопасности»:

«Не бери спички в руки - может возникнуть пожар.

Берегись газа! Он быстро воспламеняется и взрывается!» Малыш аккуратно положил спички на место, выпил молока вместо чая. Тут позвонили в дверь. Мальчик побежал и подумал: «Мама ведь предупреждала, что нельзя открывать дверь незнакомым людям». Он остановился и тихо прошел в комнату.

«Не открывай дверь, когда ты один дома».

Вот-вот вернется мама, и малыш решил обрадовать маму, встретить ее в выглаженной рубашке. Он включил утюг и тут же выключил, так как вспомнил еще одно правило «школы безопасности».

«Не включай электроприборы!»

Если ты включил утюг, убегать не надо вдруг. 3акрывая в доме дверь, все ли выключил, проверь.

Вот и мама вернулась домой, и радостный сын выбежал ей навстречу: «Мама, к нам кто-то приходил, но я не открыл дверь».

Мама похвалила: «Молодец! В жизни встречаются не только опасные предметы, но и опасные люди. Они могут унести вещи, ограбить квартиру или даже украсть детей.

Не приглашай и не впускай чужих людей в квартиру. Если человек даже знаком, то лучше подождать до прихода взрос­лых».

Мальчик выслушал маму, спросил разрешения и побежал играть на улицу.

Обобщение

·Переходить улицу нужно только на зеленый свет светофора.

·Нельзя играть на проезжей части улицы, на тротуарах.

·Нельзя вступать в контакты с незнакомыми людьми.

·Необходимо соблюдать правила безопасности.

·Хороший дом помогает человеку быть уверенным в себе и счастливым.

Круг радости и общения

ВАЛЕОЛОГИЯ

Дата «___» __________ ______ ________________

Группа/класс

Занятие №13

Тема: ЕСЛИ ТЫВЕЖЛИВ

Цель: сформировать представление о культуре отношений и поведения.

Задачи: закрепить навыки культурного поведения, воспи­тывать в детях желание вести себя скромно, вежливо, культур­но в общественных местах.

Ход занятия

Круг радости и общения

- Назовите правила безопасного поведения дома. Какие опасности могут поджидать детей на улице? Как вы думаете, какие правила поведения нужно соблюдать в общественных ме­стах?

Обыгрывание ситуаций

· В автобусе едет ребенок с мамой, свободных мест нет. За­ходит дедушка.

·Старенькая бабушка с большой тяжелой сумкой старается зайти в автобус.

· У девочки в обеих руках сумки. Она хочет войти в здание, но дверь закрыта, а свободной руки нет, чтобы открыть дверь!

Беседа

- Что вы испытывали, помогая бабушке, девочке, уступая место дедушке?

Человек, который первый раз помог другому, был вежлив, сам испытывает радость, удовольствие от того, что сделал до­брое дело, а затем такое поведение становится для него нормаль­ным, вполне обычным явлением. Такого человека называют воспитанным, культурным. О нем говорят, что его воспитали хорошие люди, хорошие родители.

Педагог просит детей изобразить разные эмоции: радость, удивление, гнев, равнодушие и т.д.

- Какие эмоции приятнее всего испытывать? Доктор ЗОЖ просит детей не забывать, что:

·в общественном транспорте все поручни загрязнены, в поликлинике, в магазине, в театре - везде есть микробы, поэтому после таких посещений нужно мыть руки осо­бенно тщательно;

·по вашему поведению в общественных местах люди бу­дут знать, как вас воспитали родители, хорошая ли у вас семья.

Будьте воспитаны, чтобы родители гордились вами. Доктор ЗОЖ уверен, что дети, которые познакомились с за­конами жизни Гигии и правилами страны «Валеологии», вы­растут честными, справедливыми, воспитанными и культур­ными.

Эти дети всегда:

·здороваются и прощаются с близкими, родными, друзья­ми и даже незнакомыми людьми; улыбаются;

·уступают место в транспорте пожилым людям; помогают донести тяжести; откроют перед вами входную дверь;

·мальчики вежливы и обходительны с девочками, а девоч­ки вежливы и скромны.

Работа в азбуке-тетради

Обобщение

·Быть вежливым и воспитанным приятно и для себя, и для родных и близких. Они будут гордиться тобой.

Круг радости и общения

ВАЛЕОЛОГИЯ

Дата «___» __________ ______ ________________

Группа/класс

Занятие №14

Тема: АЙБОЛИТ И ЕГО ДРУЗЬЯ

Цель: дать представление о видах болезней и причинах их возникновения.

Задачи: рассказать о важности профилактических меро­приятий в борьбе с инфекционными и простудными заболева­ниями; развивать навыки личной гигиены

Ход занятия

Круг радости и общения

Педагог просит детей вспомнить сказку «Айболит».

- Каких пациентов доктора Айболита вы помните?

- Как он их лечил? Какие средства использовал?

- А как заботитесь вы о своих домашних питомцах?

- Сможете ли вылечить их самостоятельно?

Животные нуждаются в нашей помощи и защите. Все до­машние животные нуждаются в хорошем уходе и правильном питании, они должны проходить осмотр у специального врача, получать прививки, Кроме прививок, каждые 2-3 месяца жи­вотным нужно давать лекарство от глистов.

Не забывайте, что после игр и общения с животными (даже домашними), нужно обязательно мыть руки. И ста­раться не целовать животных. Больное животное может быть источником микробов, которые могут вызвать болезни у че­ловека.

Доктор Айболит заботится о своих маленьких друзьях и просит вас так же любить их и защищать от болезней.

Беседа

Педагог и дети рассуждают, что мир вокруг нас, 3емля - это

наш зеленый дом.

Моря и реки, леса и горы, деревни и города ... Как много всего в этом замечательном доме! И вместе с нами в нем живут птицы и звери, рыбы, насекомые, растения, грибы. Но в нем живут рядом с нами очень много микробов, бактерий и виру­сов. Среди них есть полезные, необходимые человеку, но есть и очень опасные, вызывающие многие инфекционные и вирусные заболевания. Человек не только научился бороться с этими ма­ленькими монстрами, но и предупреждать болезни. Для этого дети должны познакомиться с полезными советами и помнить правила, как сохранить и сберечь свое здоровье.

Игра «Микробы и бактерии бояться»

• Микробы и бактерии боятся воды.

Если мы регулярно принимаем ванну, душ, умываемся, чистим зубы, моем руки - это помогает нам соблюдать чистоту и дает уверенность в том, что почти все микробы погибли. Они ведь уничтожаются мылом и смываются водой.

Микробы и бактерии боятся закаливания.

При закаливании используются три дара природы: солнце, воздух и вода. Они губительны для болезней. Организм зака­ляется и может противостоять опасным микробам, вирусам и бактериям.

Микробы и бактерии боятся витаминов.

Нужно есть много полезных овощей и фруктов, но при этом

их обязательно тщательно мыть. Многие овощи и фрукты (чес­нок, лук, лимон) не только укрепляют организм, но и уничто­жают болезнетворные микробы, вирусы и бактерии.

• Микробы и бактерии боятся прививок.

В поликлинике детям делают прививки, вводя в организм вакцину или сыворотку. Это предотвращает или останавливает развитие болезни или способствует более легкому ее течению и быстрому выздоровлению. Происходит это потому, что в крови образуются особые тела, которые собираются и уничтожают микробов и вирусов. Поэтому прививок не нужно бояться, они необходимы детям.

Игра с мячом «Хорошо - плохо»

Педагог бросает ребенку мяч и говорит: «Чистить зубы», «Сорвать яблоко и съесть», «Мыть руки перед едой» и т.п.

Ребенок обдумывает ответ на вопрос и возвращает мяч, го­воря «хорошо» или «плохо».

Педагог спрашивает у детей, любят ли они играть, прыгать, бегать на улице. Бывают случаи, когда ребенок падает и из по­лученной ранки идет кровь. Что при этом нужно делать?

Дидактическая игра «Лечим куклу»

Ранку нужно промыть чистой водой и обработать переки­сью водорода.

Ранку можно также обработать йодом или зеленкой.

На ранку наложить чистую стерильную повязку, чтобы туда не попадали грязь и пыль, и рана не загноилась.

Беседа

- Кто из вас в этом году болел гриппом или ОРВИ, и как вы себя при этом чувствовали?

При простуде или гриппе в дыхательных путях накапли­вается в большом количестве слизь и мокрота. Слизистая обо­лочка раздражается, поэтому вам хочется кашлять и чихать. При этом капельки слизи из носа и полости рта выбрасываются в окружающую среду.

При кашле и чихании дыхательные пути освобождают­ся, но с капельками слизи в окружающий воздух выбрасыва­ется огромное количество болезнетворных микробов и виру­сов. И если не прикрывать при кашле и чихании рот, больной способен заразить многих здоровых людей. Носовой платок, приложенный к лицу во время чихания и кашля - спасение для окружающих. Поэтому тот, кто заболел, должен исполь­зовать носовой платок или медицинскую маску и закрывать ими нос и рот при кашле и чихании, чтобы не заразить окру­жающих.

Помните, что использованный платок нужно часто менять, так как грязный платок может стать источником новой инфек­ции.

Конкурс «Самые чистые ручки»

Педагог предлагает детям провести конкурс «Самые чистые ручки». Дети намыливают руки и смывают мыло водой. Побе­дит тот, у кого при смывании будет чистая вода.

Педагог поясняет, что сейчас детские руки чистые, но до этого на них было очень много разных микробов, а это значит, что была опасность заболеть «болезнью грязных рук». Ведь многие кишечные заболевания и болезнь Ботки­на - это болезни грязных рук. Возбудители болезней через грязные руки попадают в рот, вызывая тяжелый недуг. И от животных также можно заразиться инфекционными бо­лезнями.

Наши рекомендации