Деятельность классного руководителя в современной школе

Основные обязанности классного руководителя:

1.Минимальное рабочее время, которое классный руководитель обязан посвящать воспитанникам в течение недели, – 6 часов (30 процентов от ставки учителя).

2.Час классного руководителя ("классный час") проводится один раз в неделю по расписанию, о чем делается запись в журнале.

3.Количество воспитательных мероприятий – не менее двух дел в месяц, одно из которых может быть общешкольным.

4. Количество родительских собраний – не менее одного в четверть.

5. Содержание, объем, технология и конкретные цели деятельности с конкретным классом должны быть заложены в плане воспитательной работы на учебный год.

6. Отчеты о проделанной работе предоставляются администрации по окончании учебного года по установленному графику.

7. В каникулярное и летнее время режим работы школы устанавливается согласно дополнительному плану.

Примечание: любая дополнительная работа классного руководителя, требующая больших усилий и временных затрат (походы, экскурсии, творческие клубы и т.д.) по договоренности с администрацией может быть оплачиваема отдельно.

Классный руководитель имеет право:

1. Участвовать в работе школьных структур самоуправления: педсовета, совета школы, профсоюзных и других органов школы.

2. Выступать с инициативой, вносить предложения о совершенствовании деятельности школы.

3. Создавать собственные воспитательные системы и программы, творчески применять новые методы, формы и приемы воспитания, руководствуясь гуманным принципом "не навреди".

4. Защищать собственную честь и достоинство в школьных органах самоуправления.

5. Принимать участие в выработке документов, определяющих систему материальных доплат и стимулов за разные объемы и результаты труда.

Не имеет право: унижать личное достоинство воспитанника, оскорблять его действием или словом. Использовать отметку (школьный балл) для наказания ученика. Злоупотреблять доверием ребенка, нарушать данное воспитаннику слово. Использовать семью (родителей или родственников) для наказания ребенка. Обсуждать "за глаза" своих коллег, представлять их в невыгодном свете.

Классный руководитель должен знать: - Закон РФ "Об образовании"; - Конвенцию о правах ребенка – Педагогику, детскую, возрастную, социальную психологию. - Школьную гигиену.- Педагогическую этику.- Теорию и методику воспитательной работы.

- Основы трудового законодательства.

Должен уметь:

· Общаться с детьми, поощряя детскую активность, ответственность, подавая собственный пример активности и ответственности.

· Видеть и формулировать свои воспитательные цели.

· Составить план воспитательной работы в классе.

· Организовать классную деятельность, взаимодействие воспитанников; провести воспитательное мероприятие: беседу, диспут, экскурсию, поход, классный вечер и т. д.

· Анализировать собственную деятельность и ее результаты.

· Организовать и провести родительское собрание.

· Пользоваться психодиагностическими тестами, анкетами, опросниками и корректно использовать их в воспитательной работе.

Функции:

· контролируетход целостного воспитательного процесса, процесс становления личности каждого ребенка, его нравственных качеств;

· анализируетхарактер оказываемых на него воздействий;

· координируетучебную деятельность каждого воспи­танника и всего классного коллектива, самоопределение, самовос­питание и саморазвитие обучающегося, формирование классного коллектива, развитие творческих способностей воспитанников, взаимоотношения с другими участниками воспитательного процесса.

Работа классного руководителя- целенаправленная, системная, планируемая деятельность, строящаяся на основе программы воспитаниявсего образовательного учреждения, анализа преды­дущей деятельности, позитивных и негативных тенденций общественной жизни, на основе личностно ориентированного подхода с учетом актуальных задач, стоящих перед педагогическим коллек­тивом школы, и ситуации в классном коллективе.

Формирует мотивацию к учению каждого отдельного ребенка, изучая его возрастные и ин­дивидуальные особенности для развития и стимулирования позна­вательных интересов; через разнообразные формы и методы инди­видуальной работы создает благоприятные условия для развития гражданственности, мировоззренческой культуры, навыков созидательного труда, творческой индивидуальности, успешного вхожде­ния ребенка в социум, формирования демократической культуры в системе классного самоуправления.

Формы работы классного руководителя:беседы, дискуссии, игры, состязания, походы и экскурсии, конкурсы, общественно полезный и творческий труд, художественно-эстетическая деятельность, ролевой тренинг.

Классный час– форма организации процесса непосредственного общения педагога и воспитанников, в ходе которого могут подни­маться и решаться важные моральные, нравственные и эстетиче­ские проблемы.

Наши рекомендации