Характерные особенности программы

ВДОХНОВЕНИЕ

Основная общеобразовательная программа дошкольного образования

Под редакцией И.Е. Федосовой

Руководитель авторского коллектива В.К. Загвоздкин

Авторский коллектив программы: С.Н. Бондарева, А.И. Буренина, В.К. Загвоздкин, А.М. Лельчук, Л.В. Свирская, С.С.Славин, Т.Э. Тютюнникова, И.Е. Федосова.

"Программа «Вдохновение» — новая образовательная программа, разработанная коллективом авторов на основе новых стандартов с учетом современных психолого-педагогических исследований и вызовов реальной жизни.

Особенность программы — ориентация на новую социокультурную ситуацию развития детства, со всеми присущими современному раннему и дошкольному возрасту проблемами роста и развития. - 6 Авторы программы избрали принцип «золотой середины» в регламентации образовательной деятельности между слишком общими рамочными указаниями и избыточными пошаговыми описаниями образовательного процесса. Благодаря такому подходу, программа, с одной стороны, предоставляетпедагогам достаточно четкое руководство, с другой стороны, предоставляет широкий простор для творчества в педагогической деятельности.

Практические примеры и советы, которыми насыщена программа, — это «ярмарка идей», на которой педагоги смогут найти как готовые решения, так и основу для создания своих оригинальных решений образовательных задач.



О девизе программы

Девиз программы— «Вдохновлять!». Только тот воспитатель сможет выстроить полноценный и качественный образовательно-воспитательный процесс, кто воодушевлен своей работой, видит в ней смысл и выполняет ее с радостью и удовольствием.

Вдохновение дарит педагогам чувство соб­ственной профессиональной компетентности, профессиональную свободу, создает плодотворную почву для повышения профессионального уровня.

Создание своей профессиональной компетентности является важнейшей мотивационной основой профессиональной деятельности.

Каждый воспитатель должен понимать, что, зачем и почему он делает, только тогда он будет чувствовать уверенность, надежную основу для своей педагогической деятельности. Поэтому в тексте программы дается убедительное научное обоснование каждого положения, при­водятся важнейшие данные современных ис­следований, а также яркие примеры из опыта работы лучших педагогов и образовательных практик нашей страны и мира.

Только компетентный педагог сможет гибко выстраивать педагогический процесс в соот­ветствии с индивидуальными возможностями и потребностями ребенка, добиваясь прекрасных образовательных результатов каждого.

Компетентному и уверенному в своих силах педагогу программа предоставляет простор для творчества, открывая ему необходимую и осознанную свободу в профессиональной де­ятельности.

Не будет ли программа слишком сложной для большинства педагогов?

Авторы программы руководствуются по­зитивным образом воспитателя и убеждены в компетентности и способности наших пе­дагогических кадров к развитию.

Вдохновение» предусматривает повыше­ние квалификации педагогов и предлагает модульные краткосрочную и долгосрочную программы повышения квалификации.

Программа написана по принципу «просто о сложном», все положения иллюстрируются на­глядными примерами, сопровождаются конкрет­ными методическими рекомендациями по органи­зации образовательного процесса, организации пространства и предметно-развивающей среды.

Программа «Вдохновение» ориентирует, вдох­новляет взрослых на созидание счастливых мо­ментов в общении с детьми: взаимных открытий, удивлений, преодолений трудностей, ошибок и радости первых побед. Живое, а не формаль­ное отношение к образовательному процессу — главное кредо педагогов «Вдохновения».

Характерные особенности программы

1. Программа предполагает вариативностьее использования в зависимости от конкретной ситуации и места расположения детского сада, специфики состава детей и их семей. Програм­ма не только допускает, но и предполагает различные формы ее реализации. Например, ее содержание может быть реализовано как в группах одного возраста, так и разновоз­растных группах, в группах с малым составом детей и в больших группах, в группах полного дня и группах кратковременного пребывания.

2. Содержание и способы работы с детьми по­строены на надежном и современном научно- практическом фундаменте, в котором:

- учитываются социокультурные изменения в современном мире — их анализу посвя­щен отдельный раздел программы;

- уделяется значительное внимание различным аспектам детского развития, индивидуальным особенностям развития, различиям между паспортным и реальным возрастом ребенка;

- раскрываются цели и возможности предо­ставления детям активной роли в образова­тельном процессе.

Только на таком фундаменте можно постро­ить подлинно развивающее образование, которое избегает как перегрузок и избы­точного ускорения в детском развитии, так и недогрузок и замедления индивидуальной скорости развития (работа педагога должна идти «в зоне ближайшего развития», кото­рая у каждого ребенка своя!).

3. Рамочный характер программы позволяет при ее реализации учесть условия, жизненные кон­тексты, состав детей в конкретных дошкольных организациях, адаптировать ее к специфиче­ским условиям образовательной деятельности.

4. Программа содержит конкретные практиче­ские указания и советы («ярмарка идей»), ос­нованные на образцах лучшей педагогической практики. Эти образцы собраны как из оте­чественного, так и из зарубежного образова­тельного пространства. Тем самым программа дает в руки педагогов множество возможно­стей для выбора, гибкость в реализации с ори­ентацией на научно обоснованные стратегии.

Наши рекомендации