Научно обоснованная система знаний

Содержание образования

1. Содержание образования -педагогически адаптированная система научных знаний, связанных с ними практических умений и навыков, которыми необходимо овладеть обучающимся. Это так называемый знаниево-ориентированный подход в определении сущности содержания образования, при котором в центре внимания находятся знания как социальные ценности, накопленные в процессе исторического развития человечества.

Федеральный государственный образовательный стандарт -совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего, основного общего, среднего (полного) общего, начального профессионального, среднего профессионального и высшего профессионального образования образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию.

Учебный план - нормативный документ, по которому работает конкретная школа; сертификат учебного заведения, в котором определяется:

а) продолжительность учебного года, длительность четвертей и каникул;

б) полный перечень предметов, которые изучаются в данном учебном заведении;

в) распределение предметов по годам учения;

г) количество часов по каждому предмету за все время обучения и на изучение предмета в каждом классе;

д) количество часов в неделю на изучение каждого предмета;

е) структура и продолжительность практикумов, лагерных сборов, факультативных занятий.

Учебная программа - нормативный документ раскрывающий содержание основных ЗУНов для усвоения учащихся по каждому учебному предмету.

В учебной программе указывается последовательность тем, вопросов и общая дозировка времени на их изучение.

Программа распределяет учебный материал по годам обучения и внутри каждого школьного класса.

Учебная литература - произведения письменности и печати, создаваемые как средство обучения для определенной системы образования или переподготовки кадров, для конкретного учебного заведения или для самообразования. К ней относятся: школьные учебники, книги для дополнительного чтения, учебные пособия для учащихся и учителей, сборники тестов, хрестоматии, атласы, карты, справочники, словари, сборники задач и упражнений, учебно-методические комплекты, рабочие тетради и др. В настоящее время все более широкое распространение получают электронные носители информации, электронные учебники.

Учебник - книга излагающая основы научных знаний по определенному учебному предмету в строгом соответствии с целями обучения и требованиями дидактики.

Учебный предмет - это система научных знаний, практиче­ских умений и навыков, которые позволяют учащимся усвоить с определенной глубиной и в соответствии с их возрастными по­знавательными возможностями основные исходные положения науки или стороны культуры, труда, производства.

2. Доказать, что содержание образования носит исторический характер.

Содержание образования имеет исторический характер, поскольку оно определяется целями и задачами образования на том или ином этапе развития общества. Это означает, что оно изменяется под влиянием требований жизни, производства и уровня развития научного знания.

Образование как социальное явление возникло из прагматической потребности людей в знаниях, которые были необходимы для обеспечения их жизнедеятельности. Накопление и углубление знаний, рост образованности общества привели к появлению культурологической функции знания, связанного с представлениями о вселенной, человеке, искусствен др. Именно эти две тенденции (прагматическая и культурологическая) определили направления в отборе содержания образования в различных культурах и цивилизациях. Нужно отметить, что на него оказывали влияние и социальные факторы, связанные с расслоением общества на социальные группы. Господствующие классы присвоили себе монополию на общекультурные и развивающие знания. Основные же слои населения получали лишь знания, необходимые для повседневной жизни и практической деятельности.

В эпоху Возрождения и в XVIII—XIX вв. в связи с утверждением идей гуманизма появляются концепции целостного развития личности и осуществляются попытки их реализации. Об этом свидетельствует «Школа радости» В. де Фельтре, в которой ребенку предоставлялась возможность свободного физического и умственного развития; теория свободного воспитания Ж.Ж.Руссо, предлагавшего в развитии ребенка следовать за спонтанными проявлениями его совершенной природы; идея И. Г. Песталоцци о полном развитии всех сущностных сил формирующегося человека путем вовлечения их в активную жизнедеятельность. Эти прогрессивные идеи явились теоретическим обоснованием таких течений В педагогике, как «Новые школы» во Франции, Швейцарии, элитарные школы в США, Германии, Австрии, связывающие образование и воспитание ребенка с природой, свободным развитием, естественными, типа семейных, отношениями между детьми и взрослыми. Постепенно в ходе всемирно-исторического развития идея развития целостной человеческой личности, возвращения человека к самому себе, имеющая общечеловеческий смысл и общечеловеческую ценность, становится доминирующей, она определяет содержание современного образования.

3. Составить схему «Компоненты содержания образования».

Содержание образования включает четыре основных компонента:

научно обоснованная система знаний,

Умений и навыков,

Наши рекомендации