Психологическая коррекция характерологических деформаций детей


В структуре характерологических особенностей детей с ЗПР часто отмечаются деформационные изменения. В этой связи следует включить в программу коррекционной рабо­ты следующие методы:

^ Метод коррекции нарушений характера.

При использовании данного метода важно соблюдение сле­дующих условий:

1) урегулировать питание и сон, пребывание на свежем воз­духе, чередование физической активности и отдыха;

2) крайне целесообразны физические нагрузки (естествен­ные движения, игры, пешеходные экскурсии, спорт).

^ Метод фиктивной, мнимой коррекции особенно пригоден в раннем детском возрасте в тех случаях, когда симулируют­ся (выдумываются) отдельные расстройства. Он состоит в том, что ребенка уверяют, что если он выпьет это лекарство (вместо которого дается соленая или сладкая вода) (эффект плацебо), то он будет совершенно здоров.

^ Метод коррекции заострения отдельных характероло­гических особенностей. (Метод построен на стратегии про­фессора П.Г. Вельского.)


В состав метода входят следующие основные направления:


1.
дружественная и эмоциональная связь психолога с ре­бенком вызывает его желание подчиниться требуемому режиму деятельности;

2.
катарсис — очищение психики ребенка от предшество­вавших переживаний путем «эмоциональных» бесед с пси­хологом;

3.
постепенный перевод эмоциональной энергии, освобо­дившейся после катарсиса, на новые социально полезные цели на основе закона трансформации эмоций:

4.
перевод одной эмоции на смежную с ней, близкую по природе другую эмоцию, например азарта - в спорт, фи­зического мазохизма — в психический, т. е. перевод поэзии
грусти нарциссизма (самовыставления, самолюбования) - в драматическую работу, исполнение красивых героических ролей в спектакле и т. п.;

5.
изменение целевой установки данных эмоций (напри­мер, целесообразен перевод хаотической стихийной агрес­сивности в агрессивность по отношению к объективным со­
циально враждебным феноменам), поручение ответственных заданий;

6.
постепенный отрыв ребенка от индивидуальной связи с психологом и полное направление психической энергии на ближайшее окружение.


Представленная схема проведения коррекционных меро­приятий с детьми может рассматриваться как система ори­ентиров, которая будет наполнена конкретным содержанием в зависимости от индивидуальных особенностей ребенка.

Все перечисленные в главе программы могут быть вклю­чены в работу профильных учреждений (образовательных и медицинских), занимающихся проблемами детей с ЗПР.

Участие родителей обеспечивает эффективность стратегии и тактики коррекционной работы.

Введение

Важнейшим направлением при изучении нарушений развития выступает определение специфичных для разных вариантов дизонтогенеза характеристик психической деятельности. Большое значение при этом имеет выявление особенностей эмоциональной сферы детей с отклонениями, поскольку это дает возможность создать оптимальные условия для их личностного становления и успешной социальной адаптации.

В рамках изучения психологических особенностей детей с нарушениями развития внимание традиционно было направлено на обнаружение специфики их познавательных процессов, что связано с необходимостью организации обучения. Формирование эмоциональной сферы таких детей оказалось в центре научного исследования относительно недавно, поэтому в немногочисленных работах в этой области описаны частные и наиболее общие аспекты эмоционального поведения, характерные для разных типов дизонтогенеза.

В настоящее время особую актуальность приобрела проблема изучения эмоционального развития при тех вариантах дизонтогенеза, где недостатки эмоциональной сферы занимают особое место в структуре общего нарушения (в частности, при задержанном, искаженном или дисгармоническом типе развития) (Т.Н. Павлий, О.С. Никольская, А.И. Захаров, Ю.М. Миланич и др.). Характерной чертой для подобных дизонтогенетических расстройств выступает дефицитарность регуляции эмоционального поведения, что часто становится главным препятствием для взаимодействия с окружающими и обусловливает трудность социализации ребенка с отклонениями в развитии.

В то же время, некоторые аспекты эмоционального развития детей с отклонениями остаются мало изученными: есть лишь отдельные работы, посвященные выявлению его закономерностей у старших дошкольников с разным типом дизонтогенеза, хотя именно этот возрастной этап считается периодом активного формирования эмоциональной сферы.

Недостаточность знания особенностей эмоциональной сферы у детей дошкольного возраста с нарушениями развития, обусловливает актуальность изучения данной проблемы.

Цель исследования: выявление качественных особенностей эмоциональной сферы у детей 5-6 лет с задержкой психического развития по сравнению с нормально развивающимися сверстниками.

Объект исследования: эмоциональная сфера детей старшего дошкольного возраста с нормальным и нарушенным развитием.

Предмет исследования: музыкальная терапия, как средство развития эмоциональной сферы у детей с ЗПР.

Гипотеза исследования: использование приёмов музыкальной терапии способствует развитию эмоциональной сферы у старших дошкольников с ЗПР.

В соответствии с намеченной целью и выдвинутой гипотезой исследования поставлены следующие задачи:

1).произвести литературный обзор и теоретический анализ исследований по проблеме формирования эмоциональной сферы старших дошкольников с развитием соответствующим возрастным нормам и с ЗПР;

2).определить и теоретически обосновать критерии изучения эмоциональной сферы у детей старшего дошкольного возраста;

).выявить с помощью диагностики общие и специфические особенности развития эмоциональной у дошкольников с ЗПР;

).Разработать комплекс коррекционных методов и приёмов, способствующих развитию эмоциональной сферы старших дошкольников с ЗПР.

Теоретико-методологические основы исследования составили фундаментальные положения общей, возрастной и специальной психологии:

·о системном строении психики, предполагающем интеграцию когнитивных и эмоциональных процессов (Л.С. Выготский, А.В. Запорожец, С.Л. Рубинштейн, Д.Б. Эльконин);

·о единстве законов нормального и аномального развития (Г.Я. Трошин, Л.С. Выготский, В.И. Лубовский и др.);

·о сущности эмоций и динамике развития эмоциональной сферы в детском возрасте (Л.С. Выготский, В.К. Вилюнас, А.Н. Леонтьев, Л.И. Божович, Б.Г. Ананьев, Г.М. Бреслав, А.В. Запорожец, Я.З. Неверович, Ф.Е. Василюк, П.М. Якобсон);

·об эмоционально-чувственном развитии детей с различными вариантами дизонтогенеза (И.М. Соловьёв, Е.А. Евлахова, Т.Н. Головина, Г.Н. Стернина, Ж.И. Намазбаева, Н.Ю. Борякова, В. Пештак, Н.Л. Белопольская).

В соответствии с поставленной целью и задачами были использованы следующиеметоды и методики исследования:

·метод теоретического анализа психолого-педагогических исследований по изучаемой проблематике;

·метод изучения психолого-педагогической и медицинской документации;

·методы статистической обработки и качественного анализа экспериментальных данных.

Основным исследовательским методом выступил констатирующий психологический эксперимент.

Теоретическая значимость заключается в дальнейшем расширении и конкретизации знаний об эмоциональной сфере детей с отклонениями и о специфике формирования механизмов эмоционального поведения при нарушении развития. Выявлены и описаны эмоциональные новообразования старшего дошкольного возраста, получены данные о своеобразии эмоциональных проявлений у нормально развивающихся дошкольников и дошкольников с ЗПР.

Практическая значимость состоит в разработке экспериментальной методики изучения особенностей эмоциональной сферы и возможности использования полученных результатов исследования для построения коррекционных программ и организации индивидуальной работы с детьми исследуемой категории.

эмоциональный дошкольник музыкальный терапия

Наши рекомендации