Исследовательские методы в обучении

Использование ИКТ на уроке математики

Задача учителя математики на современном этапе состоит не только в том, чтобы вооружить детей знанием по предмету, научить их решать определенные типы задач и выполнять определенные действия по выученному заранее алгоритму, a и в том, чтобы развить их творческие способности, развить их внимание, восприятие, память, речь, мышление, воображение. Весь школьный материал в жизни пригодится не каждому, а развитая речь, логическое мышление и память нужны всегда. Одним из путей решения проблем возникающих перед учителем математики является внедрение информационных технологий на уроке.

Термин “информация” (от латинского information – разъяснение, представление) давно и широко используется в науке и обыденной жизни.

Информационная технология – это не только технология, предполагающая использование в образовательном процессе компьютера, по сути дела – это любой процесс, связанный с переработкой информации.

Важную роль играют при изучении математики уроки - презентации. На таких уроках реализуются принципы доступности, наглядности. Уроки эффективны своей эстетической привлекательностью, также между учителем и учеником существует посредник – компьютер, что способствует часто эффективному взаимодействию.

Урок - презентация также обеспечивает большой объем информации и заданий за короткий период. Всегда можно вернуться к предыдущему слайду (обычная школьная доска не может вместить тот объем, который можно поставить на слайд).

Таким образом, использование компьютерных технологий на уроках математики позволяет реализовывать следующие цели процесса обучения: повысить качества знаний по теме, продолжить формирование информационной культуры, наиболее полно реализовать учебные возможности каждого ученика.

Использование модульной технологии на уроках математики

Блочная подача материала предполагает его разделение на определенные, законченные по смыслу части. Модуль - это определенный вид работы, который выполняют учащиеся. В педагогической литературе модуль определяется как «целевой, функциональный узел обучения, который объединяет учебное содержание и технологию овладения им».

Методическая сущность модульной технологии - это предоставление учащемуся центрального места в системе «учитель-ученик». При систематическом использовании данной технологии реализуются все навыки «само» учащихся: самообучение, самоопределение, самоконтроль, самооценка, самоанализ, самореализация.

Блочное обучениеосуществляется на основе гибкой программы, обеспечивающей ученикам возможность выполнять разнообразные интеллектуальные операции и использовать приобретаемые знания при решении учебных задач.

Модульное обучение(как развитие блочного) - такая организация процесса учения, при которой учащийся работает с учебной программой, составленной из модулей.

Личностно-ориентированная технология обучения

Помогает в создании творческой атмосферы на уроке, а так же создает необходимые условия для развития индивидуальных способностей учащихся.

Технология уровневой дифференциации

Дифференциация способствует более прочному и глубокому усвоению знаний, развитию индивидуальных способностей, развитию самостоятельного творческого мышления. Разно уровневые задания облегчают организацию занятия в классе, создают условия для продвижения учащихся в учебе в соответствии с их возможностями. Сильные учащиеся утверждаются в своих способностях, слабые получают возможность испытывать учебный успех, повышается уровень мотивации.

Проблемное обучение

Использование методов, основанных на создании проблемных ситуаций и активной познавательной деятельности учащихся, позволяет мне нацелить ребят на поиск и решение сложных вопросов, требующих актуализации знаний. Проблемную ситуацию на уроке создаю с помощью активизирующих действий, вопросов, подчеркивающих новизну, важность объекта познания. Проблемные ситуации можно использовать на различных этапах урока: при объяснении, закреплении, контроле.

Исследовательские методы в обучении

Дают возможность учащимся самостоятельно пополнять свои знания, глубоко вникать в изучаемую проблему и предполагать пути ее решения, что важно при формировании мировоззрения. Это важно для определения индивидуальной траектории развития каждого учащегося.

Игровые технологии

Использование на уроках игровых технологий обеспечивает достижение единства эмоционального и рационального в обучении. Так включение в урок игровых моментов делает процесс обучения более интересным, создает у учащихся хорошее настроение, облегчает преодолевать трудности в обучении. Игровые технологии можно использовать на разных этапах урока.

Тестовые технологии

Задания на тестовой основе получили широкое распространение в практике преподавания. Они используются на различных этапах урока, при проведении занятий разных типов, в ходе индивидуальной, групповой и фронтальной работы, в сочетании с другими средствами и приемами обучения.

Сегодня существуют разнообразные варианты тестов. Тесты, созданные самим учителем, позволяют наиболее эффективно выявлять качество знаний, индивидуализировать задания, учитывая особенности каждого ученика. Тестовая технология помогает при контроле знаний учащихся.

Китайская мудрость гласит: “Я слышу – я забываю, я вижу – я запоминаю, я делаю – я усваиваю”. Задача учителя, организовать учебную деятельность таким образом, чтобы полученные знания на уроке учащимися были результатом их собственных поисков. Но эти поиски необходимо организовать, при этом управлять учащимися, развивать их познавательную активность.

Системная работа по использованию современных педагогических технологий и их элементов в образовательном процессе способствует повышению качества знаний по предмету. Учащиеся принимают активное участие в предметных неделях, участвуют в олимпиадах, у слабых учащихся снижается порог тревожности.

Все названные методы при целесообразном их применении стимулируют, активизируют деятельность школьников.

По второму вопросу слушали руководителя МО, которая ознакомила с системой подготовки учащихся к ГИА. В работе каждого учителя особое место занимает подготовка учащихся к ГИА.
Но подготовка к ГИА проходит не только в 9 классе, а в течение всего обучения. Поэтому подготовка этих испытаний начинается с первого урока учебного курса с любой дисциплины. В связи с этим учителя прежде всего проработали как содержательную составляющую программы по определенному предмету, так и деятельностную составляющую - требования к знаниям и умениям учащихся.
Деятельностную составляющую программы учителя определяют в поурочном планировании. Такой подход позволяет осуществлять постоянный контроль за работой учащихся и самоконтроль учителя по обеспечению необходимых условий овладения учащимися учебным материалом, выбора оптимальных методов обучения, совершенствованию практической загруженности уроков.
Во время поурочного и тематического контроля учителя руководствуются требованиями к уровню знаний , умений и навыков. В случае выбора готовых тестовых или контрольных заданий обращают внимание на соответствие предлагаемых разработок современным требованиям к предметным компетенциям.
На основе требований к знаниям и умениям учителя составляют разноуровневые задания, задания с выбором одного или нескольких правильных ответов, установление последовательности или соответствия. Учителя предлагают учащимся работу с сравнительными таблицами, блок-схемами, диаграммами.

Учителя организуют повторение учебных тем и разделов по следующим шагам:
1. Тщательно изучается документация по ГИА.
2. Составляется ориентировочный перечень тем для повторения и по возможностям интегрируется материал повторения с новым материалом.
3. Предлагаются задания на повторение в форме, которая будет предложена ученикам на ГИА.

На уроках учащиеся были информированы о форме проведения ГИА и месте размещения контрольно-измерительных материалов ГИА. Обучающиеся проинформированы о том, что в билетах по биологии есть вопрос по выбору, который выбирают сами обучающиеся и в заданиях по математике 16 или 17 задания второй части, 19 или 20 задания третьей части также по выбору обучающихся.
Систематическая работа учащихся с требованиями к знаниям и умениям позволяет учащимся осознанно подходить к обучению и овладению определенным учебным материалом, делать сознательный выбор форм обучения, а также осуществлять самоконтроль и своевременно корректировать собственные ошибки.
Систематическая комплексная работа по изучению новых тем и повторение с учетом требований к предметным комптенциям учащихся, создание совместно с учащимися программ подготовки позволят каждому ученику должным образом подготовиться к решающим испытаниям в своей жизни.
Постановили: одобрить систему работы учителей по подготовке к ГИА.

Рекомендовать к утверждению контрольно-измерительные материалы по подготовке к ГИА.

По третьему вопросу слушали руководителя МО Веденьеву И.В. с информацией о результатах проведения предметных недель.
По четвертому вопросу слушали заместителя директора по УВР Слободенюк И.Ф., которая ознакомила с характеристикой учителя химии и биологии Султановой Н.А. и отметила, что аттестация проходила в соответствии со сроками, уроки и внеклассные мероприятия соответствовали квалификационной категории, на которую претендует учитель.

Руководитель МО И.В.Веденьева

Наши рекомендации