Общая характеристика учебного предмета. ГОУ СПО Волгоградский социально-педагогический колледж

ГОУ СПО Волгоградский социально-педагогический колледж

Рабочая программа


«Основы православной культуры»

2014 год

Настоящая рабочая программа учебного предмета «Основы православной культуры» разработана в соответствии с требованиями федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования (ФГОС НОО).

Настоящая рабочая программа составлена с учётом образовательных запросов учащихся и их родителей (законных представителей), а также выбора ими учебного предмета «Основы православной культуры».

Разработчики: Зюбенко В., Дутова Ю., Кайсарова Е.


Пояснительная записка

Цель учебного предмета «Основы православной культуры»
Состоит в том, чтобы помочь воспитаннику российской школы вырасти человеком высоконравственным: добрым и честным, трудолюбивым и ответственным, почтительным к родителям, благодарным учителям и воспитателям, любящим свою Родину, а также стремящимся помогать тем, кто нуждается в помощи, и благожелательно относящимся к людям других национальностей, верований и убеждений.

Основные задачи учебногопредмета
- осуществлять духовно-нравственное воспитание учащихся на основе:

- ознакомления со всемирно известными памятниками православной культуры России: иконами (Владимирская икона Божией Матери, «Троица» Андрея Рублёва), храмами (Успенский собор Московского Кремля, Храм Христа Спасителя, церковь Георгия Победоносца на Поклонной горе), монастырями (Троице Сергиева Лавра);

- усвоения основных духовно-нравственных понятий: добро, благо, милость, совесть, заповедь, долг, честь, добродетель, а через это — социально значимых добродетелей: благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие, милосердие;

- формирования навыков почтительного отношения к родителям, воспитателям, попечителям, учителям, старшим, а также навыков заботы о младших;

- воспитания дружелюбного отношения к одноклассникам, всем учащимся в школе, всем окружающим людям;

Общая характеристика учебного предмета

Принципы построения учебного предмета «Основы православной культуры»

Концепция духовно-нравственного воспитания российского школьника, положенная в основу настоящей рабочей программы и самого учебного предмета «Основы православной культуры», кратко может быть выражена словами замечательного русского писателя Василия Андреевича Жуковского: «Образование — это воспитание для доброделания». Эти слова стали основным руководящим принципом и при подготовке учебного пособия.

При построении учебного предмета «Основы православной культуры» учитывались также принципы: научность, доступность, культуросообразность.

1. Научность. Изложение всех исторических сведений учебного предмета «Основы православной культуры» имеет прочное основание в отечественной исторической науке, в источниковедении. Благодаря опоре на исторические источники при освещении событий далёкого прошлого у школьника вырабатывается историзм мышления. Это позволит ему глубже понять величие и трудность пройденного Россией пути, величие Российской державы и родной культуры, а также осознать свою причастность к родной истории и культуре.

2. Доступность. Поскольку данный учебный предмет предназначен для учащихся 4–5 классов, то в нём содержится минимум сведений (дат, имён, событий, терминов, понятий), которые школьникам не были бы уже известны из других учебных предметов.

3. Принцип культуросообразности. Учебный предмет «Основы православной культуры» призван показать российскому школьнику взаимосвязь гражданской и церковной истории России. Попытка изолированного их изучения невозможна без нарушения принципов научности и культуросообразности. Этот принцип призван способствовать осознанию школьниками непреходящей ценности культурно-исторического наследия России, осознанию российской культуры как своей родной культуры, а в дальнейшем и осознанию необходимости сбережения этого великого культурно-исторического наследия.

Нравственное воспитание обучающихся в российской школе будет успешным лишь тогда, когда дети будут не просто знать, но трепетно преклоняться перед такими высокими качествами наших предков, как доброта, честность, верность долгу, мужество, бережное отношение к священным местам, почтение к родителям, бескорыстие, жертвенная любовь к Родине. За последние десятилетия в российской школе накопилось так много проблем вобучении и воспитании, что они, кажется, уже превышают возможности и силы школы и учителей для их исправления. Но составители настоящей программы и учебного пособия для учащихся 4–5 классов по основам православной культуры не акцентировали внимание школьников на отрицательных сторонах жизни человека и общества. Почему? «Зло не исправляется злом, а добром, — говорил Святитель Филарет (Дроздов), митрополит Московский. — Как загрязнённую одежду нельзя чисто вымыть грязной водой, так описаниями порока, столь же нечистыми и смрадными, как он сам, нельзя очистить людей от порока. Укажите на тёмный образ порока, не терзая чувства и не оскорбляя вкуса чрезмерным обнажением его гнусностей, а с другой стороны, изобразите добродетель в её неподдельной истине, в её чистом свете, в её непоколебимой твёрдости, в её небесной красоте — тогда можете надеяться, что пленник порока отвратит от него устыжённый взор, придёт к сознанию достоинства добродетели.» Поэтому, преподавая современному школьнику основы нравственной культуры, гораздо важнее раскрыть высокое достоинство и нравственную красоту добродетели, нежели увлекаться бичеванием порока.

В процессе изучения основ православной культуры у школьника формируется умение критически оценивать свои поступки, постепенно складывается потребность руководствоваться в своей жизни лучшими примерами, а также появляется готовность следовать высоким этическим нормам поведения дома, на улице, в школе.

Место учебного модуля «Основы православной культуры» в учебном плане
Модуль «Основы православной культуры» изучается с 1 по 4 классы по 1 часу в неделю. Всего на модуль-136 часов.

В 4 классе: в год - 34 часа в неделю - 1 чаc

Планируемые результаты освоения учащимися программы по основам православной культуры.

Личностные результаты изучения учебного предмета «Основы православной культуры» учащимися 4 класса:

– осознание необходимости для личностного развития таких добродетелей, как благодарность, дружба, ответственность, честность, осторожность, трудолюбие и милосердие;

– умение следить за своими словами и делами; способность контролировать собственную деятельность на основе выбора добра и пользы;

– настроенность на доброе поведение и добрые взаимоотношения с окружающими;

– как результат преданности и уважения к традициям своего народа — уважительное отношение к людям других верований, другой национальной культуры, умение взаимодействовать с людьми других верований и убеждений.

Метапредметные результаты изучения основ православной культуры учащимися:

– развитие познавательной деятельности младшего школьника в гуманитарной сфере;

– любовь к родному языку, родной истории, литературе и культуре;

– умение описывать достопамятные события родного края, школы, семьи.

Предметные результаты изучения основ православной культуры в начальной школе:

– развитие чувства прекрасного в процессе знакомства с памятниками православной культуры;

– умение видеть в памятниках письменности и произведениях русской классической литературы славянизмы, их необычные формы и понимать их смысл;

– умение соотносить старый и новый стили (даты юлианского и григорианского календарей), знание причины расхождения этих календарей;

– приобщение к духовно-нравственным ценностям своего народа;

– усвоение нравственных норм и правил поведения в ходе знакомства с богатейшей православной культурой России, имеющей особое значение в истории России, в становлении её духовности и культуры;

– приобретение устойчивых представлений о нравственности и духовности в рамках понятий добро – зло, правда – ложь, свобода и ответственность, совесть и долг;

– формирование потребности в нравственном совершенствовании.

Содержание учебного предмета

Россия – наша Родина.

Введение в православную духовную традицию. Добро и зло в православной традиции. Золотое правило нравственности. Любовь к ближнему. Отношение к труду. Долг и ответственность. Милосердие и сострадание. Православие в России. Православный храм и другие святыни. Символический язык православной культуры: христианское искусство (иконы, фрески, церковное пение, прикладное искусство), православный календарь, Праздники. Христианская семья и её ценности.

Любовь и уважение к Отечеству. Патриотизм многонационального и многоконфессионального народа России.

Календарно – тематическое планирование курса

раздел Тема урока Кол-во часов Основные понятия Знания и умения
Культура и религия   Проповедь Христа   1 Культура и религия     2 Православная молитва.   3 Библия   4 Евангелие.   5 Ветхий Завет .Новый Завет.   6 Проповедь Христа     7 Христос и Его крест.     8 Православное учение о человеке   9 Совесть и раскаяние     10 Заповеди Милосердие и сострадание.   11 Золотое правило этики.     8 9 10 11 12 13 14 15 16 17 18 19 20 22 23 24 25 26 27 28 29 30 31 32-34                                     поведение культурного человека, материальная и духовная культура,влияние религии,религия   Молитва,объяснение молитвы «Отче Наш»   Библия ,Иисус,Христос,     Евангелие, Формула ПОПС( слова – Библия, Евангелие)     Бытие. Исход. Левит.Числа Ветхий Завет.Новый Завет.   Проповедь Христа, Нагорная проповедь. учение Иисуса Христа   Христос и Его крест. Библия.Крест.Нательный крест     Православное учение о человеке,душа,любовь,     Совесть ,раскаяние,грех,покояние   Заповеди. Милосердие.сострадание.Добро. Зло   Золотое правило этики.     Храм. Икона.   Творческие работы учащихся.   Подведение итогов.   Как христианство пришло на Русь.   Подвиг.   Заповеди блаженств.   Зачем творить добро?     Чудо в жизни христианина.     Совесть и раскаяние.     Православие о Божием суде.   Таинство причастия.   Монастырь.   Отношение христианина к природе.     Подготовка творческих проектов.   Итоговая презентация творческих проектов учащихся.   Презентация     Презентация, дидактический материал Дидактический материал Фронтальная работа (ответ на вопрос, высказывают свои предположения) показ презентации.( электронное приложение)     Работа с текстом учебника –нахождение нужной информации.   Дидактический материал Фронтальная работа (ответ на вопрос, высказывают свои предположения) показ презентации.( электронное приложение) Кроссворд   Дидактический материал Фронтальная работа (ответ на вопрос, высказывают свои предположения) показ презентации.( электронное приложение)   Работа с текстом учебника –нахождение нужной информации.   Дидактический материал показ презентации.( электронное приложение)   Работа с текстом учебника –нахождение нужной информации.      

Наши рекомендации