Занятие 3 (проводится зимой)

Цель: закреплять знания детей о переходе воды в твердое состояние при низкой температуре, познакомить со свойст­вом воды переходить из твердого в жидкое состояние в тепле.

Оборудование: комки снега на подносе, льдинки, сосуль­ки; два таза с водой (с холодной и с горячей).

Ход занятия

Педагог:Ребята, волшебная Капелька решила сегодня по­играть с вами в прятки. Где она могла спрятаться?

Дети:Она спряталась в воде.

Педагог:А вдруг она опять вышла на улицу? Где тогда нам искать Капельку? Она осталась на морозе капелькой во­ды или превратилась во что-то другое?

Дети:Капелька замерзла. Она превратилась в льдинку.

Педагог: Правильно, ребята, Капелька может быть и в этих льдинках, и в сосульках, и в снегу (показывает поднос с сосульками, льдинками, комками снега). Посмотрите, на подносе появилась вода. Откуда она взялась?

Дети: Это снег тает, и сосульки, и лед.

Педагог:В комнате у нас тепло, поэтому снег и лед тают. Ко­гда наступит весна, и солнышко станет пригревать зем­лю, снег растает и на улице. Давайте положим один ку­сок льда в горячую воду, а другой кусок льда - в холод­ную. Где скорее растает лед?

Дети пробуют воду в тазах руками, опускают в воду кусочки льда и наблюдают, как тает лед.

Дети: В горячей воде лед растаял, а в холодной еще плавает. Педагог:Давайте положим в воду комки снега. Как вы ду­маете, в горячей или в холодной воде скорее растает снег?

Дети кладут снег в тазы с водой, наблюдают.

Дети:Снег в горячей воде уже растаял, а в холодной - нет.

Педагог:Вы правильно заметили, что в горячей воде и снег, и лед тают скорее. А вот и наша Капелька (см. рис. 2). Здравствуй, Капелька! Ребята тебя нашли. Расскажи, где же ты пряталась?

Капелька (педагог):Здравствуйте, ребята! Я сегодня спря­талась от вас на улице. Но как только я вышла на улицу, то сразу замерзла, превратилась в льдинку. Когда эту льдинку принесли в теплую комнату, то она растаяла, и я опять стала капелькой. Кто мне скажет, что со мной бу­дет, если я опять выйду на улицу?

Дети:Капелька, ты снова замерзнешь, превратишься в лед.

Капелька (педагог):А если я снова вернусь в тепло?

Дети:Ты растаешь и станешь каплей воды.

Педагог:Ребята, вам нужна вода? Зачем вам вода?

Дети:Пить. Мыть руки. Умываться. Мыть посуду. Стирать.

Поливать растения. Мыть кисточки, когда рисуем крас­ками. Капелька (педагог):Вода нужна и людям, и птицам, и рас­тениям, и рыбам, и животным. Всем нужна вода чистая и прозрачная. Теперь вы знаете, что вода может превра­щаться в лед, а лед - в воду. Вот такие чудеса!

4. Сценарий спектакля «КАКОЙ ГРИБ ЛУЧШЕ?»

Содержание сказки позволяет решать следующие задачи. Познавательные:

— получение первоначальных сведений о лесе, как сообще­стве множества разнообразных организмов, связанных между собой;

— закрепление знаний о характерных признаках времен года;

— знакомство с грибами съедобными и несъедобными.

Развивающие: '

— развитие познавательного интереса к природе;

— развитие воображения, образного мышления.

Воспитательная:

— содействие становлению бережного отношения к приро­
де, экологической культуры детей.

Действующие лица: Маша, Белка, Заяц, Гриб-боровик, Сыроежки, Мухомор, Подосиновики.

Ход занятия

Действие происходит на лесной полянке.

Ведущая:Пришла Маша в лес. Тихо в осеннем лесу. Разно­цветные листья ковром лежат на земле. Подует ветерок, и еще один листочек закружится и тихо упадет вниз.

Звучит музыка. Маша на полянке собирает букет из листь­ев.

Маша:Какой красивый букет я собрала! (Показывает ли­стья):

Это яркий лист осины, А вот это лист рябины.

Желтый клена лист нашла -Значит осень в лес пришла! Ведущая:Осень - грибная пора. Вот и в этом сказочном ле­су выросли грибы.

Звучит музыка. Выбегают дети в шапочках грибов (боровик, мухомор, сыроежки, подосиновики) и кланяются.

Грибы:Здравствуй, Машенька! Рады мы тебя в лесу видеть!

Хотим загадать тебе загадки. Мухомор:У кого одна нога, да и та без башмака? Сыроежка: В лесу на одной ножке выросла лепешка. Подосиновик:Маленький, удаленький сквозь землю прошел — красну шапочку нашел. Гриб- боровик:Стоит в лесу Трошка, его ищут, а он молчит. Маша отгадывает загадки.

Грибы:Молодец, Маша! Все загадки отгадала. Давайте вме­сте хоровод водить!

Звучит музыка. Маша и грибы берутся за руки, водят хоровод:

Раз, грибок, два, грибок,
Раз, грибок, два, грибок,
Я на солнце грею бок.
Будет полон кузовок. ;

На опушке под березкой, Под осиной и под елкой Поищи меня, дружок! Ты найдешь меня, дружок!

Маша:Замечательные грибы! Только не знаю, какой гриб

самый лучший, самый вкусный, самый красивый.

Грибы(хором): Я самый вкусный! Я самый красивый! Я са­мый лучший!

Маша:Спрошу я у ежика. Ежик, ежик, приходи, гриб мне выбрать помоги!

Под музыку появляется Ежик.

Ёжик:Здравствуй, Машенька! Ты меня звала?

Маша:Здравствуй, ежик! Помоги мне, пожалуйста, вы­брать самый вкусный гриб, самый красивый!

Ежик:Все грибы здесь хороши, я их очень люблю, но боль­ше всех мне нравится подосиновик. Под деревцем, под осинкой

стоит мальчик с пальчик, на нем шапка красная, да серенький кафтанчик.

Звучит музыка. Ежик и Подосиновик танцуют.

Маша:Ежик свой гриб нашел. Спрошу я теперь белку. Бел­ка, белка, приходи, гриб мне выбрать помоги!

Под музыку появляется Белка.

Белка: Здравствуй, Машенька! Ты меня звала? Маша:Здравствуй, белочка! Помоги мне, пожалуйста, вы­брать самый вкусный и красивый гриб! Белка:Все грибы здесь хороши, я их очень люблю, но боль­ше всех мне нравятся сыроежки.

Вдоль лесных дорожек

Много белых ножек

В шляпках разноцветных,

Издали приметных.

Собирай, не мешкай,

Это сыроежки1.

Звучит музыка. Белочка и Сыроежка танцуют.

Маша:Белка свой гриб нашла. Спрошу я теперь зайца. Зай­ка, зайка, приходи! Гриб мне выбрать помоги!

Под музыку появляется Заяц.

Заяц:Здравствуй, Машенька! Ты меня звала?

Маша:Здравствуй, зайка! Помоги мне, пожалуйста, вы­брать самый красивый гриб и самый вкусный!

Заяц:Трудная это задача, ведь сам я грибов не ем! Больше всех мне здесь нравится вот этот гриб - красный, весь в белых крапинках.

1 Занимательное азбуковедение / Авт.-сост. В.В. Волина. - М. : Просвещение, 1994. - С. 265.

Маша:Что ты, зайка! Ведь это мухомор, совсем несъедоб­ный гриб! Его нельзя срывать!

Заяц: Это людям нельзя, а вот лось мухомором лечится и белка тоже. Если кто-то из вас, ребята, увидит в лесу этот гриб - не обижайте его, не сбивайте, а только полюбуй­тесь на его наряд. Мухомор - это лесное лекарство для зверей, очень нужный гриб!

Звучит музыка. Заяц и Мухомор танцуют.

Маша:Ежик свой гриб нашел, белка свой гриб нашла, и зайка выбрал грибочек. Возьму и я себе гриб, вот этот, на крепкой светлой ножке.

Гриб-боровик: Я стою на ножке толстой, Я стою на ножке гладкой, Под коричневою шапкой, С бархатной подкладкой.

П.Расс-Серебряная

Давай, Маша, поиграем с тобой!

Все дети встают парами и играют в музыкальную игру «Ищи», муз. Т.Ломовой.

Ведущая: Машенька, какой же гриб в лесу самый лучший? Дети (хором): Все грибы в лесу важны, все грибы в лесу ну­жны!

5. Сценарий детского спектакля «ДЕНЬ РОЖДЕНЬЯ У ЗАЙЧАТ»

Содержание сказки позволяет решать следующие зада­чи: познавательные - закреплять знания о характерных признаках лета;

развивающие - развивать воображение, образное мыш­ление;

воспитательные - воспитывать навыки поведения в си­туациях «идем в гости», «встречаем гостей», дружелюбное отношение к детям.

Действующие лица: Бабочка, Мышка, Лиса, Шмель, Лягушка, Ежик, Зайчата.

Декорации:

— на переднем плане лесная полянка: елочки, пеньки, бу­кеты искусственных цветов;

— на заднем плане за занавесом комната, в ней стеллаж с хохломской посудой, русская печь, около печи ухват, ве­ник, стол, стулья, занавески на окне. На печи стоят гли­няные горшки, на столе лежат деревянные ложки, стоят миски, чашки, блюдца, самовар.

Наши рекомендации