B. Понимание различных грамматических форм словоизменения

1. Дифференциация единственного и множественного числа имён существительных

СТОЛ- СТОЛЫ

ДОМ-ДОМА

СТУЛ-СТУЛЬЯ

ДЕРЕВО-ДЕРЕВЬЯ

БЕРЁЗА-БЕРЁЗЫ

2. Понимание предложно – падежных конструкций со следующими предлогами:

В, НА, ПОД, НАД, ЗА, ПЕРЕД, ОКОЛО

В-ИЗ, НА- С, ПОД- ИЗ-ПОД

C. Дифференциация форм словообразования

1. Дифференциация существительных, образованных с помощью уменьшительно – ласкательных суффиксов

ДОМ-ДОМИК

СТУЛ-СТУЛЬЧИК

ОДЕЯЛО-ОДЕЯЛЬЦЕ

ПОДУШКА-ПОДУШЕЧКА

ЗАМОК-ЗАМОЧЕК



2. Дифференциация существительных, образованных с помощью суффикса ИНК:

ВИНОГРАД-ВИНОГРАДИНКА

БУСЫ-БУСИНКА

РОСА-РОСИНКА

3. Дифференциация глаголов с различными приставками (шёл, ушёл, зашёл, вошёл, отошёл, вышел, перешёл)_____

D. Понимание словосочетаний и простых предложений

1. Понимание словосочетаний:

«Покажи ключом карандаш»_____________________________________________________

«Покажи ключ карандашом»_____________________________________________________

«Где собака хозяина, хозяин собаки?»______________________________________________

«Где мама дочки, дочка мамы?»___________________________________________________

2. Понимание простых распрострвнённых предложений

Покажи картинку: Девочка рвёт цветы, Девочка играет в мячик, Девочка убирает комнату.

3. Понимание смысла вопросов

§ Кого ловит девочка?

§ Чем девочка ловит бабочку?

§ Кто ловит бабочку?

4. Понимание сложноподчинённых предложений и сложных логико – грамматических конструкций (с 6 лет)

§ Петю догоняет Миша. Кто бежит первым?_________________________________________

§ Мальчик бежит от собаки. Кто бежит сзади?________________________________________

§ Оля потеряла карандаш, который взяла у Вовы. Чей это был карандаш?_________________

§ Папа читал газету после того, как пообедал, Когда папа читал газету: до или после обеда?_

______________

5. Понимание связной речи_________________________________________________________

_____________________

ВЫВОД:__________________________________

XX. Состояние активного словаря

Номинативный словарь

a. Знание названий конкретных предметов (назвать картинки по лексическим темам – одежда, обувь, домашние и дикие животные, посуда ит.д.)___________________________

_____________

b. Наличие обобщающих слов (назвать одним словом группу однородных предметов)______

______________

______________

c. Знание частей тела, частей предметов, название профессий;

С 5 лет:

§ Части тела: голова, ноги, руки, нос, рот, грудь, живот, шея и др._______________________

§ Части одежды: рукав, воротник, пуговица__________________________________________

§ Части мебели: спинка, ножка, сиденье_____________________________________________

§ Части машины: дверца, колёса, руль, кабина________________________________________

С 6 лет:

§ Части тела: локоть, колено, плечо, пальцы, ноготь.__________________________________

§ Части одежды: воротник, манжета, петля__________________________________________

§ Части мебели: спинка, ножка, сиденье_____________________________________________

§ Части машины: кузов, кабина, фары, мотор_________________________________________

§ Части окна: рама, подоконник, стекло______________________________________________

§ Название профессий:____________________________________________________________

Предикативный словарь

С 5 лет:

§ Что ты делаешь в течении дня? (утром, днём, вечером)_______________________________

______________

§ Как передвигаются птицы и разные животные?______________________________________

______________

С 6 лет:

§ Какие звуки издают разные птицы и животные? (лошадь ржёт, ворона каркает и т.д.)_____

_____________________

§ Кто что делает? ( с использованием названий профессий людей)_______________________

_____________________

Повар_______________

Портниха ____________

Художник ___________

Писатель ____________

Строитель ___________

Атрибутивный словарь

§ Обозначение цвета предметов (белый, чёрный, красный, синий, зелёный – с 4 лет; коричневый, розовый, голубой, оранжевый – с 5 лет)_________________________________

§ Обозначение формы предметов (круглый, квадратный, треугольный, овальный, прямоугольный)________________________________________________________________

Подбор антонимов (с 6 лет)

ДОБРО –

БОЛЬШОЙ-

ПОДНИМАТЬ-

ГОРЕ-

ШИРОКИЙ-

ДАВАТЬ-

ДРУГ-

ВЫСОКИЙ-

ПОКУПАТЬ-

XXI. Состояние грамматического строя речи

A. Состояние функции словоизменения

a. Употребление имён существительных в именительном падеже единственного и множественного числа( с 4 лет):

СТОЛ-

СЛОН-

РОТ-

ОКНО-

ПЕНЬ-
КУКЛА-

РУКАВ-

ЛИСТ-

СТУЛ-

ЛЕВ-
УХО-

ГЛАЗ-

ДЕРЕВО-

ВОРОБЕЙ-

СОН-

b. Употребление существительных в косвенных падежах без предлога:

У меня есть карандаш (кукла)____________________________________________________

У меня нет_____

Я рисую_______

c. Употребление формы родительного падежа множественного числа (Много чего?) – с 5 лет

ШАР-

БЕРЁЗА-

ДЕРЕВО-

МЯЧ-
СТОЛ-

ЧАШКА-

ЛИСТ-

КЛЮЧ-
ДОМ-

КНИГА-

СТУЛ-

КАРАНДАШ-

d. Употребление падежных конструкций с предлогами:

В, НА, ПОД, НАД, ЗА, ПЕРЕД, ОКОЛО

e. Согласование прилагательных и существительных в роде и числе

ШАР-

МАШИНА-

ПЛАТЬЕ-

КАРАНДАШИ-

f. Согласование существительных с числительными 2 и 5 (один стол, два стола, пять столов)

ДОМ-_________________________2_________________5____________________________

КУКЛА-_______________________2________________5_____________________________

МЕДВЕДЬ-____________________2________________5______________________________

ДЕРЕВО-______________________2________________5______________________________

ЛИСА-________________________2________________5______________________________

Наши рекомендации