Особенности организации образоваТельного процесса при изучении учебного предмета

«АСТРОНОМИЯ»

В соответствии с образовательным стандартом учебного предмета «Астрономия» целямиего изучения являются овладение учащимися основами систематизированных знаний о строении Вселенной, обучение учащихся способности познавать закономерности развития природных процессов, их взаимосвязанность и пространственно-временные особенности, формирование понимания роли и места человека во Вселенной.

К основным задачамизучения учебного предмета «Астрономия» на III ступени общего среднего образования при освоении учащимися содержания образовательной программы среднего образования относятся:

- формирование знаний об астрономической составляющей научной картины мира в виде фактов о составе, строении, свойствах небесных тел, закономерностях их движения, фундаментальных законов, теорий;

- развитие творческих качеств личности и познавательных интересов учащихся в процессе усвоения знаний о Вселенной и проведения астрономических наблюдений;

- развитие способности самостоятельного освоения новых знаний по астрономии в соответствии с жизненными задачами;

- развитие общекультурной компетентности учащихся, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения астрономии и ее вклада в прогресс цивилизации; формирование установки на продолжение образования, познавательной мотивации в широком смысле;

- овладение умениями применять полученные знания для объяснения небесных явлений, наблюдать и описывать небесные явления и видимое движение светил;

- формирование умений проводить простейшие астрономические наблюдения и расчеты, решать астрономические и астрофизические задачи;

- воспитание готовности к реализации стратегии устойчивого развития, убежденности в необходимости использовать потенциал астрономии для изучения природы.

В 2016/2017 учебном году для XI классаиспользуется следующая учебная программа:

Вучэбная праграма па вучэбным прадмеце «Астраномія» для ХI клаcа ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання (базавы ўзровень) // Зборнік «Вучэбныя праграмы па вучэбных прадметах для ўстаноў агульнай сярэдняй адукацыі з беларускай мовай навучання і выхавання. ХI клас (базавы ўзровень)». – Мінск : Нацыянальны інстытут адукацыі, 2016;

Учебная программа по учебному предмету «Астрономия» для ХI класcа учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания (базовый уровень) // Сборник «Учебные программы по учебным предметам для учреждений общего среднего образования с русским языком обучения и воспитания. ХI класс (базовый уровень)».– Минск : Национальный институт образования, 2016.

Учебный предмет «Астрономия» может изучаться на повышенном уровне. В этом случае дополнительный час используется для решения задач практической направленности и проведения астрономических наблюдений.

Астрономические наблюдения являются практическими работами, которые предусмотрены учебной программой. На проведение астрономических наблюдений отводится 3 учебных часа. В примерном календарно-тематическом планировании по учебному предмету «Астрономия» представлены следующие виды астрономических наблюдений: «Вечерние наблюдения (осенние)», «Дневные наблюдения Солнца», «Вечерние наблюдения (весенние)». В связи с тем, что проведение астрономических наблюдений возможно во внеурочное время, то для организации их проведения необходимо:

1) издать приказ руководителя учреждения образования об изменении расписания учебных занятий в связи с проведением вечерних (осенних и весенних) наблюдений, а при необходимости – дневных наблюдений Солнца;

2) поскольку каждое из наблюдений рассчитано на один урок, то тема наблюдения записывается в графу «Што пройдзена на ўроку» в день его проведения, например: Вечерние наблюдения (осенние).

При проведении астрономических наблюденийпо учебному предмету «Астрономия» осуществляется деление класса на 2 группы в соответствии с пунктом 54 Положения об учреждении общего среднего образования. Деление класса на 2 группы при наполняемости меньше нормы при проведении астрономических наблюдений осуществляется в соответствии с пунктом 57 Положения об учреждении общего среднего образования.

При планировании работы по организации астрономических наблюдений в первом полугодии учебного года рекомендуется использовать материалы статьи «Астрономические наблюдения в 2016 году» авторов В.А. Голубева, И.В. Галузо (научно-методический журнал «Фізіка», № 6, 2015). Планируется публикация статьи «Астрономические наблюдения в 2017 году» этих же авторов в научно-методическом журнале «Фізіка», № 6, 2016.

На заседаниях методических объединений учителей, преподающих учебный предмет «Астрономия», с участием учителей смежных учебных предметов рекомендуется обсудить следующие актуальные вопросы:

– способы формирования компетенций, предусмотренных концепцией учебного предмета «Астрономия»;

– использование межпредметных связей для повышения качества образовательного процесса по астрономии;

– пути развития общекультурной компетентности учащихся, познавательных интересов, интеллектуальных и творческих способностей в процессе изучения астрономии;

– особенности формирования практических навыков (использование астрономических инструментов, представление результатов наблюдений) при изучении астрономии;

– использование информационно-коммуникационных технологий для повышения качества образования учащихся.

Приложение 14

Наши рекомендации