Раздел 8. Возрастные особенности органов выделения и дыхания у детей и подростков

1. Месторасположение и функции дыхательного центра.

2. Под влиянием чего осуществляется дыхательные движения?

3. Какие мышцы участвуют в дыхательных движениях?

4. С какой системой органов связано происхождение в процессе эволюции дыхательной системы?

5. Благодаря чему кислород диффундирует из альвеол в капилляры?

6. Где усваивается кислород?

7. Каково значение дыхания для организма?

8. По какому кругу кровообращения движется оксигемоглобин?

9. В каком состоянии переносится кислород и углекислый газ в крови?

10. Каковы функции носовой полости?

11. Назвать органы выделения.

12. Где происходит фильтрация крови?

13. Назвать состав первичной мочи.

14. Что возвращается в кровяное русло при образовании вторичной мочи?

15. В какой части почки находятся капсулы нефронов?

16. Общая схема мочевыделительной системы.

17. Регуляция мочеобразования.

18. Месторасположение почек.

19. Какие функции выполняет кожа?

20. Из каких слоев состоит кожа.

ВОПРОСЫ ДЛЯ САМОСТОЯТЕЛЬНОЙ ПОДГОТОВКИ (ОК-1, ОК-5, ОПК-1, ОПК-4,ПК-7)

1. 1. Предмет и содержание анатомии. Ее место в ряду биологических дисциплин. Значение анатомии для изучения психологии и педагогики, для медицинской практики.
2. Современные направления анатомической науки. Методы анатомического исследования.
3. Понятие целостности организма. Взаимосвязь частей организма, единство строения и функции.
4. Индивидуальная изменчивость организма. Понятие о вариантах нормы в строении органов и организма в целом.
6. Представители анатомии античного периода (Гиппократ, Гален). Анатомия эпохи возрождения (Леонардо да Винчи, Андрей Везалий). Первые русские анатомы ХУ111 века (А.П. Протасов, М.И. Шеин, В О Мухин, Н.М. Максимович-Амбодик ). Н.И. Пирогов, П.Ф. Лестгафт: значение их работ для анатомии и практической медицины.
10. Кость как орган. Развитие и рост кости. Способы окостенения.
11. Строение кости, компактное и губчатое вещество. Надкостница, костный мозг. Классификация костей.
12. Позвоночный столб, особенности строения позвонков в различных отделах позвоночного столба. . Соединения позвонков между собой и черепом, изгибы и движения позвоночного столба.
14. Грудная клетка в целом: кости, сочленения, форма, движения.
15. Кости плечевого пояса и плеча. Кости предплечья и кисти.
17. Тазовая и бедренная кости. Кости голени и стопы.
18. Возрастные, половые, индивидуальные особенности черепа. Соединения костей черепа. Особенности строения черепа у новорожденного.
29. Виды соединений костей. Признаки суставов. Классификация суставов.
35. Соединения костей таза. Таз в целом. Половые отличия. .
40. Общая анатомия мышц. Мышца как орган. Вспомогательный аппарат мышц. Классификация скелетных мышц.
62. Развитие пищеварительной системы

2. 63. Ротовая полость. Язык, строение кровоснабжение, иннервация.
64. Слюнные железы: строение, топография, кровоснабжение, иннервация.
65. Строение, кровоснабжение и иннервация зубов. Развитие и смена зубов.
66 Глотка: строение, топография, кровоснабжение, иннервация.
68. Пищевод: строение, топография, кровоснабжение, иннервация.
69. Желудок: строение, топография, кровоснабжение, иннервация.
70. Тонкая кишка: строение, топография, кровоснабжение, иннервация.
71. Толстая кишка: строение, топография, кровоснабжение, иннервация.
72. Слепая кишка и червеобразный отросток: строение, варианты, положения, кровоснабжение, иннервация. Значение в хирургии. Прямая кишка: строение, топография, кровоснабжение, иннервация.
74. Печень: строение, топография, кровоснабжение, иннервация. Желчный пузырь и внепечёночные желчные пути: строение, кровоснабжение, иннервация.
76. Поджелудочная железа и селезенка: строение, топография, кровоснабжение, иннервация..
81. Почки: строение, топография, кровоснабжение, иннервация.
82. Строение почки на разрезе. Нефрон.
83. Мочевыводяшие пути: строение, их топография, кровоснабжение,

3. 94. Наружный нос. Носовая полость: кровоснабжение, иннервация слизистой носовой полости.
95. Гортань: строение, топография, кровоснабжение, иннервация.
96. Трахея, бронхи. Строение, топография, кровоснабжение, иннервация
97. Легкие. Развитие, строение, топография, кровоснабжение, иннервация
98. Плевра, отделы, границы, полость плевры, синусы плевры
99. Средостение: его отделы, топография и содержимое.
101. Классификация желез внутренней секреции, их общая характеристика.
102. Неврогенная группа желез внутренней секреции: строение» топография» функция, кровоснабжение и иннервация.
103. Мезодермальная и энтодермальная группа желез внутренней секреции: строение, топография, функция кровоснабжение, иннервация.
104. Бранхиогенная группа желез внутренней секреции: строение, топография, функция, кровоснабжение, иннервация.
105. Внешнее строение и топография сердца. Околосердечная сумка,
106. Строение стенки сердца: кровоснабжение и иннервация. Проводящая система сердца.
107. Камеры сердца. Клапанный аппарат сердца.
108. Большой и малый круги кровообращения. Исследования Гарвея.
109. Кровообращение плода. Изменения в сосудистой системе новорожденного,
110. Общие закономерности строение и расположения кровеносных сосудов,
112. Аорта; отделы, топография. Ветви дуги аорты. Ветви грудной аорты, их топография, область кровоснабжения.
134. Нервная система, ее отделы, значение в организме
135. Нейрон и классификация нейронов. Простые и сложные рефлекторные дуги.
136. Развитие спинного и головного мозга. Мозговые пузыри и их производные
137. Спинной мозг: топография, строение. Оболочки спинного мозга.
138. Распределение серого и белого вещества спинного мозга.
139. Продолговатый мозг. Наружное и внутреннее строение, функция.
140. Мост. Внешнее и внутреннее строение, функция.
141. Мозжечок. Наружное и внутреннее строение, функция.
142. 4 желудочек: стенки, сообщения.
143. Средний мозг: внешнее и внутреннее строение, функция
144. Промежуточный мозг, его чести, строение и функция. III желудочек,
145. Функциональная анатомия ствола головного мозга. Ретикулярная формация.
146. Борозды и извилины верхнелатеральной поверхности полушарий головного мозге. Расположение корковых центров
147. Борозды и извилины медиальной и базальной поверхности полушарий головного мозге. Расположение корковых Центров.
148. Учение И. П. Павлова о локализации функций в коре. Цито- и миелоархитектоника коры.
149. Распределение серого и белого вещества на разрезах полушарий мозга. Внутренняя капсула.
152. Обонятельный мозг: строение, функция.
153. Анатомия срединного сагиттального разреза головного мозга.
154. Анатомия основания головного мозга.
155. Оболочки головного и спинного мозга.
156. Желудочки мозга и циркуляция спинномозговой жидкости.
157. Проводящие пути проприоцептивной чувствительности.
158. Проводящие пути кожной чувствительности.
159. Пирамидные проводящие пути.
160. Образование спинномозговых нервов. Формирование сплетений. Задние ветви спинномозговых нервов.

ЗАДАНИЯ ДЛЯ ВЫПОЛНЕНИЯ КОНТРОЛЬНЫХ РАБОТ (ОК-1, ОК-5, ОПК-1, ОПК-4, СК-2,ПК-7)

Контрольная работа №1.

1. Предмет анатомии, её место среди других наук. Уровни анатомических исследований. Современные направления анатомической науки, развивающиеся в рамках общей анатомии..

2. Спинной мозг, его расположение, внешнее строение. Понятие о сегменте спинного мозга.

3. Элементы глазного яблока. Краткая характеристика оболочек глазного яблока.

Контрольная работа №2.

1. Принципы проведения анатомических исследований. Подходы в интерпретации данных анатомии. Традиционные и современные методы анатомических исследований.

2. Внутреннее строение спинного мозга. Белое и серое вещество.

3.Элементы глазного яблока. Краткая характеристика ядра глазного яблока.

Контрольная работа №3.

1. Органы, системы и аппараты органов. Целостность организма.

2. Продолговатый мозг, его расположение, внешнее и внутреннее строение.

3. Вспомогательные органы глаза: мышцы и защитный аппарат.

Контрольная работа №4.

1. Организм и среда. Единство организма и внешней среды – основа эволюции органических форм.

2. Задний мозг (мост, мозжечок). Строение моста. Строение и функция моста. Понятие о «дереве жизни». 4-й желудочек – общая полость заднего и продолговатого мозга.

3. Вспомогательные органы глаза: слёзный аппарат.

Контрольная работа №5.

1. Понятие «норма», «вариация» и «аномалия» по отношению к организму человека.

2. Средний мозг, внешнее и внутреннее строение. Водопровод мозга – полость среднего мозга.

3. Зрительный путь.

Контрольная работа №6.

1. Основные этапы индивидуального развития человека (онтогенеза).

2. Промежуточный мозг, его пределы, внешнее и внутреннее строение, функция. 3-й желудочек – полость промежуточного мозга.

3. Анализаторы. Общая характеристика и строение.

Контрольная работа №7.

1. Традиционные и современные методы анатомических исследований.

2. Конечный мозг: полушария мозга, внешнее строение. Белое и серое вещество полушарий. Боковые желудочки – полость конечного мозга.

3. Оптические среды глаза. Аккомодация, её механизм. Зрачковый рефлекс, его проводящий путь.

Контрольная работа №8.

1. Анатомическая номенклатура. Основные оси и плоскости человеческого тела.

2. Верхне-боковая поверхность полушария, главные борозды и извилины. Локализация функций, связанных с первой сигнальной системы.

3. Орган обоняния. Филогенез. Проводящий путь органа обоняния.

Контрольная работа №9.

1. Живой организм как кибернетическая система. Биологические ритмы.

2. Нижняя поверхность полушария, главные борозды и извилины. Локализация функций, связанных с первой сигнальной системой.

3. Орган вкуса. Филогенез. Проводящий путь органа вкуса.

Контрольная работа №10.

1. Понятие об эволюции и история эволюционной теории.

2. Внутренняя (медиальная) поверхность полушария, главные борозды и извилины. Локализация функций, связанных с первой сигнальной системой.

3. Орган слуха и равновесия (преддверно-улитковый орган), его основные части. Краткая характеристика наружного и среднего уха.

Контрольная работа №11.

1. История развития анатомии (древняя анатомия – до XVI века).

2. Локализации в коре больших полушарий функций, связанных со второй сигнальной системой.

3. Элементы периферической нервной системы. Черепные нервы: краткая характеристика I-IV пар черепных нервов.

Контрольная работа №12.

1. История развития анатомии (научная анатомия – после XVI века).

2. Желудочковая система головного мозга. Спинно-мозговая жидкость (ликвор), её состав, функции, пути циркуляции.

3. Элементы периферической нервной системы. Черепные нервы: краткая характеристика V – VII пар.

Контрольная работа №13.

1. Эволюционная теория Ж. Б. Ламарка.

2. Оболочки головного и спинного мозга.

3. Орган слуха и равновесия (преддверно-улитковый орган), его основные части. Кратная характеристика внутреннего уха.

Контрольная работа №14.

1. Эволюционная теория Ч. Дарвина.

2. Головной мозг человека, его части, отделы. Развитие головного мозга.

3. Распространение звука в органе слуха. Проводящий путь слухового анализатора.

Контрольная работа №15.

1. Элементарные факторы эволюции (мутация, популяционные волны, изоляция, естественный отбор).

2. Серое и белое вещество полушарий. Краткая характеристика коры больших полушарий. Понятие о цито – и миелоархитектонике.

3. Механизм восприятия стато-кинетических импульсов. Проводящий путь вестибулярного анализатора

   

ТЕМЫ ДЛЯ НАПИСАНИЯ РЕФЕРАТОВ (ОК-1, ОК-5, ОПК-1, ОПК-4, СК-2,ПК-7)

1. История царства Гигиеи // Определение понятия "гигиена". Значение гигиены. История введения и применения гигиенических правил. Характеристика СанПиН. Интересные факты о гигиене.

2. О правилах повседневной личной гигиены.

3. Отдыхать надо уметь! // Определение понятия "отдых". Значение отдыха для поддержания здоровья и работоспособности. Виды отдыха. Правила отдыха. Интересные факты из этой области.

4. Дышите правильно! // Определение понятий "дыхание", "внешнее дыхание". Значение дыхания. Виды дыхания. Правила дыхания. Дыхательные оздоровительные системы, их характеристика. Профилактика заболеваний органов дыхания. Интересные факты из этой области.

5. Гигиена умственного труда // Определение понятия "умственный труд". Значение гигиены для умственного труда. Правила гигиены умственного труда. Интересные факты из этой области.

6. Солнце, воздух и вода как факторы здоровья.

7. Жизнь без лекарств // Определение понятия "профилактика". Значение профилактики для поддержания здоровья. Правила профилактики заболеваний. Интересные факты из этой области.

8. Легенды и быль о продуктах.

9. Личная интимная гигиена девушки.

10. Личная интимная гигиена юноши.

11. Физиологические проблемы переходного возраста.

12. Полный ребёнок.

13. Как сберечь здоровье ребёнка.

14. Зависимость, несовместимая с жизнью.

15. Гигиена физического труда.

16. Почему всё так изменилось после 12 лет?

17. Профилактика заболеваний сердечно-сосудистой системы в связи с анатомо-физиологическими особенностями её у детей и подростков.

18. Профилактика деформаций скелета в связи с анатомо-физиологическими особенностями костно-мышечной системы детей.

19. Профилактика заболеваний органов дыхания в связи с анатомо-физиологическими особенностями их у детей и подростков.

20. Профилактика близорукости у детей и подростков.

21. Профилактика переутомления детей и подростков в связи с анатомо-физиологическими особенностями центральной нервной системы.

22. Физическое развитие детей и подростков.

23. Особенности развития органов зрения в детском и подростковом возрасте.

24. Гигиена зрения детей и подростков.

25. Особенности развития органов слуха в детском и подростковом возрасте.

26. Леворукий ребёнок в школе и дома.

27. Гиперактивные дети. Кто они?

28. Особенности развития органов слуха в детском и подростковом возрасте.

29. Дети с задержкой развития.

30. Что такое стресс? Методы профилактики.

31. И.П. Павлов – Нобелевский Лауреат.

32. Рациональное питание детей.

33. Жизнь и научная деятельность П.К. Анохина.

34. Учение А.А. Ухтомского о доминанте, формирование доминанты и её роль в обучении и воспитании ребёнка.

35. «Цена» школьных успехов.

36. Что такое оптическая иллюзия?

37. Кто он – мобильный телефон?

38. Гигиенические требования к посадке учащихся, школьной мебели, одежде, обуви.

39. Профилактика костных деформаций.

ВОПРОСЫ ДЛЯ КСР (ОК-1, ОК-5, ОПК-1, ОПК-4, СК-2,ПК-7)

1. Исторический очерк развития связей физиологии с проблемами обучения и воспитания детей и подростков.

2. Организм человека – единое целое.

3. Понятие о росте и развитии детского организма.

4. Физическое и психическое развитие детей и подростков

5. Гетерохронность и гармоничность развития.

6. Возрастные особенности адаптации организма детей и подростков.

7. Классификация возрастных периодов.

8. Общий план строения и значение нервной системы.

9. Нервная ткань, её свойства. Синапс.

10. Физиология нервных процессов их принципы координации

11. Анатомия и физиология спинного мозга.

12. Анатомия и физиология головного мозга

13. Методы исследования головного мозга.

14. Общая схема строения анализаторов.

15. Зрительный анализатор.

16. Слуховой анализатор, вестибулярный аппарат

17. Характеристика вкусового, обонятельного и кожного анализаторов. 18. 18. Предмет физиологии высшей нервной деятельности, этапы её развития.

19. Рефлекс и рефлекторная дуга.

20. Сравнительная характеристика условных и безусловных рефлексов.

21. Важнейшие закономерности условно-рефлекторной деятельности.

22. Типы ВНД, учение о сигнальных системах.

23. Физиологические механизмы сна и сновидений.

24. Физиологические механизмы эмоций, памяти, внимания.

25. Физиологические механизмы психической деятельности человека.

26. Особенности протекания процессов ВНД у детей и подростков.

27. Общая характеристика ЖВС, особенности гормонов.

28. Гипофиз и эпифиз.

29. Щитовидная железа, надпочечники.

30. Поджелудочная железа, вилочковая железа.

31. Половые железы. Пубертатное развитие детей и подростков.

32. Анатомия скелета человека.

33. Анатомия и физиология мышечной системы.

34. Развитие двигательной активности и координации движений.

35. Физиология трудовых процессов и физических упражнений.

36. Характеристика процессов кровообращения и лимфообращения.

37. Анатомия и физиология сердца. Круги кровообращения.

38. Характеристика кровеносных сосудов.

39. Строение и функции лимфатической системы.

40. Состав и функции крови.

41. Характеристика форменных элементов крови.

42. Группы крови. Резус-фактор.

43. Иммунитет.

44. Органы кроветворения и иммунной системы.

45. Общий план строения дыхательной системы.

46. Физиология дыхания.

47. Общий план строения пищеварительной системы.

48. Анатомия и физиология органов пищеварительного тракта.

49. Анатомия и физиология больших пищеварительных желёз: слюнные железы, печень, поджелудочная железа.

50. Обмен веществ и энергии в организме человека.

51. Анатомия и физиология выделительной системы человека.

52.Общий план строения и физиология мочевыделительной системы.

53. Строение и функции кожи.

ГЛОССАРИЙ

Авитаминоз – болезни (цинга, рахит, бери-бери и т.д.), вызванные

длительным недостатком в пище витаминов.

Автоматия сердца – свойство сердечной мышцы ритмически

сокращаться вне организма под действием импульсов, которые

зарождаются в самом сердце

Адаптация – приспособление организма к условиям окружающей

среды.

Адреналин – гомон, выделяемый мозговым слоем надпочечников.

Аккомодация глаза – способность глаза видеть предметы, находящиеся

на разном расстоянии.

Анаболизм – совокупность процессов биосинтеза органических

соединений, компонентов клеток, органов и тканей из поглощенных

питательных веществ.

Анализатор – это часть нервной системы, состоящей из

воспринимающей части (рецепторов), проводящей части (нервных

волокон) и центрального отдела (участка коры больших полушарий).

Анатомия – это наука о формах, строении, происхождении и развитии

организма.

Анемия – болезнь, характеризующаяся уменьшением количества

гемоглобина и эритроцитов в крови.45

Баланс азотистый – разность между количеством азота, поступившим

в организм, и уровнем его выведения.

Безусловный рефлекс – индивидуальные, видовые, генетически

закрепленные стереотипные реакции организма, на внешние и внутренние

раздражители.

Близорукость – недостаток преломляющей способности глаза, в

результате которого фокус образуется впереди сетчатки (удлиненное

глазное яблоко).

Вегетативная нервная система – нервная система, регулирующая

работу внутренних органов, сосудов, потовых желез, обмен веществ,

приспосабливая организм к условиям окружающей среды

Внутренняя среда организма – это кровь, лимфа и тканевая жидкость,

заполняющая промежутки между клетками и тканями.

Возбуждение – физиологический процесс, ответ на раздражение.

Возрастная периодизация – определение временных границ

возрастных периодов.

Высшая нервная деятельность – это совокупность сложных форм

деятельности коры больших полушарий головного мозга и ближайших

подкорковых структур, обеспечивающих взаимодействие целостного

организма с внешней средой.

Гомеостаз – способность сохранять постоянство внутренней среды

организма.

Гемоглобин– дыхательный фермент, являющийся составной частью

эритроцитов и обеспечивающий дыхательную функцию крови.

Гетерохрония – неравномерное созревание функциональных систем

организма.

Гигиена – наука, изучающая влияние на здоровье человека условий

жизни и труда и разрабатывающая меры профилактики заболеваний.

Гликоген– резервный углевод организма.

Гормоны– биологически активные вещества, изменяющие состояние

организма, функцию, обмен веществ, структуру органов тканей и

выделяющееся железами внутренней секреции.

Группы крови – иммунологические особенности крови разных людей,

обусловленных различиями в строении их белков (агглютиногенов и

агглютининов).

Гуморальная регуляция функций – регуляция при помощи

биологически активных веществ (гормонов, ферментов, электролитов и

т.д.), осуществляемая через кровь, лимфу и тканевую жидкость.

Дальнозоркость – недостаток преломляющей способности глаза, в

результате которого фокус оказывается п озади сетчатки (укороченное

глазное яблоко).

Доминанта – очаг возбуждения в центральной нервной системе,

обладающей повышенной чувствительностью к посторонним раздражителям и способным оказывать тормозящее влияние на другой

очаг возбуждения.

Дуга рефлекторная – путь, по которому проходят нервные импульсы

от рецептора к исполнительному органу.

Дыхание – совокупность физиологических процессов, обеспечивающих

потребление организмом кислорода и выделение углекислого газа.

Дыхательный коэффициент – отношение объема вдыхаемой углекислоты к объему поглощаемого кислорода.

Изотермия – постоянство температуры тела человека.

Иммунитет – защитная реакция организма от проникновения

чужеродных молекул, частиц и клеток.

Катаболизм – процессы расщепления сложных компонентов до простых веществ, обеспечивающие энергетические процессы в организме.

Конвекция – способ теплоотдачи организм, осуществляемый путем

переноса тепла движущими частицами воздуха.

Кондукция – процесс потери тепла при непосредственном контакте

участков тела человека с другими физическими средами.

Критические периоды – переход от одного возрастного периода к

другому.

Медиаторы – вещества, участвующие в химической передачи нервных

импульсов.

Метаболизм – совокупность процессов обмена веществ и энергии и их

биохимические превращения в живом организме.

Надежность биологических систем – определенный уровень

регулирования процессов в организме, когда обеспечивается их

нормальное протекание с экстренной мобилизацией всех резервных

возможностей организма с целью приспособления к условиям

окружающей среды.

Невроз– нарушения высшей нервной деятельности.

Нейрон– структурная и функциональная единица нервной системы,

приспособленная для приема, обработки, хранения и передачи

информации.

Нервный центр – совокупность нервных клеток, необходимых для

осуществления какой-либо функции.

Нефрон – структурная и функциональная единица почки.

Обмен основной – минимальное количество энергии, необходимое для

поддержание нормальной жизнедеятельности организма в состоянии

полного покоя при исключении всех внутренних и внешних влияний,

которые могут повысить уровень обменных процессов.

Пищевой рацион– количество и состав продуктов питания,

необходимый человеку в сутки. 47

Пищеварение – физическая, химическая обработка пищи, всасывание

питательных веществ во внутреннюю среду организма и выведение

непереваренных остатков пищи.

Пульс – периодическое толчкообразное напряжение стенок артерий,

синхронное с сокращениями сердца.

Развитие – это качественные преобразования в организме за счет

дифференцировочных процессов, приводящие к качественным и

количественным изменениям функций организма.

Раздражимость – способность под влиянием факторов внешней и

внутренней среды переходить из состояния покоя в состояние активности,

изменяя свои физико-химические и физиологические свойства.

Регуляция (физиологическая)– активное управление функциями

организма и его поведением для обеспечения определенного уровня

обмена веществ и оптимального уровня жизнедеятельности с целью

приспособления к условиям среды.

Рецептор– специализированные нервные образования, предназначенные для восприятия различных по своей природе

раздражителей и преобразующие энергию внешнего раздражителя в

энергию нервного импульса.

Рост – это количественное увеличение биомассы организма за счет

увеличения размеров и массы отдельных клеток.

Рефлекс – ответная реакция организма на действие раздражителей,

идущая при участии нервной системы.

Сенситивные периоды развития – периоды, наиболее чувствительные

к внешнему воздействию.

Теплорегуляция – совокупность физиологических процессов в

организме

Тип ВНД – совокупность индивидуальных свойств нервной системы,

обусловленных наследственными особенностями организма и его

жизненным опытом.

Ткань – это сложившаяся в процессе эволюции совокупность клеток и

межклеточного вещества, имеющих общее происхождение, строение и

функции.

Торможение – особый нервный процесс, выражающийся в полном

отсутствии ответной реакции либо в ее ослаблении.

Утомление – временное снижение работоспособности организма,

возникающее в результате длительной, чрезмерной или нерациональной

нагрузки.

Ферменты – биологически активные вещества, участвующие в

расщеплении сложных веществ до более простых.

Физиология – это наука о процессах жизнедеятельности организма, о

функциях органов и систем органов и о механизмах регуляци и функций.

Эмоции– реакции организма на воздействия внешних и внутренних

раздражителей, имеющих ярко выраженную субъективную окраску и

охватывающие все виды чувствительности.

Эндокринная система – система желез, не имеющих выводных

протоков и свой секрет (гормоны) выделяющих во внутреннюю среду

организма.

ТЕСТЫ ПО КУРСУ (ОК-1, ОК-5, ОПК-1, ОПК-4, СК-2,ПК-7)

Выберите правильный ответ.

А-1. Позвоночник человека состоит из … позвонков:

1) 30;

2) 31;

3) 32;

4) 33 – 34.

А-2. Рост костей в толщину осуществляется благодаря:

1) делению клеток хряща;

2) делению клеток внутреннего слоя надкостницы;

3) росту диафиза;

4) делению клеток костного мозга.

А-3. К костям лицевого отдела черепа относятся:

1) височные;

2) теменные;

3) лобная;

4) скуловые.

А-4. Пигмент меланин выполняет функции:

1) защитную;

2) рефлекторную;

3) терморегуляторную;

4) трофическую.

А-5. В состав ЦНС не входит:

1) головной мозг;

2) спинной мозг;

3) и головной мозг и спинной мозг;

4) солнечное нервное сплетение.

А-6. Основная функция вегетативной нервной системы:

1) регуляция работы внутренних органов;

2) регуляция деятельности скелетной мускулатуры;

3) восприятие раздражений, поступающих из внешней среды;

4) проводниковая: осуществляет связь между головным мозгом и рецепторами.

А-7. Передача нервного импульса от одного нейрона на другой осуществляется:

1) в синапсе;

2) непосредственно от тела к телу;

3) в дендритах;

4) в аксонах.

А-8. На уровне каждого позвонка от спинного мозга отходят … смешанных спинно-мозговых нервов:

1) 34 пары;

2) 33 пары;

3) 32 пары;

4) 31 пара.

А-9. Функциями спинного мозга являются:

1) рефлекторная и проводниковая;

2) аналитическая и синтетическая;

3) рефлекторная и аналитическая;

4) проводниковая и синтетическая.

А-10. 80 % от общей массы головного мозга приходится на:

1) мозжечок;

2) продолговатый мозг;

3) полушария переднего мозга;

4) обонятельные доли переднего мозга.

А-11. Слуховая зона расположена в … доле коры:

1) теменной;

2) лобной;

3) затылочной;

4) височной.

А-12. Световоспринимающие рецепторы образуют … оболочку глазного яблока:

1) белочную;

2) сосудистую;

3) радужную;

4) сетчатку.

А-13. Прозрачная передняя сторона склеры глаза:

1) конъюктива;

2) хрусталик;

3) роговица;

4) радужка.

А-14. Быстрые колебания электрической активности коры головного мозга, движения глаз, подергивание конечностей характерны для:

1) фаз медленного и быстрого сна;

2) фазы медленного сна;

3) Фазы быстрого сна;

4) для сна не характерны.

А-15. Основоположником учения о высшей нервной деятельности человека был:

1) Р. Декарт;

2) И. И. Мечников;

3) И. П. Павлов;

4) И. М. Сеченов.

А-16. В периферической части крови плазма составляет:

1) 40 – 45 %;

2) 45 – 50 %;

3) 55 – 60%;

4) 60 – 75%.

А-17. Увеличение объёма плазмы и уменьшение количества эритроцитов происходит при:

1) гемофилии;

2) анемии;

3) аритмии;

4) ишемии.

А-18. Малый круг кровообращения начинается:

1) лёгочным стволом;

2) верхней и нижней полыми венами;

3) аортой;

4) сонными артериями.

А-19. Впервые прививку вакцины (коровьей оспы) сделал:

1) И.И. Мечников;

2) Л. Пастер;

3) Э. Дженнер;

4) И.П. Павлов.

А-20. Между правым предсердием и правым желудочком сердца клапан состоит из … створок:

1) одной;

2) двух;

3) трёх;

4) четырёх.

А-21. Однослойную стенку имеют сосуды:

1) вены;

2) артерии;

3) капилляры;

4) вены и артерии.

А-22. Функцией лимфатических узлов является:

1) кроветворение;

2) выделение;

3) фильтрация чужеродных частиц;

4) синтез гликогена.

А-23. Правое лёгкое делится бороздами на … доли:

1) две;

2) три;

3) четыре;

4) пять.

А-24. Содержание углекислого газа в выдыхаемом воздухе:

1) 0,03%;

2) 4%;

3) 40%;

4) 10%.

А-25. Ферменты – это:

1) биологические катализаторы;

2) биологические ингибиторы;

3) инертные вещества;

4) побочные продукты метаболизма.

А-26. Пепсин активен при значениях рН:

1) 7,0;

2) 5,5 – 7,0;

3) 2 – 3;

4) 8,5 – 9,0.

А-27. Бактерии-симбионты обитают в норме в:

1) пищеводе;

2) желудке;

3) печени;

4) толстом кишечнике.

А-28. В сутки у здорового человека образуется первичной мочи (в литрах):

1) 150 – 170 л;

2) 80 – 100 л;

3) 10 – 35 л;

4) 1,5 – 2 л.

А-29. Почечная лоханка – это:

1) расширенная часть мочеточника;

2) полость внутри органа;

3) место расположения почки в поясничной области;

4) такой структуры не существует.

А-30. Белковую природу имеет гормон:

1) инсулин;

2) эстроген;

3) тестостерон;

4) альдостерон.

Ответьте на вопросы заданий.

В-1. Гормон роста, вырабатываемый передней долей гипофиза называется …

В-2. Гиперфункция щитовидной железы, сопровождающаяся разрастанием её тканей, приводит к развитию заболевания, называемого …

В-3. На разрезе почки выделяют два слоя: … и …

В-4. Самой крупной железой человеческого организма является …

В-5. Создателем учения о физиологии пищеварения был …

В-6. Червеобразные движения кишки, при которых она то расширяется, то сжимается, называется …

В-7. В лёгких гемоглобин присоединяет кислород и переходит в …

В-8. Отдел кровеносного русла, начинающийся аортой и заканчивающийся верхними и нижними полыми венами, называется…

В-9. Цепь нейронов, обеспечивающих передачу возбуждения от рецепторов к рабочему органу, называется …

В-10. Способность к обобщению, отличающая человека от животных, назывется …

Наши рекомендации