Развитие игровой деятельности. Образовательные задачи:

Образовательные задачи:

. обогащать содержание сюжетных игр детей на основе знакомства явлениями социальной действительностью и отношениями людей; разнообразить тематику современных игр

• учить детей предварительно планировать этапы будущей игры, подбирать димые атрибуты, действовать с воображаемыми предметами, обозначая их использовать предметы-заместители;

• продолжать формировать у детей умение согласовывать свои действия с действиями партнеров, поддерживать в игре ролевые взаимодействия и взаиия шения; побуждать детей к речевому общению в ходе игры (просьбы, объяа действий, определения отношения к игре, персонажам);

• продолжать формировать у детей умение выполнять в логической последовательности несколько действий, входить в игровую ситуацию, выбирать роль и действовать до конца игры в соответствии с ролью и сюжетом;

Содержание психолого-педагогической работы с детьми

Сюжетно-ролевая самодеятельная игра

Самодеятельная игра приобретает творческий характер. Игровые сюжеты вятся все более разнообразными, расширяется игровой опыт. Возникновение развитие игровой деятельности связано с расширением кругозора ребенка, происходит в образовательной деятельности благодаря чтению художественной литературы, рассматриванию иллюстраций и репродукций картин, экскурсиям в зоопарк, музеи, посещениям детских театров, цирка, просмотра видеофильмов, наблюдениям за окружающей действительностью и т.д. Дети начинают творчески использовать в своих играх различные представления об окружающей жизни, впечатления о литературных произведениях, мультфильмах.

Воспитатель внимательно относится к вопросам детей, которые возникают в процессе игры, по ходу игры, а также за пределами игры; создает вместе с детьми предм игровую среду и побуждает их самостоятельно обустраивать свою игру, подбирать, создавать недостающие атрибуты.

Особое значение педагог придает формированию у детей навыков совместной игры на уровне длительных отношений. Учит детей развивать игровой сюжет, объединять знакомые сюжетные игры, развивая несколько сюжетных линий, одна из которых может быть как главная, а другие второстепенные. Поддерживая самодеятельные сюжетные игры, воспитатель способствует объединению в играх мальчиков и девочек, предлагая соответствующие роли, продолжает формировать умение договариваться, планировать и обсуждать действия всех играющих.

Педагог поддерживает самостоятельно возникшие в игровой деятельности д сюжеты традиционной и современной тематики: «Кафе», «Служба спасения», «Санаторий», «Центр здоровья», «Музей», «Дача», «У мэра города», «Детский мир», « Выставочный зал», «Рыбалка», «Золотоискатели» и др.

Игры-экспериментирования

Игры-экспериментирования имеют особое значение для развития детей старшего дошкольного возраста. Они не только предоставляют ребенку высокую степень самостоятельности, возможностей для самореализации, но и сопровождаются эмоциональной насыщенностью, удовольствием от познания.

Игры с игрушками, побуждающими к экспериментированию этих игр используются калейдоскопы, устройства для выдувания мыльных пузырей-бессюжетные и сюжетные конструкторы и трансформеры («Лего», «Акваплей» волчки, воздушные змеи, игрушки, которые поддаются сборке-разборке.

Игры с природным материалом разнообразны, интересны для детей всех возрастов, но и требуют особого внимания со стороны взрослых, задача которых состоит в том, создавать условия для одних игр и предостерегать от других, таящих опасность с огнем, с экологически опасными материалами). Немаловажным фактором раз-игры-экспериментирования в старшем дошкольном возрасте является наличие ей и соучастников. Тогда она перерастает в игру режиссерского или даже сюжетно-ролевого типа (игры «в ученых», «геологов» и др.). Установлено, что игры-экс-нтирования, связанные с исследованием и испытанием объекта, актуализируют широкий круг знаний и интересов природно-экологической направленности.

Игры городского ребенка-дошкольника с животными сегодня довольно редки. Общение с домашними животными (кошкой, собакой, попугаем и др.) благотворно влияет на человека, обеспечивая ему психологический комфорт, снимает стрессовое состояние, угнетенность и депрессию после болезни или каких-то огорчений. Чаще всего эти игры происдят в домашних условиях, поэтому воспитатель подсказывает родителям, как их организовать, какие действия производить (имитация звука голоса животного). Мяукание, кивание ребенка привлекает животных, и они идут искать источник звука, обнаружив который предаются своеобразному веселью вместе с ребенком. Кошки любят играть ить пушинку, бегать за привязанным к веревочке звучащим, пищащим, шуршащим етом и т.д.). В играх с животными присутствие взрослого обязательно: он сможет вредить нежелательный поворот событий, окажет ребенку необходимую поддержку эмоционально поддержит, разделив вместе с ним радость общения с животными. Социальные игры-экспериментирования со взрослыми и с другими детьми Это семейные игры, игры-общения, предполагающие эмоциональный, доверительный, подчас шутливый контакт взрослого с ребенком, нацеленные на воспитание различных типов и способов •бщения, на получение определенного «эмоционального результата». В старшем до­школьном возрасте дети охотно играют в такие игры с детьми раннего и младшего дошкольного возраста, выступая в роли инициаторов, ведущих игру («Коза рогатая», «Сорока-ворона», «Ку-ку - а вот она!» и т.п.).

Театрализованные игры

Педагогическая значимость театрализованных игр выражается в их обогащающем воздействии на развитие речи, ее выразительность, образность, культуру. Через ролевые высказывания, драматическую разработку сюжетов литературных произведений ребе­нок-дошкольник активно экспериментирует со словом, мимикой, жестом, движением, овладевает различными способами выражения мыслей, характера, образа героев спек­такля. Сценическое воздействие способствует развитию диалогической направленности речи, создает реальные ситуации для овладения культурой делового общения.

В старшей группе детского сада воспитатель развивает интерес детей к театролизованной игре, создает условия для ее проведения, формирует умение следить за| развитием действия в играх-драматизациях и кукольных спектаклях, созданных творчестве детей и взрослых (педагогов и родителей). Воспитатель развивает у детей умение не только имитировать характерные действия персонажей (птички л козленок скачет), но и передавать эмоциональное состояние человека (мимикой, позой, жестом, движением).

Педагог знакомит детей с театрализованными куклами и приемами их вождения (настольные куклы, бибабо и др.). Учит сопровождать движения простой песенкой. При организации драматизации с участием самих детей (а не кукол) воспитатель поддерживает желание детей использовать элементы костюмов (шапочки, ворот; и т.д.) и различные, соответствующие роли атрибуты - предметы, которые помогают детям войти в роль, почувствовать себя в том или ином образе. По ходу игр-драматизаций воспитатель поддерживает у детей стремление импровизировать несложные песенки, сюжеты сказок, вызывает желание выступать перед куклами и сверстни формирует умение обустраивать место для выступления. Для ребенка более значима не постановка спектакля, а личное участие в театрализованном действии, раз ваемая в нем роль, игровое взаимодействие.

Театральные постановки и игры в театр оптимизируют познавательное развитие дошкольников. Их содержание вызывает у детей интерес к происходящим событиям и взаимоотношениям героев, вводят в богатый мир образов, человеческих чувств и поступков. Ребенок учится заранее продумывать свои действия, поведение ге ролевые высказывания, подбирать выразительные средства - мимику, интонацию, позу. В этих играх проявляются знания ребенка о социальной действительности, которые становятся предметом его переживаний, что придает им осмысленный и обобщающий характер, поднимая сознание ребенка на более высокий уровень.

Ведущая роль в развитии театрализованных игр дошкольников отводится взрослым. Она определяется педагогически грамотным отбором сценических произведений для постановки или просмотра их с детьми. Эти произведения по своему содержанию, образам, средствам художественной выразительности должны близки и понятны детям. При просмотре спектакля взрослый является для ребе дошкольника «образцом» заинтересованного зрителя и носителем театральной культуры. Если взрослые интересуются репертуаром театров, обсуждают просмотренные спектакли, игру актеров, содержание пьесы, то, подражая им, дети охотно присоединяются к просмотру театральных постановок. Дети хорошо чувствуют воодушевлением воспринимают приподнятую атмосферу театра, проявляют инт к событиям, происходящим на сцене, сопереживают героям спектакля. При непосредственном участии взрослых происходит обогащение художественных впечатлений. В детском саду дети приобретают не только ценный опыт просмотра спектаклей ичных выездных или самодеятельных театральных коллективов, но и личный г драматизации (инсценировки) знакомых сказок, рассказов, стихотворений, а опыт постановки небольших музыкальных, драматических или кукольных спек-таклей. В процессе игр-драматизаций, постановки инсценировок, организуемых воспигателем, осуществляется накопление собственного опыта ребенка в реализации рагрализованных игр, формирование у детей способности к импровизации или дра-рвгизации сказок, стихотворений, вокальных или хореографических произведений, .следствии при наличии соответствующих условий дети сами охотно организуют игры в «кино», «спектакль» и «театр». В старшем дошкольном возрасте возможны и доступны для развития организо­ванной или самостоятельной игровой деятельности следующие виды театрализован­ных игр: игры-драматизации, кукольный театр, театр петрушек, настольный театр, «еатр масок, теней, верховых кукол на гапитах, театр марионеток, тростевой театр, пальчиковый, эстрадный, хореографический.

Режиссерские игры

Режиссерская игра - один из важнейший видов игровой деятельности дошкольника и в то же время одно из немногих средств, которое позволяет взрослому узнать, на какие социальные ценности ориентирован ребенок, что его волнует, чем он интересуется. Эта игра чаще всего индивидуальна; ребенок предпочитает, чтобы взрослый не наблюдал и не вмешивался в его игру. Но довольно часто ребенок охотно рассказывает о своем замысле и нюансах его развития в игре.

По ходу такой игры ребенок не берет на себя никакой роли, а наделяет значением кукол,фигурки зверей, предметы-заместители и разыгрываете их сюжет, регулируя отношения действующих лиц как режиссер. Источником режиссерской игры являются разнообразные детские впечатления, наблюдения, а также сюжеты сказок, фильмов или мультфильмов.

Предметный мир режиссерской игры многообразен: это и игрушки, и п заместители (заменяющие недостающие, но необходимые для реализации игрушки). В режиссерской игре ребенок овладевает способностью «переноса функции с одного предмета на другой. Педагог создает условия для развития режиссерской игры: отводит место, доставляет необходимые игрушки и поделочные материалы, оборудования игрового пространства; помогает в подборе игрового материала персонажей (реальных или воображаемых), поощряет самостоятельное придумывание их действий и взаимоотношений..

При организации режиссерской игры необходимо учесть следующие основные условия: наличие у ребенка индивидуального пространства для игры, где он может чувствовать себя всемогущим, большим и сильным; наличие у ребенка мелкого игрового и бросового материала, разнообразных аксессуаров (наборы мелкой мебели, фи людей, животных, деревьев, машин, наборы настольных театров, фланелег плоскостными фигурками и т.д.), а также подходящие для такой игры игровые пространства: макеты, подиумы, ширмы; и следующим непременным условием выступает адекватная позиция взрослого, осуществляющего умелое руководство этой игрой.

Сюжеты режиссерских игр детей старшего дошкольного возраста постепенно усложняются, становятся более разнообразными: увеличивается количество действующих лиц, усложняются их связи и отношения, выделяются главные и второстепенные герои, за которыми четко закрепляются определенные роли. В сюжете вплетаются знания, сведения, полученные ребенком на занятиях, его личные переживания, опыт совместных игр.

В режиссерской игре воспитатель развивает у детей актерские, режиссерские, зрительские умения.

Наши рекомендации