Особенности использования дошкольниками элементов дизайн - деятельности в художественном конструировании и аппликации

(заполнять возрастную группу, в которой проходит практика и 1-3 испытуемых)

Ход работы:

определить особенности овладения детьми средствами художественной выразительности материалов.

1. Рассмотреть поделки детей младшей, средней, старшей, подготовительной группы по выбранной теме. (конструирование из природного материала, из бросового материала, в декоративной аппликации и т.д.).

2. Проанализировать поделки, выделяя особенности применения детьми функций и свойств материалов.

3. Заполнить таблицу № 2.

4. Сформулировать выводы:

Какие свойства материалов, приёмы конструирования, дизайн - деятельности ребёнок осваивает в полной мере в данной возрастной группе?

Какие средства художественной выразительности использует, приёмы конструирования, аппликации ребёнок частично осваивает, какие не осваивает совсем?

Предположить возможные причины различного освоения приёмов аппликации, конструирования, дизайн -деятельности дошкольниками?

Сравнить полученные результаты с данными таблицы по различным возрастным группам.

Записать выводы.

Особенности использования дошкольниками элементов дизайн - деятельности в художественном конструировании и аппликации

(выбрать возрастную группу, в которой проходит практика,1-3 испытуемых)

  Критерии диагностики функции цвета и приёмов живописи   Младшая   Средняя   Старшая   Подготовительная
  Освоен   Не освоен     Освоен     Не освоен     Освоен   Не освоен     Освоен     Не освоен  
Навык владения ножницами, свободное владение при различных приемах вырезания, навык удержания направления движения, умение изменять направление                
Изобразительная функция (соотвествие выбранного материала теме)                
Выразительная функция (оригинальность изделия)                
Композиционная функция (пропорциональное соотношение деталей изделия, элементов работы в целом)                
Декоративная функция (оригинальность использования элементов украшения)                
Обработка материала с учётом его свойств                
Работа на плоскости, с элементами полуобъёма, с объёмной формой изделия                
Разнообразие технических приёмов аппликации, конструирования, дизайна                
  Примечание                
                     

○ освоен

○ не освоен

Задание 5.

Диагностика результатов художественной деятельности детей в ДОУ.

«Особенности использования дошкольниками элементов дизайн - деятельности в художественном конструировании и аппликации»

(выбрать возрастную группу, в которой проходит практика и 1-3 детей в группе)

п/п Имя ребенка Критерии диагностики Младшая группа Средняя группа Старшая группа Подготовительная группа
  Освоен     Освоен частично     Не освоен     Освоен     Не освоен     Освоен     Не освоен     Освоен     Не освоен  
1.   ФИ ребенка Навык владения ножницами, свободное владение при различных приемах вырезания, навык удержания направления движения, умение изменять направление                  
Изобразительная функция (соответствие выбранного материала теме)                  
Выразительная функция (оригинальность изделия)                  
Композиционная функция (пропорциональное соотношение деталей изделия, элементов работы в целом)                  
    Декоративная функция (оригинальность использования элементов украшения)                  
Обработка материала с учётом его свойств                  
Работа на плоскости, с элементами полуобъёма, с объёмной формой изделия                  
Разнообразие технических приёмов аппликации, конструирования, дизайна                  
  Примечание                  
                           
  • Освоен - зеленый цвет карандаша
  • Не освоен - красный цвет
  • Освоен частично - синий цвет карандаша

v Диагностика проводится в НОД и вне ее.

Производственная практика

Задание 6.

Планирование, проведение и анализ результатов НОД по художественно-продуктивной деятельности с дошкольниками

Ход работы:

составить план – конспект и провести непосредственную образовательную деятельность (по выбору в любой возрастной группе) по изобразительной деятельности

Показатели и критерии овладения ребёнком изобразительной деятельностью составляют две группы: первая - применяется при анализе продуктов деятельности дошкольников, вторая – при анализе процесса деятельности

Анализ продуктов деятельности:

  1. Содержание изображения (полнота изображения образа). Анализ детских работ представляет собой описание созданного детьми изображения (1 испытуемый).
  2. Передача формы: – форма передана точно; - есть незначительные искажения; - искажения значительные, форма не удалась.
  3. Строение предмета: - части предмета расположены верно, - есть незначительные искажения; - части предмета расположены неверно.
  4. Передача пропорций предмета: - пропорции предмета соблюдаются;- есть незначительные искажения;- пропорции предмета переданы неверно.
  5. Композиция; а) расположение на листе: - по всему листу; - на половине листа; - не продумана, носит случайный характер; б) пропорциональное взаимоотношение изображаемых предметов: - соблюдается пропорциональность в изображении разных предметов; - есть незначительные искажения; - соотношение предметов передано в рисунке не верно.
  6. Передача движения: - движение передано достаточно четко; - движение передано неопределённо, неумело; - изображение статическое.
  7. Цвет: две группы показателей: первая «а» - характеризует передачу реального цвета предметов и образцов декоративного искусства, вторая «б» - творческое отношение ребёнка к цвету, свободное обращение с цветом;

«а 1» цветовое решение изображения: - реальный цвет предмета; - есть отступления от реальной окраски; - цвет предмета передан нереально (не верно);

«в» разнообразие цветовой гаммы изображения, соответствующей замыслу и выразительности изображения: - цветовая гамма богатая, многоцветная, с применением смешения цветов, изменения их тональности (насыщенные, пастельные цвета), применение теплохолодности в рисунке (теплые, холодные цвета); - безразличие к цвету; - изображение выполнено в одном или нескольких локальных цветах.

Анализ процесса деятельности в НОД (наблюдение за детьми (1 испытуемый)):

1. Характер линии (мазка): критерий включает 7 групп показателей:

А) характер (линии, мазка)- слитный, уверенный, валёрный; – прерывистый; - дрожащий, неуверенный, неточный;

Б) нажим на кисть, карандаш: - правильный захват (карандаша, кисти); - линия (мазок) уверенный, сильный, энергичный; - средний; - слабый;

В) работа в тоне, цвете: - рисует мелкими аккуратными штрихами (мазками) не выходящими за пределы изображения (контура); - рисует крупными, размашистыми штрихами (мазками), иногда заходящими за пределы контура;

Г) регуляция силы нажима, размаха: - регулирует силу нажима, раскрашивание в пределах контура изображения; - не регулирует силу нажима, выходит за пределы контура;

Д) активность ребёнка на занятии: - быстро осваивает увиденное, схватывает, легко повторяет; - не всегда успевает повторять, не достаточно скоординированы движения «глаз – рука», - не успевает за показом приёмов работы воспитателем, плохая координация «глаз-рука»;

Е) самостоятельность ребёнка за занятии: - быстро применяет собственный опыт, варьирует приёмы показа воспитателя; - собственный опыт применяет частично, недостаточно уверенно; - не применяет приёмы работы, освоенные ранее, из своего предыдущего опыта рисования;

Ж) творческая инициатива ребёнка на занятии: - активно в рисунке проявляет творчество, изобретательность, свой ранее переработанный опыт, творчески оперирует техническими приёмами, полученными на предыдущих занятиях; - творческую инициативу применяет не достаточно, в основном следует показу воспитателя, частично технически оперирует ранее приобретённым опытом в рисовании; - творчески не инициативен, следует только показу воспитателя.

Сделать общий вывод по анализу продукта детской деятельности и наблюдению процессом деятельности детей.

Задание 7.

Планирование педагогической работы по художественному развитию дошкольников

1.Проанализировать варианты планирования работы по художественному развитию дошкольников. Анализ содержания календарно-тематического планирования воспитателя «Организация работы по художественно-продуктивной деятельности детей» в возрастной группе (по выбору, план воспитателя и беседа с ним).

2.Заполнить таблицу № 3.

Анализ календарно-тематического планирования

Содержание Непосредственная образовательная деятельность (занятие) Самостоятельная деятельность детей Индивидуальная работа с детьми Посещение выставок, музеев, экскурсий
Ознакомление с живописью, рисунком, лепкой, аппликацией, конструированием, дизайном т.д.        
Рисование (лепка) по представлению, по памяти, сюжетное рисование, рисование с натуры и т. д.        
Примечание    

Выделить достоинства и недостатки формы планирования в данной группе, предложить изменения в план (на выбор), учитывая особенности специфики программы, реализуемой в ДОУ___________________

Характеристика на студентку: ФИО, группа, ДОУ (где проходила практика) по МДК 2

«Практикум по художественной обработке материалов и изобразительной деятельности»

Профессиональные компетентности по МДК 2 «Практикум по художественной обработке материалов изобразительной деятельности» Оценка руководителя «нужное подчеркнуть»
  Планирование совместной продуктивной деятельностью детей Освоил, не освоил, требуется консультация
  Организации различных видов продуктивной деятельности дошкольников Освоил, не освоил, требуется консультация
  Наблюдения и анализа продуктивной деятельности детей Освоил, не освоил, требуется консультация
  Оценки продуктов детской деятельности; навыки работы по коррекции организации продуктивной деятельности детей   Освоил, не освоил, требуется консультация
Руководить продуктивными видами деятельности с учетом возраста и индивидуальных особенностей детей группы; рисовать, лепить; анализировать приемы организации и руководства продуктивными видами деятельности (рисование, лепка) с учетом возраста и психофизического развития детей. Освоил, не освоил, требуется консультация
Итоговая оценка по пятибалльной системе, рекомендации руководителя ДОУ      

МЕТОДИЧЕСКИЕ РЕКОМЕНДАЦИИ

Наши рекомендации