Основы методики

Методика ознакомления сотрудников с экстремальными ситуациями и факторами. Предварительное ознаком­ление дает существенный учебный и психологический эффект. Э = [П • (Ин — Ис),...]10 — такова формула информационной теории эмоций академика П.В. Симонова. П — потребность человека в достижении успеха в данной ситуации, Ин — информация (личные знания, опыт), необходимая для этого; Ис — информация, существующая у него. Волнения, напряженность (Э) отрицательны по знаку, если его Ис меньше Ин, и они тем больше, чем больше их разность, а также испытываемая потребность, желание достигнуть успеха. Чем лучше знакома (не на словах, а в чувственном личном опыте) человеку наступающая ситуация или угрожающий чем-то фактор, тем с большей уверенностью он встречается с ними, тем больше у него шансов действовать успешно и не понести урон. «Чего не знаю — того боюсь» (поговорка).

Важно, чтобы каждый сотрудник не раз пережил «волнение первого раза» в учебной обстановке, а не в реальной. Надо, чтобы обучающиеся увидели, услышали, потрогали, прочувствовали, по­нюхали, пережили влияние волнующих ситуаций и факторов, причем именно тех, которые ожидаемы в их деятельности. Достигается это:

• ознакомлением с фотографиями ситуаций, мест происшествий, разрушений, видом победителей, успешно справившихся с трудностями, потерпевших и т.п.;

• просмотром документальных кино- и видеофильмов;

• прослушиванием фонограмм с записью звуков, могущих оказаться неожиданными и впечатляющими (перестрелки, команд, ликования, стонов, криков, свиста пуль и др.);

• имитацией дыма, пожара, взрыва, неприятных запахов, крови, трупа и др.);

• проведением практических занятий в погодных, местных, временных и прочих условиях, соответствующих реальным экстремальным;

• организацией встреч с участниками, потерпевшими, очевидцами, героями реальных экстремальных событий;

• посещением мест аварий, происшествий, чрезвычайных ситуаций, мест трудовой и боевой славы;

• выездами в качестве наблюдателей совместно с дежурными группами по вызовам на места экстремальных событий11.

Нельзя сводить дело к ознакомлению только с негативом и к запугиванию. Экстремальные ситуации — не только поле страха, но и поле величия человеческого духа, героизма, самоотверженности, товарищества, верности долгу, высокого профессионализма, и с этим тоже обязательно надо знакомить, дать увидеть. Нужна после­довательность в наращивании трудностей восприятий и пояснения зависимости от них у по-разному подготовленных сотрудников. Знакомость ситуаций повышает внутреннюю готовность к ним и психологическую устойчивость при их наступлении.

Методика повышения устойчивости сотрудников к умственным трудностям решения экстремальных задач, развития находчивости, сообразительности, боевой смекалки, быстроты реакций, боевой ини­циативы, бдительности сотрудников. Она включает:

• проведение внезапных тревог, поручение неожиданных заданий, на подготовку которых нет времени;

• создание условий на занятиях, когда обстановка не полностью ясна (информации о ней мало или излишне много; не ясно, что важно, а что не важно, что учитывать, а что не надо), часть информации противоречива, неточна, устарела, а действовать надо;

• постановка учебных задач, имеющих несколько вариантов решений и действий, но выбирать надо быстро, обоснованно, в нервной обстановке что-то одно;

• введение на практических занятиях внезапных и резких усложнений на фоне достаточно длительно сохраняющейся относительно спокойной, ровной по своим трудностям обстановки;

• ограничение времени на оценку обстановки, происходящих в ней перемен и принятие решений в этих условиях;

• многократное введение всяких проявлении внезапности (неожиданных распоряжений, потери связи, ошибок взаимодействующих сотрудников и групп, отказов на запросы, действий преступника и др.);

• длительное поддержание максимального темпа действий и перемен в обстановке.

Фактически необходимо развитие у сотрудников такой характеристики подготовленности, которую можно назвать привычкой к непривычному.

Методика развития смелости, бойцовских качеств, активности, упорства. Такие качества вырабатываются, когда при подготовке:

• выбираются неблагоприятные погодные условия и темное время суток;

• отрабатываются сложные задачи в сложных условиях, чреватых возможностями срыва и невыполнения задания;

• создается обстановка сильного противодействия со стороны «противника» — умного, хитрого, активного, наказывающего за промахи;

• вводятся неожиданные и значительные изменения обстановки;

• имитируется выход их строя средств связи;

• имитируются «потери» — выход из строя части сил или отзыва их по распоряжению руководства;

• имитируется выход из строя руководителя операции;

• создается обстановка, приводящая к неудаче при первой попытке решения поставленной задачи, а иногда и второй (если сотрудник не вносит существенных корректив в совершенствование способа ее решения);

• иногда создается обстановка невыполнимости задачи во всем объеме и обучаемым поручается достигнуть максимально возможного в данной ситуации результата.

Методика повышения стойкости, выносливости, мужества сотрудников. Она реализуется:

• введением лишений, умышленным временным нарушением порядка обеспечения отрабатываемых действий;

• проведением занятий с высокими физическими нагрузками;

• многократным повторением действий в высоком темпе и без предоставления времени на достаточный отдых;

• поручением отдельным сотрудникам выполнять временно обязанности 2—3 человек, «выбывших» по боевым причинам;

• доведением темпа до максимального с сохранением его в течение максимально возможного времени;

• поддержанием высокого напряжения в ходе всего занятия, игры, учения;

• увеличением продолжительности напряженных учебных занятий в течение дня;

• выполнением ответственных действий в конце занятия, дня, недели, когда обучающиеся находятся в состоянии повышенной усталости;

• выполнением упражнений с применением оружия (например, стрельб) в состоянии усталости (после марш-броска, схватки);

• быстрым наращиваем трудности учебных заданий от занятия к занятию.

Методика развития уверенности в себе, своих товарищах в успешном преодолении экстремальных трудностей. Эта уверенность нарастает по мере развития всех описанных выше качеств, а также:

• накопления личного опыта действий в составе группы в решении трудных и все усложняющихся учебных задач в условиях, максимально приближенных к реальным экстремальным;

• встреч с опытными работниками, неоднократно выполнявшими служебно-боевые задачи;

• достижения высоких показателей в овладении профессиональным мастерством, повышения нормативов выполнения боевых действий и приемов;

• накопления личного опыта огневой подготовки, приближенной к требованиям сложных реальных условий, и положительных достижений в ней;

• наглядного убеждения сотрудников в надежности индивидуальных средств защиты и способов обеспечения личной безо­пасности;

• изучения служебно-боевого опыта, традиций органов внутренних дел, фактов самоотверженности и героизма сотрудников;

• сплочения коллектива и развития товарищеских, честных, доброжелательных отношений в нем;

• завоевания личного делового и боевого авторитета, признания товарищей по службе;

• возрастания убежденности в высоком служебно-боевом профессионализме командиров и начальников, которые будут руководить действиями органов внутренних дел и подразделений в экстремальных условиях.

Следует предупреждать и излишнюю самоуверенность, «шапкозакидательство», недооценку криминального противодействия. Они чреваты утратой бдительности, беспечностью, недооценкой трудностей и неудачами с опасными последствиями.

На всех занятиях с максимальным приближением условий к реальным, введением элементов опасности и риска обязательна реа­лизация мер обеспечения безопасности:

• включение в планы занятий специального раздела «Меры по обеспечению безопасности»;

• исключение упражнений с повышенным риском травматизма обучающихся, которые невозможно или затруднительно обеспечить надежными мерами безопасности;

• оснащение места проведения занятий специальными средствами безопасности (огнетушителями, запасами воды, аптечками первой медицинской помощи, страховочными веревками, кислородно-изолирующими аппаратами и др.);

• назначение лиц, обеспечивающих безопасность упражнений и принимающих страхующие меры, а также их инструктаж и тренировка;

• организация постоянного контроля за изменением элементов риска в ходе проведения занятия и постоянная готовность руководителя и обеспечивающих безопасность лиц к немедленному прекращению выполнения опасного упражнения по команде «Стоп»;

• обязательная проверка готовности средств безопасности лично

руководителем занятия перед началом его проведения. Чем более трудный путь (служебный и учебный) за плечами сотрудника, тем лучше подготовлен он к любым испытаниям. Чем тяжелее в учебе, тем успешнее действия в экстремальных условиях. Чем ближе учебные трудности к реальным, тем выше планка достижений. Подобно тому как годами и тысячи раз прыгая через веревочку на высоте 50 сантиметров нельзя подготовиться к побитию рекорда в прыжках, так нельзя, занимаясь даже регулярно в услови­ях упрощенчества и условностей, подготовить себя к победе в решении служебно-боевых задач, зачастую сопряженных со смертью.

Наши рекомендации