Понятие педагогической технологии

Технология обучения–это система научно обоснованных действий всех, но прежде всего ак­тивных элементов (участников) процесса обучения, осуществле­ние которых с высокой степенью гарантированности приводит к достижению поставленных целей обучения.

Операция – ряд связанных между собой действий, направленных на решение определенной задачи. Цель операции – выполнение участни­ками процесса обучения определенных действий, в результате которых будет решена та или иная задача обучения на данном этапе. Операция выполняется обоими активными участ­никами процесса обучения, т.е. представляет собой «сумму» их действий.

Действие – первичная единица деятельности обучающегося или обучающего. Оно выполняются каждым активным участником процесса обу­чения самостоятельно и поэтому разнонаправлены.

При выполнении технических действий в процессе осуществле­ния той или иной операции обучающиеся и обучающие выполняют определенные функции, которые характеризуют основные цели и особенности действий активных участников процесса обучения.

Структура технологии обучения– это совокупность взаимосвязанных операций, технических действий и функций обучаю­щихся и обучающих, сгруппированных по основным этапам процесса обучения.

Понятие педагогической технологии - student2.ru

Структура технологии обучения (действия обо­значены стрелками)

56. Специфи­ческие черты технологии

Профессионального обучения

Системность

Важнейшим качеством любой технологии выступает си­стемность как особое качество множества определённым образом организованных компонентов.

Комплексность. Многофакторность и содержательное разнообразие педагогических процессов делает педагогичес­кие технологии комплексными, требующими координации и взаимодействия всех элементов.

Целостность. Целостность педагогической технологии заключается в наличии у неё общего интегративного качест­ва при сохранении специфических свойств элементов.

Научность

Педагогическая технология как научно обоснованное решение педагогической проблемы включает 1) анализ и ис­пользование опыта, 2) концептуальность, 3) прогностичность, 4) синтез достижений на­уки и практики, 5) сочетание традиционных элементов про­шлого опыта.

Концептуальность. Педагогический процесс всегда со­вершается во имя каких-то глобальных социальных целей на основе системы взглядов на педагогический процесс, идей, принципов, на основе которых организуется деятельность.

Развивающий характер современных педагогических технологий.

Структурированность

Наличие определённой внутренней организации системы (цели, содержания), системообразующих связей элементов (концепция, методы), устойчивых взаимодействий (алго­ритм), обеспечивающих устойчивость и надёжность системы.

Иерархичность. Четыре иерархически соподчинённых класса (уровня) педагогических технологий, о которых гово­рилось выше, адекватных организационным уровням соци­ально-педагогических структур деятельности и образуют мо­дель «матрешки».

Логичность. Формально-описательный аспект техноло­гии выражается в логике и чёткости действий, зафиксиро­ванных в различных документах (проект, программа, поло­жение, устав, руководство, технологическая схема, карта) и учебно-методическом оснащении (учебно-методическое по­собие, разработки, планы, диагностические и тренинговые методики).

Алгоритмичность пространственной структуры данной технологии состоит в разделении на отдельные содержатель­ные участки (ступени, шаги, кадры, порции и т.п.), которые совершаются в определённом порядке, по алгоритму.

Процессуальностъ (временной алгоритм).Педагоги­ческая технология рассматривается как процесс — развиваю­щееся во времени взаимодействие его участников, направ­ленное на достижение поставленных целей и приводящее к заранее запланированному изменению состояния, преобра­зованию свойств и качеств объектов. Развитие целенаправ­ленного и управляемого технологического процесса включа­ет последовательные этапы целеполагания, планирования, организации, реализации целей и аналитический.

Преемственность. Любая из расположенных ниже в иерархии технологий является частью расположенной вы­ше, т.е. связана с ней узами преемственности: принимает идеологию, решает определённую часть общей задачи, ко­ординируется по содержанию, времени и другим пара­метрам.

Вариативность и гибкость технологии основывается на изменении последовательности, порядка, цикличности элементов алгоритма в зависимости от условий осуществле­ния технологии.

Управляемость

Управление исходит из стратегической направленности технологии, определяемой её ценностями и целями. Оно предполагает возможность диагностического целеполагания, планирования, проектирования педагогического процесса, варьирование средствами и методами в целях коррекции, адаптации и т.д. Цели и управление рассматриваются как си­стемообразующие факторы педагогических технологий.

Диагностичность выражается в диагностически сфор­мулированных целях, в возможности получения информа­ции о ходе процесса и контроля его отдельных этапов, воз­можности мониторинга результатов.

Прогнозируемость результатов является обобщённым качеством любой технологии и выражается, в частности, в «гарантированности» достижения определённых целей.

Эффективность. Под эффективностью технологии по­нимается отношение результата к количеству израсходован­ных ресурсов. Современные педагогические технологии су­ществуют в конкурентных условиях и должны быть эффек­тивными по результатам и оптимальными по затратам.

Оптимальность — это достижение максимума результа­та при минимуме затрат; оптимальная технология представ­ляет собой лучщую из возможных для данных условий.

Воспроизводимостьподразумевает возможность приме­нения (переноса, повторения, воспроизведения) педагогиче­ской технологии в других условиях и другими субъектами.

Наши рекомендации