Методика учебного процесса

ПОЛОЖЕНИЕ

Об учебном процессе

ПРЕДИСЛОВИЕ

Настоящее Положение об учебном процессе разработано в соответствии с требованиями Закона Российской Федерации «Об образовании», Федерального закона «О высшем и послевузовском профессиональном образовании», Типового положения об образовательном учреждении высшего профессионального образования (высшем учебном заведении) Российской Федерации, Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования, Положения об итоговой государственной аттестации выпускников высших учебных заведений Российской Федерации, «Условий освоения основных образовательных программ высшего профессионального образования в сокращенные сроки», Положения о порядке проведения практики студентов образовательных учреждений высшего профессионального образования, «О применении государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования в учебной деятельности высшего учебного заведения», Положения о подготовке научно-педагогических кадров и научных кадров в системе послевузовского профессионального образования и др.

I. Общие положения

1.1. Положение об учебном процессе является нормативным актом, который регулирует учебную и методическую деятельность института и его филиалов.

1.2. Учебный процесс– конкретный вид целостного педагогического процесса, реализующий цели образования и общего развития личности в организационных формах обучения. Основные компоненты учебного процесса – цели, задачи, содержание, средства, формы организации обучения, методы стимулирования учебной деятельности и контроля за ее эффективностью.

Учебно-нормативные документы, регламентирующие учебный процесс: Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования (ГОС ВПО), профессиограмма (квалификационная характеристика), учебный план, программы учебных дисциплин, программы практик, расписание занятий.

Формы учебного процесса: учебная деятельность академического типа (собственно учебная деятельность – лекции, семинарские занятия, самостоятельная работа и др.); профессиональная деятельность (деловые игры, игровые формы занятий и др.); учебно-профессиональная деятельность (научно-исследовательская работа, производственная практика, квалификационная работа); общие формы обучения (имитационное моделирование, анализ конкретных ситуаций, спецкурсы, спецсеминары и др.).

1.3. Цель учебного процесса –обеспечение качественного образования на основе реализации целевых программ обучения, привлечения высококвалифицированных преподавателей, применения прогрессивных технологий обучения и современного лабораторного оборудования.

1.4. Задачи учебного процесса:

· реализация основной образовательной программы в строгом соответствии с требованиями Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования;

· определение концептуальных и перспективных направлений учебно-воспитательного процесса;

· организация и проведение всех видов учебных занятий, внутривузовского, факультетского и кафедрального контроля;

· комплексирование форм и методов обучения студентов;

· обеспечение реализации требований дидактических принципов, принятых и реализируемых в вузе;

· обеспечение научных исследований в области организации и планирования учебной работы в институте.

II. Учебный процесс

Содержание учебного процесса.

Содержание учебного процесса определяется основными образовательными программами, которые разрабатываются на основе Государственного образовательного стандарта высшего профессионального образования (ГОС ВПО).

2.1.1. Основная образовательная программа высшего профессионального образования- документ (или комплект документов), определяющий в соответствии с ГОС ВПО содержание образования по специальности, включая всю совокупность образовательных услуг.

Основная образовательная программа включает в себя учебный план, программы учебных дисциплин, программы практик.

2.1.2. Основная образовательная программа высшего профессионального образования формируется из дисциплин федерального компонента, дисциплин регионального (вузовского) компонента, дисциплин по выбору студентов, а также факультативных дисциплин.

Все учебные дисциплины распределены по циклам: общих гуманитарных и социально-экономических дисциплин; общих математических и естественнонаучных дисциплин; общепрофессиональных дисциплин; специальных дисциплин (дисциплин специализации).

Федеральный компонент включает в себя:

• общие требования к основным образовательным программам;

• требования к обязательному минимуму содержания основных образовательных программ, условиям их реализации, в том числе к учебной и производственной практике, итоговой аттестации выпускников и уровню их подготовки по специальности;

• сроки освоения основных образовательных программ;

• максимальный объем учебной нагрузки обучающихся.

Региональный (вузовский) компонент отражает региональные особенности подготовки специалистов по соответствующим специальностям и профиль высшего учебного заведения. Содержание регионального (вузовского) компонента определяются институтом самостоятельно.

Дисциплины и курсы по выбору студентов должны содержательно дополнять дисциплины, указанные в федеральном и региональном компонентах цикла. Они устанавливаются вузом и являются обязательными для изучения.

Факультативные дисциплины не являются обязательными для изучения.

2.1.3. Основные образовательные программы осваиваются в институте в различных формах: очной, очно-заочной (вечерней) и заочной. Для всех форм обучения действует единый ГОС ВПО.

Срок освоения основных образовательных программ по очной форме обучения установлен в соответствии с ГОС и составляет 5 лет.

Сроки обучения по очно-заочной (вечерней) и заочной формам увеличиваются на срок до 1 года на основании решения Ученого совета института.

Решением Ученого совета вуза может сокращаться срок обучения для лиц, имеющих среднее профессиональное образование соответствующего профиля или высшее профессиональное образование, а также для лиц, способных освоить в полном объеме основную образовательную программу за более короткий срок. Условия освоения основных образовательных программ в сокращенные сроки регламентируются специальным Положением .

2.1.4. Вуз путем целенаправленной организации учебной работы, выбора форм, методов и средств обучения создает обучающимся необходимые условия для освоения основных образовательных программ.

Планирование и организация учебного процесса.

2.2.1. Планирование учебного процессав вузе производится на учебный год. Учебный год для студентов очной и очно-заочной (вечерней) форм обучения начинается 1 сентября и заканчивается согласно графику учебного процесса. Он состоит из двух семестров, каждый из которых завершается зачетно-экзаменационной сессией. Ученый совет вуза вправе переносить сроки начала учебного года, но не более чем на два месяца. Сроки начала и окончания учебного года для студентов заочной формы обучения устанавливаются рабочим учебным планом.

2.2.2. В учебном году для студентов устанавливаются каникулы общей продолжительностью не менее семи недель, в том числе не менее двух недель в зимний период.

2.2.3.Общий объем учебной работы студентов очной формы обучения составляет не более 54 часов в неделю, из которых 50% отводится на аудиторную работу и 50% - на самостоятельную работу.

При очно-заочной (вечерней) форме обучения объем аудиторной работы должен быть не менее 10 часов в неделю.

При заочной форме обучения студенту должна быть обеспечена возможность занятий с преподавателем в объеме не менее 160 часов в год.

2.2.4. Организация учебного процесса в ВОЛГГАСУ по основным образовательным программам регламентируется учебным планом по специальности, программами учебных дисциплин и практик, тематическими планами и расписанием учебных занятий для каждой формы обучения - очной, очно-заочной (вечерней) и заочной.

2.2.5.Учебный план по очной форме обучения для каждой специальности разрабатывается под руководством проректора по учебно-методической работе комиссией, возглавляемой заведующим выпускающей кафедрой, рассматривается Ученым советом и утверждается ректором вуза.

На основе утвержденного учебного плана по очной форме обучения под руководством декана факультета разрабатываются учебные планы по очно-заочной (вечерней) и заочной формам обучения, которые также утверждаются ректором (проректором) вуза.

Учебный план включает:

· график учебного процесса и сводные данные по бюджету времени (в неделях);

· план учебного процесса;

· формы промежуточной и итоговой аттестации;

· виды практик и время их проведения;

· перечень факультативных дисциплин и учебное время, выделяемое для их изучения.

Учебный план действует в течение полного срока обучения студентов по данной специальности.

2.2.6.Учебная программа разрабатывается по каждой дисциплине учебного плана. Она определяет содержание, объем и порядок изучения учебной дисциплины (ее разделов). В программе в обязательном порядке должны быть определены дидактические единицы в точном соответствии с требованиями ГОС. Для очной, очно-заочной (вечерней) и заочной форм обучения студентов разрабатываются единые учебные программы.

Учебные программы действуют, как правило, в течение полного срока обучения студентов, но в них вносятся дополнения и изменения, которые учитывают вновь принятые законодательные и нормативные правовые акты, новую учебную и специальную литературу.

2.2.7. Тематический план изучения дисциплины разрабатывается в соответствии с учебной программой. Он конкретизирует содержание и организацию изучения учебной дисциплины. Тематический план содержит названия разделов и тем, виды учебных занятий (лекция, семинар, практическое занятие и т.д.), аудиторное время и время на самостоятельную работу по каждой теме, форму отчетности (зачет или экзамен).

Тематический план разрабатывается преподавателем, обсуждается на заседании кафедры и утверждается заведующим кафедрой. Если тематический план разработан заведующим кафедрой, то он утверждается проректором по учебно-методической работе.

В тематический план могут ежегодно вноситься изменения, учитывающие логику, структуру и специфику изучаемых дисциплин.

2.2.8.Расписание учебных занятий разрабатывается на семестр в соответствии с Инструкцией по разработке расписания учебных занятий. Расписание учебных занятий согласовывается с деканатами факультетов, утверждается проректором по учебно-методической работе и доводится деканатом до сведения профессорско-преподавательского состава и студентов не позднее чем за неделю до начала занятий.

Расписанием предусматривается загрузка студентов очной формы обучения аудиторной работой до 27 академических часов в неделю. В расписании указываются факультет, курс обучения, учебная группа, учебная дисциплина, вид занятия, дата, время, номер аудитории, а также фамилия и инициалы преподавателя.

Методика учебного процесса.

2.3.1. Методика учебного процесса включает основные виды учебных занятий, организацию, структуру и особенности их проведения в вузе.

2.3.2.Основными видами учебных занятий являются лекции, семинары, практические занятия, консультации, контрольные работы, рефераты, научно-практические конференции, индивидуальные собеседования, самостоятельная работа, курсовые работы, выпускные квалификационные работы (дипломные работы или дипломные проекты), практики.

2.3.3. Лекциисоставляют основу теоретического обучения студентов. Они должны давать систематизированные основы научных знаний по учебной дисциплине, раскрывать современное состояние и перспективы развития конкретной области науки, концентрировать внимание обучающихся на наиболее сложных вопросах, стимулировать их активную познавательную деятельность, формировать творческое мышление.

Лекции читают доктора наук, профессора, кандидаты наук, доценты, а также преподаватели, имеющие большой опыт работы в вузах. Для чтения отдельных лекций могут привлекаться также ведущие специалисты-практики.

Лекция состоит из введения, двух-трех учебных вопросов и заключения. Содержание лекции должно соответствовать учебной программе.

Введение определяет тему, план, цели лекции, основную и дополнительную литературу. Введение должно быть кратким и целенаправленным (не более 5 минут).

Содержаниеучебных вопросов является основной частью лекции, в которой реализуются научное содержание темы, ее главные проблемы, приводится система доказательств с использованием наиболее целесообразных методических приемов. Изложение каждого учебного вопроса заканчивается кратким выводом, логически подводящим студентов к следующему вопросу лекции.

Заключение(как правило, 3–5 минут) имеет целью обобщить основные идеи лекции, сформулировать краткие выводы, дать рекомендации для самостоятельного изучения основных проблем лекции, основной и дополнительной литературы. Кроме того, преподаватель должен отвести время для ответа на вопросы, которые могут возникнуть у студентов в процессе изложения материала лекции.

Виды лекций.

Вводная лекция предваряет изучение учебной дисциплины, играет роль своеобразного путеводителя по учебной программе, вводит студентов в учебный курс, позволяет им правильно сориентироваться в нем, нацеливает на самостоятельное изучение основной и дополнительной литературы, открывает перед обучающимися общие перспективы изучения учебной дисциплины.

Обзорная лекциячитается перед студентами в конце изучения учебной дисциплины, в преддверии зачета или экзамена. Она знакомит обучающихся с основными, наиболее сложными проблемами учебного курса.

Установочная лекция нацеливает студентов на самостоятельное изучение основных научных проблем учебной дисциплины, знакомит с ее назначением и содержанием, определяет основные категории и понятия учебного курса, нацеливает обучающихся на изучение рекомендуемой основной и дополнительной литературы.

Заключительная лекциязавершает изучение учебной дисциплины, подводит итоги, ориентирует студентов в перспективах дальнейшего самостоятельного изучения учебного курса.

2.3.4. Семинарские занятияпроводятся по наиболее сложным вопросам (темам, разделам) учебной программы с целью углубленного изучения учебной дисциплины, привития обучающимся навыков самостоятельного поиска и анализа учебной информации, формирования и развития у них научного мышления, умений и навыков публично выражать свои мысли, аргументированно и доказательно отстаивать свою точку зрения, грамотно строить речь. На семинарских занятиях осуществляется текущий контроль знаний, полученных студентами на лекциях и в процессе самостоятельной работы над учебным материалом.

Формысеминарского занятия: вопросно-ответный семинар, семинар-дискуссия, семинар-беседа, семинар – «круглый стол», семинар – пресс-конференция, семинар-диспут, семинар-коллоквиум и др.

Продолжительность семинарского занятия составляет, как правило, 2–4 академических часа.

Методика проведения семинарского занятия включает в себя вступительное (вводное) слово преподавателя – 3–5 минут (формулировка целей и задач, показ места и значения изучаемой темы, обоснование ее актуальности и связи с предыдущим учебным материалом, определение порядка проведения семинара, изучение степени подготовленности обучающихся к нему); обсуждение двух-четырех учебных вопросов (выступления студентов по учебным вопросам, дискуссия по актуальным теоретическим и практическим проблемам, относящимся к теме семинара, дополнения и замечания студентов и преподавателя); заключительное слово преподавателя – 10–20 минут (общая оценка семинара, реализация его дидактических и воспитательных целей, подробный анализ выступлений обучающихся и их оценка, ответы на поставленные студентами вопросы, рекомендации по дальнейшему изучению темы).

2.3.5.Практические занятияпроводятся с целью формирования у студентов умений и навыков решения учебных задач, выполнения заданий, подготовки расчетов, разработки и оформления документов, овладения иностранными языками и компьютерными технологиями. Главным содержанием практических занятий является связь теории с практикой, выработка у студентов навыков применения теоретических знаний в решении практических вопросов будущей профессиональной деятельности.

Основные формы практических занятий: ролевая форма, экспертная форма, тренинги, упражнения и др. Они могут носить как индивидуальный, так и групповой характер.

К каждому практическому занятию преподаватель разрабатывает методические рекомендации, которые должны быть нацелены на формирование и развитие у студентов профессиональных навыков и умений путем непосредственного многократного применения полученных знаний в учебных и ролевых ситуациях.

2.3.6. Консультацииявляются одной из форм руководства учебной работой студентов и предназначаются для оказания им помощи в самостоятельной работе по изучению дисциплин учебного плана.

Основными формами консультаций являются вводные, тематические, предэкзаменационные, консультации-собеседования и др. Консультации могут носить групповой и индивидуальный характер.

Каждая из форм предполагает качественную подготовку преподавателя и составление плана проведения консультации. Содержание и структура консультации зависит от ее формы, темы, вопросов, состава консультируемых, выявленных недостатков и упущений при изучении студентами учебного материала.

2.3.7. Контрольные работы (задания)выполняются студентами всех форм обучения в виде письменных ответов на вопросы или решения задач. Тематика контрольных работ (заданий) и методические рекомендации по их выполнению разрабатываются кафедрой. Студенты заочной формы обучения выполняют контрольные работы (задания) в межсессионный период.

2.3.8. Реферат, являясь кратким изложением в письменном виде содержания той или иной проблемы, а также докладом на определенную тему, разрабатывается на основе тщательного изучения первоисточников, специальной и монографической литературы, обобщения фактического материала. Рефераты пишут студенты всех форм обучения.Студенты, обучающиеся по заочной форме, выполняют реферат в межсессионный период по дисциплинам, по которым не предусмотрены контрольные работы (задания).

2.3.9.Научно-практические конференциипроводятся, как правило, на завершающем этапе изучения дисциплины или курса с целью углубления полученных знаний, выработки у студентов умений и навыков научно-исследовательской работы, самостоятельного сбора, анализа и обобщения информационного материала, подготовки докладов и сообщений, публичных выступлений и ведения научных дискуссий.

2.3.10. Индивидуальное собеседованиепроводится для выявления качества усвоения студентами учебного материала по дисциплине и в случае пропуска ими занятий. Оно может проводиться также в целях оценки текущей успеваемости студентов. Индивидуальное собеседование проводится преподавателем во внеаудиторное время.

В случае пропуска занятий декан факультета допускает студентов к зачетам и экзаменам только после положительного результата индивидуального собеседования по всем пропущенным занятиям.

Индивидуальное собеседование по пропущенным без уважительной причины занятиям является дополнительной образовательной услугой, оказываемой вузом по желанию студента за плату в порядке, определенном приказом ректора

2.3.11. Самостоятельная работаявляется обязательной составной частью учебной работы студентов и имеет целью закрепление и углубление полученных знаний и навыков, а также формирование культуры умственного труда и самостоятельности в поиске и приобретении новых знаний.

Основными формами самостоятельной работы студентов являются: подготовка к семинарским и практическим занятиям; просмотр и прослушивание видео- и аудиолекций; доработка конспектов лекций; подбор, изучение, анализ и конспектирование рекомендуемой литературы; консультация с преподавателем по сложным вопросам; подготовка к экзаменам и зачетам; выполнение заданий, написание рефератов, контрольных, курсовых и дипломных работ; участие в научной работе; поиск и анализ дополнительной информации по учебным дисциплинам и др.

Важнейшей формой самостоятельной работы студентов является изучение ими положений, тем и разделов, предусмотренных тематическим планом или рекомендованных преподавателем для самостоятельного изучения.

2.3.12. Курсовая работаотносится к активным видам учебного процесса. Выполнение курсовой работы имеет целью более глубокое и творческое изучение основных учебных дисциплин общегуманитарного и социально-экономического, общепрофессионального и специального циклов, привитие студентам навыков самостоятельно применять полученные знания для комплексного решения конкретных практических задач, овладение студентами методами проведения научных исследований. Курсовые работы выполняются по дисциплинам, имеющим наиболее важное значение для профессиональной подготовки студентов по данной специальности и специализации.

По циклу общегуманитарных и социально-экономических дисциплин курсовая работа выполняется по одной из дисциплин, изучаемых в 1-2 семестрах. Количество курсовых работ определяется учебным планом.

Темы курсовых работ разрабатываются преподавателями в соответствии с основным содержанием конкретной учебной дисциплины, рассматриваются и утверждаются на заседании кафедры.

Задание на курсовую работу разрабатывает кафедра. Для подготовки курсовой работы назначается руководитель. Курсовая работа выполняется студентом в часы самостоятельной работы. По результатам защиты курсовой работы студенту выставляется оценка по четырехбалльной системе.

При получении неудовлетворительной оценки студент выполняет работу по новой теме или перерабатывает прежнюю в сроки, устанавливаемые деканом факультета.

Решением заведующего кафедрой как курсовая работа может быть зачтена научная работа, качественно выполненная студентом в научном кружке на актуальную тему.

Наши рекомендации