Эмоциональная функция мелодики

Восклицательные предложения всегда несут эмоциональную нагрузку. Побудительные также связаны с повышенной эмоцией. Но и любое повествовательное предложение выражает какую-нибудь эмоцию: иронию, добродушный упрек, восхищение, горечь, радость и т. п. Любое вопросительное предложение тоже несет в себе целую гамму чувств.

Для выражения эмоции существуют различные лексические средства. Например, наречия (категорически, немедленно, сию минуту, восторженно, оживленно, правдиво, лживо, заинтересованно, воодушевленно...), прилагательные (категорический, воодушевленный, восторженный...), существительные (душечка, мерзавец, братец, матушка, голубушка..). Но все эмоции, заключенные в этих словах, проявляются только в соответствующей интонации, рожденной различными ситуациями речевого действия. Интонация может придать противоположный смысл словам: «мерзавец» - может прозвучать с любовью, обожанием, радостным укором и т. д.

Большую выразительность речи придают и такие частицы, как НУ, КА, ЖЕ и другие: Замолчите же! Подумай-ка хорошенько! Ну, иди

же!

Характер произнесения слов проявляет эмоции говорящего. За­мечено, что при положительных эмоциях удлиняется ударный гласный (Сла-авный, до-обрый, ми-илый человек); при отрицательных эмоциях удваивается согласный ударного слога, а гласный звучит сокращенно (Это ггадко, ммерзко, отвраттительно! Ввидеть не хочу!).

Для эмоционального подчеркивания выделяемого слова его часто произносят по слогам: Не-на-ви-жу! У-е-хал! О-бо-жа-ю!

Во всех случаях эмоциональность речи зависит от тембра голоса, его окраски различными эмоциями, чувствами. Такой тембр и называют эмоциональным. Он образуется благодаря наличию дополнительных к основному тону призвуков—обертонов. Разнообразные оттенки тембрового окрашивания, многократно сменяющие друг друга в процессе речевого действия, связаны с внутренним состоянием говорящего. При определении эмоционального тембра мы обходимся условными словесными обозначениями: "Голос бывает теплый и мягкий, ехидный и вкрадчивый, твердый, живой, торжествующий и еще с тысячью оттенков, выражающих самые разнообразные чувства, настроения человека и даже его мысли".[19]

Искусство тембрирования

В жизни мы постоянно тембрируем. Вспомним, например, каким мягким, теплым, приятным тембром окрашивается наша речь, когда мы разговариваем с человеком, которому симпатизируем, и каким Резким, раздраженным становится тембр, когда мы нередко "распускаемся" в различных ситуациях бытового общения. Вот почему проблема воспитания культуры речевого общения, воспитания высокой культуры чувств человека является важнейшей проблемой сегодняшнего дня. "Помните, что ваша интонация, - пишет один из авторов,— это зеркало вашей эмоциональной жизни, движение вашей души; культура чувств и эмоциональных межличностных отношений неразрывно связана с культурой интонационного "оформления" высказывания'".

Владеть искусством тембрирования актеру необходимо. Эта тончайшая краска особенно приковывает внимание зрителей.

Упражнение "Тембрирование". Произносите, например, слово "пришла" с выражением: удивления, радости, восхищения, ненависти, гнева, угрозы... Нафантазируйте обстоятельства и действие.

Пришла?! Мне страшно за тебя!

Во всем вини саму себя! (Со страхом)

Пришла?! А самолюбье где?

За ним как "верный пес" везде! (С осуждением)

Пришел?! Так обмануть меня!

Ты не мужик, а размазня! (С презрением)

Пришёл?! Вот и попался, друг!

Меня ведь не обманешь вдруг. (С ехидством)

Пришла! Знать так тому и быть:

Нам друг без друга не прожить. (С радостью)

Ушёл?! Придёт иль нет? Загадка…

Я поступила с ним так гадко! (С тревогой)

Ушёл! Гора свалилась с плеч!

Избави бог от этих встреч! (С чувством радостного облегчения)

Тренируйте себя в произнесении текстов, требующих моральных, эстетических и иных оценок: мудрость-глупость; красота-безобразие; любовь-ненависть, доброта-жестокость; смелость-трусость…

Упражнение «Контрасты»

Как притягательно красива:

В ней всё гармония, всё диво! (Красота)

Она урод

Он жаден —всесебе, все в дом.

Богач? Нет, бедный. Что в богатстве том?

Когда душа скупа и холодна? (Жадность)

Жизнь жадного бедным-бедна.

А добрый рад отдать все, чем владеет. Чем больше отдает— тем больше богатеет: Умом и сердцем, добрыми делами, Успехами в труде и верными друзьями.

(Доброта)

Уж если его что за сердце забрало. (Смелость)

Идет он в атаку "с открытым забралом"

Трусливый же смелостью хоть поражен

Скорее "в кусты", чтобы "не лезть на рожон" (Трусость)

(Вера)

Пришел?! Вот и попался, друг!

Меня ведь не обманешь вдруг. (С ехидством)

Пришла! Знать так тому и быть:

Нам друг без друга не прожить

Ушел!? Придет иль нет? Загадка.

Я поступила с ним так гадко!

(С радостью) (С тревогой)

Ушел! Гора свалилась с плеч (С чувством радостного Избави бог, от этих встреч! облегчения)

Тренируйте себя в произнесении текстов, требующих моральных, эстетических и иных оценок: мудрость-глупость; красота-безобразие; любовь-ненависть; доброта-жестокость; смелость-трусость... Упражнение "Контрасты".

Как притягательно красива:

В ней все гармония, все диво! (Красота)

Она уродлива не от природы.

То - порожденье экстра-моды

И жизни, протекающей беспечно:

Не девушка, не юноша, а "нечто"! (Уродство)

Он глуп, "как пробка", хоть красив.

От глупости еще спесив. (Глупость)

Он честен, и умен, и одержим.

Нельзя не преклоняться перед ним! (Ум)

1. Головин Б. Н. Основы культуры речи. — М.; Высшая школа, 1980, с. 206.

Как трудно б ни было — молчит. И знает;

За днями трудными и светлые мелькают.

Он - оптимист. Честь и хвала ему!

Он злого не желает никому.

А нытик, нигилист все видит в черном свете.

Как трудно жить ему на свете (Безверие)

Не зная радости, озляся на весь мир

За то, что он — не гений, не кумир.

Прежде чем приступать к произнесению этих текстов, необходимо нафантазировать предлагаемые обстоятельства: Кто? Где? Когда? Кому? Для чего? С каким отношением, чувством?

Упражнение "Луна". Восприятие действительности с различной оценкой и отношением развивает эмоциональный тембр, даёт возможность услышать, понять глубочайшую зависимость малейших изменений в окраске голоса от внутренней жизни человека.

В разведке

Луна! О, черт возьми, луна! (Восприятие опасного предмета с чувством досады

Эх, как некстати нам она! и тревоги.)

Теперь вдвойне опасней путь.

Внимательней и осторожней будь.

В лесу

Какая темень. Пропадем. (Восприятие нужного предмета с чувством радостной

Дорогу к дому не найдем. благодарности.)

Луна! Ура! О, лунный свет,

Тебя дороже в мире нет!

Ну, выходи скорей, свети!

Путь к дому помогай найти!

В чужом огороде

Хорошо, что ночь темна — (Восприятие нежелательного предмета с чувством

Нам союзница она. досады, тревоги и даже ужаса.)

Черт возьми, луна выходит!

Нас "под монастырь подводит":

Засекут и... "крышка нам".

В рассыпную по домам!!!

Лицо луны

Взгляни на небо — на луну. (Восприятие невиданного ранее явления природы с

Вот это диво! Ну и ну! чувством изумления и радости открытия)

Мне видится лицо луны:

И нос, и рот, и подбородок,

Веселый рот. Черты ясны.

О, как причудлива природа!

Скептик

Луна?! Подумаешь, луна? (Восприятие неинтересного предмета с чувством иронии

На кой же черт она дана? и пренебрежения.)

Вся скорчилась, вся сморщилась,

Не стоит ни рожна!

И свет "на фу-фу".

Тьфу!

Влюбленные

Луна! Волшебница луна! (Восприятие счастливого предмета с чувством

О, как божественна она! благовейной благодарности.)

Любовную раскинув сеть.

Она дала сердцам узреть,

Что в глубине их жар пылает,

В одно двоих соединяет!

Тоска

Без нее мне счастья нет. (Восприятие предмета, еще более углубляющего

Грусть, тоска меня снедает. чувство тоски и безысходного одиночества.)

И луны печальный свет

Сердце холодом сжимает.

Отчаянье

Я в отчаянье, луна! (Восприятие предмета как последней надежды,

Ты во всех краях бываешь, к которому обращаешься с мольбой и отчаянием)

Так открой же: где она?

С кем? Жива ли?Ты ль не знаешь?!

Я молю, луна! Молчишь?

Злую думу ты хранишь.

В родном краю

Тихо светит луна над родимой рекой. (Восприятие приятного предмета с чувством

Оттого на душе тишина и покой. радостного покоя.)

А луны голубое сиянье

Воскрешает весны обаянье.

Обогащает эмоциональный тембр исполнение поэтических произведений наших великих классиков, окрашенных бесконечно богатой палитрой чувств,эмоций, желаний, действий (Пушкина, Лермонтова, Некрасова, Блока, Есенина, Маяковского и др.).

Искусству тембрирования поможет натренированный тональный способный воспринимать и воспроизводить малейшие изменения в окраске голоса, рождаемые сменой чувств, отношений, оценок.

Однако надо подойти к произведениям поэтов, владея в какой-то степени средствами речевой выразительности. Для этого - тренироваться на более простых, незамысловатых, сочиненных специально текстах.

Наши рекомендации