Цели, задачи, методические особенности обучения изобразительному искусству в детских художественных школах, студиях

(ГС). Классические и современные формы занятий по изобразительному искусству и их содержание в общеобразовательной школе и других образовательных учреждениях.

18Формы и содержание внеклассной работы по изобразительному искусству (олимпиады, тематические вечера, экскурсии, конкурсы и выставки, пленэры) и методика их организации и проведения.

(ГС). Специфические формы организации занятий изобразительным искусством: конкурс творческих работ, выставка, практика пленэр и музейная практика, творческие вечер и встречи с художниками и ведущими специалистами.

Внеклассная и внешкольная работа учителя ИЗО

Элективный курс (избирательный).

Под внеклассной и внешкольной работой подразумеваются: беседы, лекции, доклады с показом репродукций, организация и руководство ИЗО кружками, проведение экскурсий в музеи, на выставки, в мастерские художников, организация различных выставок, выезды на пленэры, проведение факультативных занятий.

Внеклассная и внешкольная работа преследует те же задачи и цели, что и учебные занятия, но она помогает решать эти задачи глубже, с привлечением нового материала, в более серьезной форме, с опорой на активный интерес учащихся. Руководящая роль педагога сохраняется и на внеклассных занятиях, где так же необходимо составить план и наметить тематику занятия. ВВ работа развивает интерес и любовь к ИЗО, более полно знакомит с произведениями искусства.

ИЗО – кружок – наиболее распространенный вид работы, является как бы продолжением классных занятий. Особенности – в нем занимаются те, кто интересуется ИЗО. Структура деятельности отличается от классных уроков. Организация работы кружка включает составление программы занятий с учетом склонности и интересов учащихся.

Экскурсии – устраиваются с целью полнее раскрыть отдельные темы учебной программы, глубже ознакомиться с видами ИЗО, дать ясное представление о специфике творческой работы художника.

Беседы – проводятся в тех случаях, когда затронутая на уроках тема вызвала особый интерес учащихся и они изъявили желание получить более глубокие знания по данному вопросу.

Лекции – применяются с показом репродукций. Может приводится с приглашенным специалистом.

Доклады – как правило, делают сам учащиеся, учитель дает темы за 2 недели.

Кинофильмы – посвященные художникам и технике ИЗО

Литература

Основная:

· Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 200.

Ростовцев, Н.Н. Методика изобразительного искусства в школе. – М.: 1982.

Рылова, Л.Б. Теория и методика обучения изобразительному искусству: учебно-методический комплекс. – Ижевск, 2006.

· Художественно-педагогический словарь/сост. Н.К. Шабанов, О.П. Шабанова и др. – М.: Академический проект: Трикста, 2005. – 480с. («Фундаментальный учебник»)

Дополнительная:

· Визер,В. Система цвета в живописи. – СПб., 2004.

· Визер,В. Живописная грамота. Основы пейзажа. – СПб., 2006.

· Кайдырова, Л.Х Пленэр: практика по изобразительному искусству. – Казань, 2007.

· Русский музей – детям. Беседы об изобразительном искусстве. – СПб, 2003.

· Базанова, М.Д. Пленэр. Учебная летняя практика в художественном училище. – М, Организация и руководство художественной деятельностью школьников по изобразительному искусству вне школы в системе дополнительного образования.

(ГС).Специфические формы организации занятий изобразительным искусством: художественная студия, художественная школа, школа при художественных музеях и галереях. Художественный сеанс – как форма проведения занятий, особенности его организации и проведения. Мастер-класс.

Детское художественное творчество: детский рисунок как феномен. Этапы развития детского рисования. Возрастные особенности детского рисования дошкольника и школьника.

(ГС). Методика проведения занятий по изобразительному искусству на разных ступенях школьного обучения. Основы научно-исследовательской работы в области изобразительной деятельности детей.

Дошкольное рисование

Стадии развития изобразительной деятельности по Выготскому:

- доизоборазительная (в раннем детстве 1,5-3 года) ребенок просто оставляет след – линии, пучки, спирали. Меняется отношение к материалу, выбирает предпочтительно бумагу. Ребенок приобретает возможность рисовать то, что он хочет, замыкает линию.

изобразительный

- бесформенные изображения, что-то похожее на реальность (объектное рисование).

- схематичные изображения («головоноги»).

- стадия правдоподобных изображений (сюжетно-тематическое рисование).

Основные виды изобразительной деятельности в ДОУ: рисование (живописными и графическими материалами); лепка; конструирование из бумаги и природных материалов

В начальной школе дети мотивированы к изобразительной деятельности. Но это мотивация может ослабеть или исчезнуть. Важно ее сохранить.

Учитель должен помнить, что дети приходят с разными способностями и уровнем подготовки. Важно научить правильно изображать, сохранить ценность детского рисунка.

Средний школьный возраст – аналитический этап развития. Ребенок относится к своей работе более требовательно, исходя из сформировавшихся знаний об окружающем мире. Этот возраст характеризуется противоречиями между развитием, обучением, перестройка мышления, восприятия. Дети видят, что их работы не соответствуют их желаниям, на основании чего рождаются споры в творчестве. Руководя учебной деятельностью ребенка необходимо улавливать то новое, что еще не сформировалось окончательно. Учебно-воспитательная работа должна немного опережать развитие. Предвидеть зону ближайшего развития.

Процесс развития у учащихся протекает по разному, в связи с чем необходимо давать коллективные и индивидуальные задания.

Проблемы обучения взрослых….

Взрослые и дети рисуют по-разному, значит, и оценивать их нужно по-разному, не делить на дар и бездарность.

Литература

Основная:

· Сокольникова, Н.М. Изобразительное искусство и методика его преподавания в начальной школе. – М., 2003

· Ростовцев, Н.Н. История методов обучения рисованию. – М.: 1982.

Ростовцев, Н.Н. Методика изобразительного искусства в школе. – М.: 1982.

Рылова, Л.Б. Теория и методика обучения изобразительному искусству: учебно-методический комплекс. – Ижевск, 2006.

· Художественно-педагогический словарь/сост. Н.К. Шабанов, О.П. Шабанова и др. – М.: Академический проект: Трикста, 2005. – 480с. («Фундаментальный учебник»)

Дополнительная:

· Бакушинский, А.В. Художественное творчество и воспитание. – М.,1925.

· Бернштейн, М.Д. Проблемы учебного рисунка. - Л. – М.,1940.

· Ермолаева-Томина, Л.Б. Психология художественного творчества. М., 2003.

· Игнатьев, Е.И. Психология изобразительной деятельности детей. - М., 1981.

· Кершенштейнер, Г. Развитие художественного творчества ребенка. – М.,1914.

· Косминская, В.Б. Халезова, Н.Б. Основы изобразительного искусства и методика руководства изобразительной деятельностью детей – М., 1981.

· Лабунская, Г.В. Изобразительное творчество детей. – М.,1965.

· Мелик-ПашаевА.А., Новлянская, З.Н. Художник в каждом ребенке. – М.,2008.

· В.С. Щербаков и его уеники. К 100-летию художника-педагога. – М., 2005.

· Щербаков, В.С. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. – М.,1969.

21Методика проведения научно-педагогического эксперимента в области детского художественного творчества. Анализ ситуации, выявление противоречий, постановка проблемы.

(ГС). Современные педагогические исследования в области обучения изобразительному искусству. Педагогический эксперимент.

Наши рекомендации