Iuuj i .)

Гельдибаев М.Х., Вандышев В.В. Уголовный процесс. Учебник для студентов вузов, обучающихся по юридическим специальностям. 3-е изд., перераб. и доп. М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2012. - 719 с.

Гельдибаев Вандышев Уголовный процесс 2012

Iuuj i .) - student2.ru Iuuj i .) - student2.ru

Г32

УДК 343.13(470+571)(075.8) ББК 67.410.2(2Рос)я73-1 Г32

Рецензенты: д-р юрид. наук, профессор А. В. Ендольцева

(нач. кафедры уголовного процесса

Московского университета МВД России)

д-р юрид. наук, профессор С.Д. Шестакова

Главный редактор издательства Н.Д. Эриашвили,

кандидат юридических наук, доктор экономических наук, профессор,

лауреат премии Правительства РФ в области науки и техники

Гельдибаев, Мовлад Хасиевич.

Уголовный процесс: учебник для студентов вузов, обу­чающихся по юридическим специальностям / М.Х. Гельди­баев, В.В. Вандышев. — 3-е изд., перераб. и доп. — М.: ЮНИТИ-ДАНА, Закон и право, 2012. — 719 с. — (Серия «Dura lex, sed lex»). I. Вандышев, Валерий Васильевич.

Агентство CIP РГБ

ISBN 978-5-238-02246-8

В соответствии с Уголовно-процессуальным кодексом РФ материал учебника сгруппирован в два раздела: Общую и Особенную части. Раскрыты общие положения уголовно-процессуальной науки и законодательства, дан сравнительно-правовой анализ наиболее принципиальных уголовно-процессуальных норм. Особое внимание уделено актуальным проблемам правового регулирования в сфере уголовного производства и практики применения процессуальных норм.

Для студентов и аспирантов юридических факультетов вузов.

ББК67.410.2(2Рос)я73-1 ISBN 978-5-238-02246-8

®„ИЗДАТЕЛЬСТВО ЮНИТИ-ДАНА, 2007, 2009, 2012

ia использование и распространение

iUUJ I .).

любой ее части любыми средствами или в

разрешения издательств^ """^ " ИНтернет-се™' запрещается без письменного © Оформление «ЮНИТИ-ДАНА», 2012

Предисловие

Уголовно-процессуальное законодательство любого государства имеет ярко выраженный мировоззренческий аспект. Сущность и содержание этого законодательства позволяют с высокой степенью уверенности судить об устройстве государства и форме его правления, о положении личности в государстве и обществе.

Именно уголовно-процессуальное законодательство наряду с уголов­ным правом обеспечивает общественный порядок и общественную безо­пасность, охрану прав, свобод и законных интересов личности. Специа­листами давно подмечено, что «в области уголовного права и процесса лежат границы для вторжения государства в область личной свободы гра­ждан, и потому научная разработка этих дисциплин может более всего обеспечить господство права»1.

Не случайно около 32% обращений к Уполномоченному по правам человека составляют жалобы подозреваемых, обвиняемых и потерпев­ших на нарушения законов в сферах уголовного судопроизводства и оперативно-розыскной деятельности. В них сообщается о незаконных задержаниях, заключениях под стражу и обысках, многочисленных слу­чаях фальсификации доказательств, избиениях, пытках и фактах бесче­ловечного и унижающего достоинство человека обращения вплоть до убийства невиновных лиц2.

Глобализация мировых процессов, кардинальные изменения во всех областях общественной жизни России, вызванные перестройкой в Совет­ском Союзе, обусловили необходимость реформирования всех отраслей отечественного права. В связи с этим была разработана Концепция су­дебной реформы в Российской Федерации, идеи которой постоянно уточняются, дополняются и детализируются3.

В рамках правовой реформы логичным стало появление нового Уго­ловно-процессуального кодекса Российской Федерации 2001 г., нормы которого заслуживают в целом положительной оценки.

Тем не менее, уголовно-процессуальный закон имеет, к сожалению, явные, очевидные пробелы и недостатки, препятствующие единообраз­ному пониманию и применению его норм.

Среди них следует обратить внимание на то, что в процессуальном

законе:

1) нарушен баланс интересов личности, общества и государства в пользу интересов лиц, подозреваемых или обвиняемых в совершении преступлений;

2) определенная часть надлежащей правовой процедуры не урегулирова­на уголовно-процессуальным законом или регламентирована конспективно;

3) низкая законодательная техника в целом, которая нашла выра­жение не только в стилистических погрешностях, но и в грамматиче­ских ошибках;

1 Фойницкий И.Я. Курс уголовного судопроизводства. В 2 т. СПб., 1996. Т. 2.

С. 586, 587.

2 Уполномочен доложить. Доклад Уполномоченного по правам человека в Рос­сийской Федерации за 2005 год // Российская газета. 2006. 15 июня.

3 Концепция судебной реформы в Российской Федерации. М., 1992.

4) значительная часть норм-дефиниций сформулирована неточно, а неко­торые процессуальные нормы не согласуются друг с другом; и т.д.

В связи с принятием нового Уголовно-процессуального кодекса Россий­ской Федерации возникла необходимость в создании для студентов учебников, базирующихся на нормах этого законодательства. В целом эта задача реше­на. Среди учебной литературы, заслуживающей высокой положительной оценки, можно назвать работы К.Б. Калиновского, А.В. Смирнова, коллек­тива авторов, подготовивших учебники под научным руководством В.П. Божьева, В.З. Лукашевича, П.А. Лупинской и других специалистов1. Однако потребность в научной и учебной литературе не ослабевает. Данный вывод обусловлен тем, что за годы действия Уголовно-процессуального кодекса Российской Федерации 2001 г. в него внесено, по скромному подсчету, более тысячи изменений и дополнений. При этом данный процесс носит перманентный характер. Следовательно, учебная литература не отражает реального положения в уголовном су­допроизводстве, морально «устаревая» уже на стадии ее редактирования и издания.

При подготовке настоящего учебника по уголовному процессу ав­торы предприняли попытку:

1) обеспечить изложение позитивного материала с аналитической точки зрения;

2) рассмотреть позитивный материал в историческом и междуна­родном аспектах;

3) дать сравнительно-правовой анализ наиболее принципиальных, на взгляд авторов, уголовно-процессуальных норм;

4) изложить дискуссионные точки зрения, имеющиеся в отечест­венной юридической литературе, на насущные проблемы правового регулирования в сфере уголовного судопроизводства и практики при­менения процессуальных норм;

5) раскрыть нравственные основы уголовного процесса с целью воспитания у студентов уважения к любому закону, правам, свободам и законным интересам личности в уголовном судопроизводстве;

6) показать современную практику применения норм действующего уголовно-процессуального законодательства;

7) сформулировать некоторые возможные пути совершенствования действующего уголовно-процессуального законодательства.

Авторы выражают благодарность рецензентам — доктору юридических наук, профессору З.В. Макарову, доктору юридических наук, профессору С.Д. Шестакову и членам кафедры уго­ловно-правовых дисциплин Межрегионального института экономики и права, а также всем специа­листам, которые своими замечаниями способствовали совершенствованию содержания настоящего учебника, кто так или иначе содействовал его изданию.

1 Смирнов А.В., Калиновский К.Б. Уголовный процесс: Учебник. СПб., 2004; Уголов­ный процесс: Учебник / Под ред. В.П. Божьева. М., 2004; Уголовный процесс. Общая часть: Учебник / Под ред. В.З. Лукашевича. СПб., 2004; Уголовный процесс. Особен­ная часть: Учебник / Под ред. В.З. Лукашевича. СПб., 2005; Уголовно-процессуальное право Российской Федерации: Учебник / Под ред. П.А. Лупинской. М., 2003; и др.

Наши рекомендации