Нравственные аспекты профессиональной деятельности

1. Понятие “нравственность”:

(?) совпадает по содержанию с понятием “мораль”;

(?) совпадает по содержанию с понятием “этика”;

(!)обозначает основные понятия морального самосознания;

(?)обозначает область поступков людей, реальных нравов, сложившихся в обществе.

2. Специфика нравственных отношений состоит в том, что:

(?) они возникают естественным образом, стихийно;

(!)они представляют собой особый вид общественных отношений;

(?) они являются компонентом, стороной других видов общественных отношений.

3. Мораль регулирует:

(?) мышление и намерения людей;

(!)наиболее значимые сферы жизнедеятельности людей;

(?) все сферы жизнедеятельности людей.

4. Основное требование профессиональной этики состоит:

(?) в выполнении приказов и инструкций;

(?)защите прав человека;

(!)соблюдении моральной справедливости

5. Добро – это:

(?) моральный выбор человека, ведущий к успеху;

(!)моральная категория, предельно выражающая то, что важно и значимо для жизни человека и общества;

(?) моральная категория, выражающая определенную степень человеческого совершенства.

6. Долг – это:

(!)моральная категория, выражающаяся в нравственной обязанности по отношению к другим людям в конкретных условиях;

(?) то, что надо возвратить;

(?) моральная категория, выражающая необходимость всегда поступать согласно нормам морали.

7. Совесть – это:

(?) внутренний голос человека;

(?) способность человека осуществлять внутренний нравственный самоконтроль;

(!)эмоции, заставляющие человека страдать по поводу расхождений между тем, что он сделал, и что хотел сделать.

8. Достоинство обязывает человека:

(!)поступать так, чтобы тебя уважали;

(?) сообразовывать свое поведение с требованиями нравственности;

(?) добиваться высокой оценки со стороны общества.

9. Какое из следующих суждений наиболее точно выражает Ваше понимание справедливости?

(?) Справедливость – это равенство всех людей перед нормами закона.

(!)Справедливость – это наказание человека с учетом всех обстоятельств его поступка и его личности.

(?) Справедливость – это наказание человека в соответствии с его материальным или служебным положением.

10. Найдите правильное определение правовой морали:

(?) это представления о свободе человека и справедливом общественном устройстве;

(?)правила внеслужебного поведения сотрудников правоохранительных органов;

(!)нормы и принципы, которые регламентируют и защищают права человека и гражданина в профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, регулируют общение сотрудников правоохранительных органов с различными категориями граждан.

(?) это снижение качества профессиональной деятельности сотрудников правоохранительных органов, их профессионального сознания, а также профессиональных отношений с людьми.

11. Укажите основную причину возникновения профессиональной морали сотрудников ОВД:

(?) наличие законодательно закрепленных нравственно-правовых норм;

(?) корпоративные интересы сотрудников правоохранительных органов;

(!)наличие специфического объекта в профессиональной деятельности сотрудников ОВД, каковым является защита прав и свобод человека и гражданина, безопасности общества и государства.

12. Определите понятие естественного права:

(!)это неотъемлемые права человека на жизнь, свободу, имущество;

(?)представления о свободе человека и справедливом общественном устройстве, которые используются как способ мышления о праве и государстве, как критерий позитивного права;

(?) внутригосударственные нормативно-правовые акты.

13. Найдите правильное окончание фразы: Утверждение “начальник всегда прав” является…

(?)неинституциональной нормой профессиональной морали сотрудников ОВД;

(?)институциональной нормой профессиональной морали сотрудников ОВД;

(!)бессодержательным утверждением.

14. Конечно же, вы помните фильм “Место встречи изменить нельзя”. Герои фильма Жеглов и Шарапов задерживают вора-карманника, и для того, чтобы арестовать его, Жеглов незаметно подбрасывает ему в карман кошелек. Шарапов полагает, что так поступать нельзя, а Жеглов – наоборот, что преступника можно обезвредить любым способом. Какое из следующих суждений по поводу произошедшего верно с точки зрения профессиональной этики?

(?) Жеглов прав, так как цель всегда оправдывает средства.

(?)Так можно поступать, если речь идет о преступнике, посягающем на жизнь и здоровье человека.

(?) Это допустимо, если преступник ведет себя нагло и вызывающе по отношению к сотруднику милиции.

(!)Прав Шарапов, так как деятельность милиции должна быть подчинена исключительно закону.

15. Сержант милиции, разыскивая преступницу, заглянул в кафе и задержал по подозрению одну гражданку, предложив ей пройти с ним в райотдел. Та согласилась. Но проходя по залу, уже у самых дверей, она, убедившись, что на них никто не смотрит, достала из сумочки упакованную пачку денег и ловко сунула ему в руку со словами “бери и разойдемся”. Как, по Вашему мнению, должен вести себя в такой ситуации сержант милиции?

(?) Допустимо, чтобы сержант взял деньги и отпустил женщину в том случае, если сержанту уже четыре месяца не выплачивали денежного содержания.

(?) Сержант может отпустить женщину, взяв деньги, если ему нечем кормить семью и ему известно, что разыскивают ее не за тяжкое преступление.

(!)Сержант ни в коем случае не должен идти на нарушение закона и служебного долга.

16. “Новый русский” на автомобиле совершает наезд на 19-летнюю девушку, единственную дочь матери-одиночки. Девушка умирает в больнице. Следствие заходит в тупик из-за недостаточности улик, а более всего, из-за того, что в ход пущены большие деньги и связи подозреваемого. Отчаявшись найти справедливость, мать девушки нанимает киллера и расправляется с убийцей дочери. Следователь, берущийся за дело, быстро выясняет истину, но уничтожает все улики против матери девушки и отпускает ее. Как Вы относитесь к действиям следователя?

(?) Следователь абсолютно прав, так как поступил по-человечески, сострадая бедной матери, понимая ее жажду справедливости.

(?)Следователь поступил неправильно, противозаконно, так как он должен на своем месте заниматься своими делами и не лезть в чужие дела.

(!)Следователю нужно довести дело до конца, но при этом непременно направить в суд ходатайство, содержащее просьбу учесть неуравновешенное, вызванное большим горем состояние матери и не применять к ней меру наказания в виде лишения свободы.

17. Что, по Вашему мнению, представляет собой Ваш профессиональный долг?

(?) Профессиональный долг – это обязанность выполнять все распоряжения и инструкции начальства.

(?) Профессиональный долг – это обязанность при выполнении служебных задач всегда следовать общепринятым нормам морали и нравственности.

(?)Профессиональный долг – это обязанность всеми силами защищать правопорядок, права, свободы и интересы граждан.

(!)Профессиональный долг – это обязанность неуклонно соблюдать нормы закона.

18. С какими из нижеприведенных суждений Вы, скорее всего, согласитесь?

(!)Уважение к закону подразумевает точное исполнение всех его норм.

(?)Уважение к закону подразумевает реализацию закона в интересах граждан и обеспечение правопорядка.

(?) Уважение к закону подразумевает умение выполнить поставленные перед собой в ходе служебной деятельности цели, не попадая под санкцию закона.

19. Отметьте, какие компоненты включают в себя культура делового общения:

(?)техника делового общения;

(?)психология делового общения;

(!)этика делового общения;

(?)служебный этикет.

20. Выделите правильные принципы, на которых основано деловое общение:

(?) эгоизм;

(!)порядочность;

(!)доброжелательность;

(!)уважительность.

Форма итогового контроля

Методические рекомендации по подготовке и сдаче зачета по дисциплине «Профессиональная этика»

Зачет представляет собой итоговую форму проверочного испытания по учебной дисциплине; это своеобразный итоговый рубеж изучения чего-либо, позволяющий лучше определить уровень знаний, полученный студентом.

Зачет по дисциплине «Профессиональная этика», как и по любому другому предмету, преследует три основные функции - обучающую, воспитательную и оценивающую. Обучающая функция реализуется в том, что испытуемый дополнительно повторяет материал, пройденный за время изучения данной дисциплины, знакомится с вопросами, не изложенными на лекциях и семинарских занятиях, исследует новую учебную и научную литератур. Воспитательная функция позволяет стимулировать развитие у студентов таких качеств, как трудолюбие, ответственное отношение к делу, самостоятельность. Оценивающая функция состоит в том, что он призван выявить полученных в результате изучения предмета знаний студента.

Для успешной сдачи зачета по дисциплине «Профессиональная этика» студенты должны принимать во внимание, что:

■ все основные категории данной дисциплины нужно знать, понимать их смысл и уметь его разъяснить;

■ семинарские занятия способствуют получению более высокого уровня знаний и, как следствие, более высокой оценки на экзамене;

■ готовиться к экзамену необходимо начинать с первой лекции и семинара;

При оценке знаний студентов на экзамене по дисциплине «Профессиональная этика юриста» преподаватель руководствуются, прежде всего, следующими критериями:

■правильность ответов на все вопросы;

■сочетание полноты и лаконичности ответа;

■ ориентирование в специальной литературе;

■ знание основных проблем, современного состояния данного предмета;

■ логика и аргументированность изложения;

■ культура ответа.

Таким образом, при проведении зачета преподаватель уделяет внимание не только содержанию ответа, но и форме его изложения.

Контрольные вопросы для подготовки к зачету по дисциплине «Профессиональная этика»

1. Понятие и предмет этики.

2. Основные этапы исторического развития этических учений.

3. Понятие и содержание основных категорий этики.

4. Общечеловеческие начала этики.

5. Категории «добра» и «зла» в деятельности юриста.

6. Долг, совесть, ответственность в работе юриста.

7. Общечеловеческие начала этики.

8. Понятие и сущность морали.

9. Структура и функции морали.

10.Нравственная свобода выбора.

11.Соотношение императивности и нравственной свободы выбора.

12.Понятие, признаки и виды социальных норм. Их иерархия.

13.Моральное сознание и моральная практика.

14.Понятие, предмет и содержание профессиональной этики юриста.

15.Профессиональная этика юриста как наука: понятие, структура, содержание.

16.Методы изучения профессиональной этики юриста.

17.Виды профессиональной этики юриста.

18.Нравственные начала использования помощи общественности в правоприменительной практике.

19.Нравственное содержание презумпции невиновности.

20.Соотношение целей и средств в профессиональной деятельности юриста.

21.Социальный характер моральных норм.

22.Понятие, содержание и функции служебного этикета юриста.

23.Виды служебного этикета юриста.

24.Нравственное содержание правовых норм.

25.Нравственные начала гражданского судопроизводства.

26.Нравственные начала судопроизводства по уголовным делам.

27.Профессионально необходимые качества юриста, их нравственное содержание.

28.Соотношение правовых норм и норм нравственности.

29.Нравственные основы деятельности следователя.

30.Нравственные основы деятельности адвоката.

31.Нравственные основы избрания мер пресечения.

32.Нравственные основы обыска.

33.Этические основы допроса потерпевшего.

34.Этические основы допроса несовершеннолетнего.

35.Этические аспекты использования следователем предоставленных ему властных полномочий.

36.Нравственные основы очной ставки.

38.Нравственные основы использования гипноза, полиграфа.

39.Этические начала взаимодействия следователя со средствами массовой информации.

40.Нравственные основы деятельности судьи.

41.Нравственный конфликт в профессиональной деятельности юриста.

42.Способы предотвращения конфликтных ситуаций.

43.Соотношение общей и профессиональной этики.

44.Оценочный характер нравственных норм.

45.Нравственные основы деятельности прокурора.

№ № Название тем и разделов Всего часов Аудиторные занятия (час), в том числе: Самостоя-тельная работа (час) Форма текущего контроля успеваемости
лекции Практические занятия.
Модуль 1  
1. Основы общей этики. 1. Понятие и предмет этики. 2. История развития этики. 3. Характеристика основных этических категорий.   Изучение периодических изданий, научной литературы
2. Профессиональная этика юриста: понятие предмет, структура 1. Понятие и предмет профессиональной этики юриста. 2. Методологические проблемы профессиональной этики юриста. 3. Специфика нравственных проблем юридической деятельности. 4. Структура профессиональной этики юриста. 5. Нравственный конфликт в профессиональной этике юриста. 6. Понятие служебного этикета, его основные принципы и формы.   Изучение периодических изданий, научной литературы
3. Понятие, сущность и функции морали 1. Понятие и сущность морали. 2. Структура морали. 3. Функции морали. 4. Социальный характер морали. 5. Нравственная свобода выбора. 6. Цель и средства нравственной деятельности. 7. Понятие и признаки моральных норм, их иерархия. 8. Моральное сознание и моральная практика. Написание реферата
4. Этикет в профессиональной деятельности юриста 1. Понятие и содержание этикета. 2. Особенности этикета служебных отношений. 3. Виды юридического этикета. Написание реферата
  ИТОГО ПО МОДУЛЮ 1 Тестирование по теме (группе тем)
Модуль 2  
5. Нравственные основы судопроизводства 1. Нравственные начала судебного процесса 2. Нравственные аспекты процессуального принуждения. 3. Нравственное содержание презумпции невиновности. 4. Нравственные аспекты учения о доказательствах. Подготовка и выступление с докладом
6. Нравственные основы гражданского судопроизводства 1. Ведущая роль судьи в обеспечении нравственного характера судебного процесса 2. Нравственные основы речи прокурора 3. Нравственные основы выступлений защитника 4. Этические основы в содержании выносимых решений Составление конспекта и изучение нормативно-правовых актов по изучаемым темам
7. Этические начала деятельности представителей отдельных юридических профессий 1. Нравственные основы деятельности судьи 2. Нравственные основы деятельности прокурора 3. Нравственные основы деятельности адвоката 4. Нравственные основы деятельности нотариуса 5. Нравственные основы деятельности следователя 6. Нравственные основы деятельности юриста фирмы (предприятия) Написание реферата
8. Этические начала проведения отдельных следственных действий 1. Нравственные основы проведения следственных действий 2. Нравственные аспекты осмотра места происшествия. 3. Этические особенности проведения обыска 4. Нравственные основы допроса 5. нравственные основы предъявления для опознания. 6. Нравственные основы очной ставки. 7. Нравственные основы следственного эксперимента. 8. Нравственные основы избрания меры пресечения. Написание реферата
9. Отдельные нравственные аспекты деятельности представителей юридической профессии 1. Нравственные аспекты взаимодействия юриста со средствами массовой информации. 2. Нравственные начала использования помощи общественности в правоприменительной практике 3. Нравственные аспекты пользования юристом предоставленными ему властными полномочиями Подготовка и выступление с докладом
  ИТОГО ПО МОДУЛЮ 2 Тестирование по теме (группе тем)
  ВСЕГО

Наши рекомендации