Особенности регулирования труда государственных гражданских служащих

В соответствии с п. 4 названного закона на государственных служащих распространяется законодательство о труде с особенностями, предусмотренными этим законом.
Они касаются практически всех вопросов регламентации трудовых правоотношений государственных служащих, в том числе возникающих в связи с поступлением на государственную службу, ее прохождением и прекращением.
Суть этих особенностей состоит в том, что, с одной стороны, они закрепляют более жесткие, по сравнением с законодательством о труде, требования к государственным служащим, устанавливают для них определенного рода ограничения, связанные с исполнением служебных обязанностей, а с другой - предоставляют им дополнительные льготы и социальные гарантии в связи с исполнением государственной службы.
В первую очередь к ним следует отнести ограничения и требования, предъявляемые при поступлении на государственную службу. Они касаются возраста, уровня квалификации претендующего на государственную службу, состояния его здоровья, перечня предъявляемых им документов, порядка заключения и условий трудового договора и др.
Закон о государственной службе, в отличие от КЗоТ, устанавливает и предельный возраст поступления на государственную службу - 60 лет.
Поэтому установление предельного возраста для поступления на государственную службу и нахождения на государственной службе, как обусловленное спецификой трудовой

Наряду с ограничением по возрасту Закон о государственной службе предусматривает ряд других ограничений, препятствующих поступлению на государственную службу и нахождению на государственной службе. К их числу относятся:
- признание гражданина решением суда, вступившим в законную силу, недееспособным или ограниченно дееспособным;
- лишение его права занимать государственную должности в течение определенного срока решением суда, вступившим в законную силу;
- наличие подтвержденного заключением медицинского учреждения заболевания, препятствующего исполнению им должностных обязанностей;
- отказ от прохождения процедуры оформления допуска к сведениям, составляющим государственную или иную охраняемую законом тайну, если исполнение должностных обязанностей по государственной должности, на которую претендует гражданин, связано с использованием таких сведений;
- близкое родство или свойство (родители, супруги, братья, сестры, сыновья, дочери, а также братья, сестры, родители и дети супругов) с государственным служащим, если их государственная служба связана с непосредственной подчиненностью или подконтрольностью одного из них другому;
- наличие гражданства иностранного государства, за исключением случаев, если доступ к государственной службе урегулирован на взаимной основе межгосударственными соглашениями;
- отказ от представления документов, требуемых в соответствии с законом.
Особые (дополнительные) требования, предъявляемые законом к квалификации лиц, поступающих на государственную службу, касаются знания государственного языка, уровня профессионального образования, стажа и опыта работы по специальности, уровня знания Конституции РФ. федеральных законов, конституций, уставов и законов субъектов РФ применительно к исполнению соответствующих должностных обязанностей.
Условие о знании государственного языка лицом, претендующим на государственную службу, является обязательным условием, предъявляемым при поступлении на государственную службу.
государственные служащие этой республики наряду с русским должны знать язык, признанный государственным в данной республике.
Уровень профессионального образования, необходимый для поступления на государственную службу, зависит от государственной должности, на которую претендует гражданин. В зависимости от государственной должности установлены и специальные требования в отношении опыта и стажа работы по специальности.
Дополнительные требования в отношении документов и сведений, представляемых при поступлении на государственную службе, касаются как их перечня, так и оценки содержащихся в них сведений.
Помимо документов, предусмотренных законодательством о труде, поступающие на государственную службу обязаны представить так же справку из органов государственной налоговой службы о предоставлении сведений об имущественном положении и медицинское заключение о состоянии здоровья. От гражданина могут быть истребованы и другие документы, если это прямо предусмотрено федеральным законом.
Все сведения, представленные гражданином при поступлении на государственную службу, подлежат обязательной проверке.
Если в результате проверки будут установлены факты и обстоятельства, препятствующие поступлению данного гражданина на государственную службу, он должен быть поставлен в известность о причинах отказа в письменной форме.

Установленные законом о государственной службе особенности в регулировании отношений, связанных с заключением с государственным служащим трудового договора, касаются, как уже отмечалось, порядка его заключения и перечня обязательных (необходимых) условий. Следует, однако, сразу отметить, что сформулированы они не всегда достаточно четко и последовательно, что вызывает неоднозначное их толкование.
Так, определив, что гражданин поступает на государственную службу на условиях трудового договора, закон вместе с тем подробно регламентирует порядок назначения на должность.

Наши рекомендации