I. самосознание и самооценка в младшем школьном возрасте

Понятие о внутренней позиции школьника. Определенный уровень развития самосознания в дошкольном возрасте—один из показателей готовности ребенка к обучению в школе. До­школьник осознает себя не изолированным, а находящимся в системе человеческих отношений, т. е. у него появляется пере­живание себя как существа социального. Этот уровень разви­тия самосознания непосредственно связан с возникновением особого личностного новообразования—внутренней позиции школьника .(Л.. И. Божович). Стремление к позиции школьни­ка характеризует личность ребенка в целом, определяя его по­ведение, деятельность и систему отношений к действительности и самому себе.

На пороге школьной жизни у дошкольника возникает стрем­ление удовлетворить свои возросшие потребности не в игровом, воображаемом, а в реальном плане. Таким реальным планом .для него становится обучение в школе.

Развитие самопознания'младших школьников. Самопознание ребенка осуществляется в учебной деятельности, которая, в отличив от игровой, является целенаправленной, результатив­ной, обязательной, произвольной. Она оценивается окружающи­ми и поэтому определяет положение школьника среди них, от чего зависит н его внутренняя позиция, и его самочувствие, эмоциональное благополучие. Теперь, уже в учебной деятель­ности, ребенок познает себя, у него складываются представле­ния о себе, самооценка, формируются навыки самоконтроля, на­выки саморегуляцин.

Представления о себе—основа самооценки младших школь­ников. Исследования показали, что представления о себе тесно связаны с отношением к себе, т. е. с самооценкой. Было выяв­лено три группы детей по степени сформированности унихпредставлений о себе.

К первой группе относятся учащиеся, у которых пред­ставление о себе относительно адекватно и устойчиво. В содер­жание представлений входят многие, а главное, сложные и обобщенные качества личности. .Дети этой группы характери­зуются умением анализировать свои поступки, вычленятьихмотив, думать о себе. В деятельности эти дети больше ориен­тируются на знании о себе, чем на оценку взрослых, и быстро приобретают навыки самоконтроля.

Вторая группа учащихся характеризуется тем, что пред­ставления ее членов о себе неадекватны и неустойчивы. У них нет достаточного умения выделять существенные качества у себя, анализировать свои поступки. Число осознаваемых ими собственных качеств мало. Лишь в некоторых ситуациях дети этой группы могут оценивать себя адекватно. Кроме того, они требуют особого руководства по формированию навыков само­контроля.

Для третьей группы учащихся характерно то, что их представления о себе содержат характеристики, данные им другими, особенно взрослыми. У них нет стремления загля­нуть в свой внутренний мир, их представление о себе неустой­чиво, самооценка неадекватная, т. е. эти дети имеют низкий уровень развития представлений о себе. Недостаточные знания самих себя приводят этих детей к неумению ориентироваться в практической деятельности на свои объективные возможности и силы.

Представления о себе в младшем школьном возрасте фор­мируются в процессе оценочной деятельности самого ребенка, в процессе его общения с другими людьми. Младшие школь­ники различают в себе больше качеств, чем дошкольники. Про-

исходит обогащение психологического словаря, оценки и само­оценки дифференцируются.

Появляется способность анализировать и объяснять свое поведение, аргументировать оценку (теперь уже не только «черно-белую»).

В самоописаниях младших школьников обнаруживается склонность описывать себя в социальных терминах, появляется стремление подчеркнуть свою принадлежность к опре­деленной группе, полу, вычленить свои индивидуальные каче­ства, свое отличие от остальных.

Особенно большое влияние на развитие самопознания ока­зывает школьная оценка успеваемости. Изучение мотивов по­лучения оценок у учащихся I—III классов показало, что эти мотивы могут быть внешними («Хочу, чтобы ставили оценки. Мама посмотрит, что 5 или 4, и пустит гулять»,—говорит пер­воклассник. «Хочу, чтобы ставили оценки, потому что, когда я получаю пятерку, мама и бабушка радуются и говорят:

«Какой ты у нас хороший!»—объясняет второклассник) и внутренними («Я хочу, чтобы были оценки, потому что мне ин­тересно знать, что я заслужил — пятерку или двойку», — пишет третьеклассник). Внешние мотивы обнаруживают стремление детей к тому, чтобы обеспечить себе хорошее отношение со стороны близких. Эти мотивы характерны для учащихся пер­вых и вторых классов. Учащиеся третьих и четвертых классов хотят получать оценки не толы<о для того, чтобы порадовать маму или бабушку и обеспечить их хорошее отношение к себе, но и для того, чтобы самому иметь более четкое представле­ние о своих успехах и о пробелах в знаниях.

Этот переход от внешних мотивов к внутренним свидетель­ствует о возрастающей потребности ребенка в познании самого себя, потребности иметь более достоверное представление о са­мом себе. Учителю следует всячески поддерживать такую внут­реннюю мотивацию.

Особенности самооценки младших школьников. Исследова­ния показали, что у младших школьников обнаруживаются все виды самооценок: адекватная устойчивая, завышенная устойчивая, неустойчивая в сюрону неадекватного завышения или занижения. Причем от класса к классу возрастает умение правильно оценивать себя, свои возможности и в то же время снижается тенденция переоценивать себя.

Устойчивая заниженная самооценка проявляется краппе редко.' Все это говорит о том, что самооценка младшего школьника динамична и в то же время имеет тенденцию к устойчивости, переходит в дальнейшем во внутреннюю пози­цию личности, становится мотивом поведения, влияет на фор­мирование определенных качеств личности.

Так, дети, имеющие адекватную самооценку, активны, бод­ры, находчивы, общительны, обладают чувством юмора. Они

обычно с интересом и самостоятельно 'ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возмож­ностям. После успеха в решении задачи выбирают такую же или более трудную. После неудачи проверяют себя или беруг задачу менее трудную. Их прогнозы на свое будущее к концу младшего школьного возраста становятся все более обоснован­ными и менее категоричными.

Дети с высокой адекватной самооценкой отличаются актив­ностью, стремлением к достижению успеха в каждом виде дея­тельности.

Их характеризует максимальная самостоятельность. Они уверены в том, что собственными усилиями смогут добиться успеха. Это—оптимисты. Причем их оптимизм и уверенность в себе основываются на правильной самооценке своих возмож­ностей и способностей.

Неадекватная заниженная самооценка у младших школь­ников ярко проявляется в их поведении и чертах личности. Если таким детям предложить проверить свою работу, найти в ней ошибки, они перечитывают работу молча, ничего не ме­няя, или отказываются проверять себя, мотивируя это тем,Ч10 все равно ничего не увидят. Поощряемые и подбадриваемые учителем, они постепенно включаются в работу и нередко сами находят ошибки. Эти дети выбирают только легкие задачи как в жизни, так и в экспериментальной ситуации. Они как бы берегут свой успех, боятся его потерять и в силу этого в чем-то боятся самой деятельности. Деятельность других переоцени­вают. Неуверенность в себе у этих детей особенно ярко прояв­ляется в их планах на будущее.

«Через 15 лет мне будет уже 25 лет. Я очень бы хотела быть учительницей. Приходить по утрам в класс, давать дик­танты, сочинения, а вечером проверять тетради. (Пауза.) Мне хочется быть доброй и отзывчивой, но я не буду такой, потому что грублю старшим, не помогаю по дому. Мне хочется быть внимательной и доброй, но я не могу. Внутри у меня что-то плохое. Думаю хорошо, а делаю плохо. Как будто назло. Мне жалко маму, я иногда, когда нагрублю ей, плачу и ненавижу себя, а потом опять поступаю плохо. В школе у меня подруг нет. Когда меня вызывают, то краснею и бледнею, хотя уроч знаю, но все равно волнуюсь. Поэтому я не знаю, сумею ли быть учительницей»,.— говорит третьеклассница. Учится девоч­ка хорошо. Однако как неуверенно, с какими мучительными сомнениями, колебаниями она говорит о своем настоящем, а тем более о будущем!

Характерной особенностью детей с заниженной самооцен­кой является их склонность «уходить в себя», выискивать в себе слабости, сосредоточивать на них свое внимание. Нор­мальному развитию детей с заниженной самооценкой мешает их повышенная самокритичность, неуверенность в себе. Во всех

Заказ 3984

своих начинаниях и делах они ждут только неудачи.Очень ра­нимы, повышенно тревожны, застенчивы, робки.

Сосредоточенность на себе, собственных 1рудностях, неуспе­хах затрудняет их общение с детьми и взрослыми. И в то же время Э1И деги очень чувствительны к одобрению, ко всему тому, что повысило бы их самооценку.

Педагогу можно рекомендовать следующий подход к таким детям. Следует прежде всего переключить их внимание с са­мого себя на дело. Сначала можно использовать прием гаран­тированного успеха в тон сфере, в которой ребенок чувствует себя более уверенно. Это наиболее эффективно во внеклассной работе, где страх неудачи не так уж силен, а удача видна все­му коллективу. Кроме того, внеклассная работа позволяет не­явно для ребенка организовать специальную деятельность именно вокруг его интереса, обеспечив ему тем самым высокий статус в этой деятельности. В дальнейшем, по мере роста уве­ренности в себе, этот статус будет «работать» на ребенка и в других сферах, повышая его самооценку. Полезно также орга­низовать специальные кружки по обучению школьников спосо­бам общения*.

Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои воз­можности, результаты деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им явно нс по силам. После неус­пеха продолжают настаивать па своем или тут же переключа­ются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижно­сти. Они не обязательно расхваливают себя, но зато охотно бракуют все, что делают другие, критичны к другим.

Если младшему школьнику (I, II класс), который обычно получает хорошие отметки, но переоценивает себя, дать на оценку его собственную работу и такую же по качеству рабо­ту, выполненную другим, то себе он поставит 4 или 5, а в ра­боте другого найдет массу недостатков: «Он эту букву непра­вильно написал. Он вышел за строчку. Здесь у него исправ­ление. Он не очень аккуратно написал, не старался» и т. п.

Основной акцент в планах на будущее эти дети делают на внешней стороне деятельности.

«Я представляю себя высоким, ростом в два метра Я буду широко­плечим. Я сконструирую новую машину п полечу со своим другом на Марс. Мы с ним сделаем планетоход п будем ездить на нем по Марсу и фото­графировать все Потом мы прилетим обратно. О нас будут писать в га­зетах и возле будут наши портреты» (I класс).

«Я буду высокая, стройная, умная девушка. Я буд) учиться в теат­ральном институте, а когда закончу институт, то буду играть в театре. А еще я буду поэтессой. У меня \'же сейчас есть рифмы Мне очень нра­вится быть актрисой и поэтессой Я еще и рисую Один раз я нарисовала та­кую красивую бабочку (в действительности, как внясчплось. она рисовать не умеет: хорошо рисует ее подруга), и мама сказала, что я буду ч'дож-

' Более подробно см в кн.: Аникеева Ч. П. Учителю о психологическом климате в коллективе. М., 1983.

ницей. Это очень хорошо. У меня тогда будут картины, и я буду устраи­вать выставки. Все придут и будут удивляться, а в особенности мои по­други, которые сейчас со мной учатся. Они вспомнят, что я с ними учи­лась» (II класс).

Высокомерие, снобизм, бестактность, чрезмерная самоуве­ренность—эти черты личности легко формируются у детей с завышенной самооценкой.

Исследование Л. С. Славиной' показало, что устойчивая самооценка младшего школьника формирует его уровень при­тязаний. При этом у младшего школьника возникает потреб­ность сохранить как самооценку, так и основанный на ней уровень притязаний.

Если уровень притязаний не может быть удовлетворен, так как расходится с возможностями ребенка, то у него возникают острые аффективные переживания, вызывающие некоторые от­рицательные формы поведения: упрямство, негативизм, обидчи­вость, агрессивность и пр.

Экспериментальная перестройка неадекватной самооценки обнаружила, что высокая неадекватная самооценка сопротив­ляется перестройке и ребенок склонен сохранить ее, игнорируя и оценку его окружающими, и свой опыт. Он не допускает в свое сознание наличие у себя слабости, неумения, несостоя­тельности. Длительное сохранение завышенной самооценки имеет место в двух случаях: когда ребенок, несмотря на неус­пех, все-таки получает от кого-либо положительную оценку (например, дома) или когда он обладает какими-то способно­стями, которые обеспечивают ему частичный или временный успех.

Если у ребенка не успела возникнуть устойчивая завышен­ная самооценка, если в процессе изучения детей выяснились источники, породившие и поддерживающие неадекватную само­оценку ребенка, то самооценку удается изменить, сняв одно­временно и аффективные переживания, и привести поведение к норме2.

Итак, формируясь в учебной деятельности и процессе об­щения, самооценка младшего школьника может стать устой­чивым свойством личности и оказывать влияние на возникно­вение других особенностей личности. Устойчивая привычная самооценка накладывает отпечаток на все стороны жизни ре­бенка.

Учебная деятельность и формирование самооценки. Доми­нирующая роль учебнои_ деятельности,__в формигюв а нии^само оценки определяется тем, что'именно она"(учебная"~деятель-ность) ' формирует предпосылки отвлеченного теоретического мышления, что способствует возникновению рефлексии. До

' См.: Славина Л. С. Дети с аффективным поведением. М., 1966. * Си. характеристику Жени в указанной книге Л. С. Славиной.

10*

овладения научными понятиями дети сознательно обобщают лишь наглядные данные, непосредственно воспринимаемые при­знаки предмета и не умеют сопоставлять и обобщать свои суж­дения о нем.

Развитие понятийных форм мышления обусловливает воз­никновение к концу младшего школьного возраста способности школьника к самонаблюдению, к анализу и соотнесению с предметной ситуацией своих собственных способов деятель­ности.

Все дети считают, что они могут лучше учиться, что им про­сто не удается реализовать свои возможности в учении Одна­ко только в III классе дети осознают, что, кроме внешних об­стоятельств, существуют еще и внутренние, связанные с особенностями их личности, причины, которые этому препят­ствуют.

Учебная деятельность^ как общественно оцениваемая, домн-дирует в формировании самооценки. Оценивая знания, учитель Оля о-в р ем е н н о оценивает личность, ее возчожности и ме-'сто_ср_едч других. __ Именно так воспринимаются оценки детьми. 'Ориентируясь на оценки учителя, они сами ранжируют себя и своих товарищей как отличников, средних, слабых, старатель­ных или нрстаргггельных и т. д. По данным А. И. Лнпкиной, уже во II классе у отлично успевающих детей формируется завышенная самооценка, пренебрежительное отношение ко всем тем, кто не отличник. Это особенно отчетливо обнаружилось, когда эти дети должны были предсказать результаты решения "их одноклассниками задачи, не имеющей никакого отношения к __учебной деятельности. Задача состояла в том, чтобы из куби­ков составить орнамент по картинке. Отличники и здесь пред­сказывали себе самую высокую оценку, а отстающим отказыва­ли в возможности "решить и эту задачу: «Не сделает—двоеч­ница». В действительности оказалось, что~все слабоуспевающие "справились с этим заданием не хуже, чем дети с хорошей и отличной успеваемостью.

У слабоуспевающих школьников формируется, как прави­ло, заниженная самооценка. Именно у них развивается неуве­ренность в себе, тревожность^, робость, они плохо себя чувст­вуют среди одноклассников, настороженно относятся к взрос­лым. Таковы данные, которые говорят о том, что влияние успе­ваемости школьников на их самооценку несомненно.

Но это влияние поддается изменению, коррекции. В иссле­довании Б. В. Абдрахмановой1, проводимом под руководством А. И. Липкиной, психолого-педагогический эксперимент состо­ял в следующем. В одном классе каждого ребенка сравнива­ли только с ним самим. Успехи или неудачи ребенка не сопо-

Наши рекомендации