Цели обучения и образования

Конкретизация целей обучения (образования) предусматрива­ет три уровня: политический, на котором цели понимаются как общественная цель, государственная политика в области образо­вания; административный — цели понимаются как стратегия решения значительных образовательных задач (на уровне ре­гиона, учебного заведения); оперативный, на котором цели формулируются как оперативные задачи реализации учебного процесса в определенном классе с имеющимся составом учени­ков (см. табл. 2).

Уровень цели   Политический Административный Оперативный
Кто реализует Политики, государственные служащие Администраторы, менеджеры образования, инспек­тора Учителя
Вид реализации Законодательные акты Учебные планы, программы Оперативные задачи, поурочные планы

Цели образования определяются с различной степенью обобще­ния и детализации. Если на политическом и административном уровнях обходятся лишь общей констатацией сформулированных намерений, и этого достаточно, то на оперативном (учительском) уровне цели задаются конкретно. При этом необходимо, чтобы они были: реальными, четко определенными и дифференцированными настолько, чтобы без лишних пояснений было понятно, что пре­дусматривает определенная цель. Такое задание конкретных целей называется диагностическим. Оно открывает дорогу для определе­ния и измерения достигнутых результатов. Если, например, цель урока — усвоение правил правописания, то и проверяется дости­жение именно этой цели в заданном объеме.

ЗАДАЧИ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ШКОЛЫ

Российские законы провозглашают образование основой ду­ховного, социального, экономического, культурного развития общества и государства. Образование в РФ имеет целью становление самостоятельной, свободной, культурной, нравственной личности, сознающей ответственность перед семьей, обществом и государством, уважающей права и свободы других граждан, Конституцию и законы, способной к взаимопониманию и сотруд­ничеству между людьми, народами, различными расовыми, на­циональными, этническими, религиозными, социальными груп­пами.

Главные задачи общеобразовательной школы:

—удовлетворение национально-культурных потребностей на­селения, воспитание физически и морально здорового поколения;

—обеспечение усвоения учащимися системы знаний, опреде­ляемой общественными и производственными потребностями;

—формирование научного миропонимания, политической, экологической, экономической, правовой культуры, гумани­стических ценностей и идеалов, творческого мышления, само­стоятельности в пополнении знаний;

—выработка у молодежи патриотизма, осознанной граждан­ской позиции, человеческого достоинства, участия в демокра­тическом самоуправлении, ответственности за свои поступки.

Эти общие задачи распадаются на целый ряд частных, конкретизирующих их объем и содержание в зависимости от конкретных условий и возможностей.

ВИДЫ И УРОВНИ ОБРАЗОВАНИЯ

Образование составляется из того, что обучаемый приобрел в результате школьного обучения, знаний, умений, навыков, спо­собов мышления и деятельности, приобретенных путем самооб­разования, и сведений, добытых путем стихийного (случайного) усвоения разнообразной информации. Наиболее надежная состав­ная часть образования — школьная, приобретаемая в специально для этого созданных и контролируемых условиях. Она дополня­ется управляемым педагогами и контролируемым ими самооб­разованием обучаемых. В современных условиях человек распо­лагает различными способами самостоятельного приобретения знаний из разных источников. Поэтому оценивать фактический уровень образованности людей непросто. Еще сложнее давать оценки направленности образования. Можно говорить лишь о большей или меньшей пригодности школьного образования для формирования определенных человеческих качеств.

Традиционно выделяют три вида образования: общее, поли­техническое и профессиональное.

Общее образование— предусматривает овладение знаниями основ наук. Его составляют циклы учебных предметов: обществен­но-гуманитарный, физико-математический, химико-биологи­ческий, производственно-технический, художественный. Общее образование приобретают в общеобразовательных учебно-воспита­тельных учреждениях: школах, гимназиях, лицеях, колледжах.

Политехническое образование(от греч. poly — много и techne — ремесло) знакомит учащихся с основными видами современных производств, формирует умения и навыки выполнения простых трудовых действий. Основы этого вида образования учащиеся приобретают также в общеобразовательных учебно-воспитатель­ных учреждениях.

Профессиональное образованиенаправлено на овладение зна­ниями, умениями, навыками, способами мышления, необходи­мыми для выполнения определенной профессиональной деятель­ности. Дается оно в профессионально-технических училищах, институтах, университетах, академиях.

Когда характеризуют специализацию, то употребляют такие понятия, как техническое, педагогическое, сельскохозяйственное и т. д. образование.

Компонеты общего среднего образования:

—система знаний о природе, обществе, человеке, способы деятельности, на которых основывается мировоззрение;

—опыт практической деятельности — система интеллекту­альных и практических умений и навыков;

—опыт творческой деятельности, лежащий в основе умения самостоятельно переносить известные знания, умения, способы деятельности на новые области;

—опыт оценочного (эмоционально-ценностного) отношения человека к окружающему миру.

Знания — это отражение в сознании объективной картины мира, результат познавательного процесса; отражаются в созна­нии в виде представлений, фактов, понятий, терминов, сужде­ний, теорий.

Умения — способность сознательно выполнять определенное действие, применение знаний на практике. По степени участия мышления выделяют две большие группы умений — умственные и практические, по характеру — общеучебные, трудовые, худо­жественные, спортивные, игровые и пр.

Навыки — умения, доведенные до автоматизма благодаря многократному повторению. Для сформированных навыков ха­рактерны скорость и точность воспроизведения.

Опыт творческой деятельности — самостоятельное перенесе­ние приобретенных знаний, умений на новые ситуации; видение и понимание новой проблемы; видение новых функций объектов; самостоятельное комбинирование известных способов деятельно­сти в нечто новое; отражение структуры систем; альтернативное мышление и т. п.

Опыт оценочного (эмоционально-ценностного) отношения — это отношение к окружающему миру, знаниям, деятельности, моральным и социальным нормам, идеалам, жизненная позиция личности. Главным способом усвоения эмоционального отноше­ния при овладении содержанием школьного образования явля­ется переживание учащимися того, что изучается, восприятие объекта изучения как ценности.

ПРОДУКТ ПРОЦЕССА ОБУЧЕНИЯ

Образование есть результат целенаправленного обучения. Об­разование — цель, обучение — способ ее достижения. Образова­ние — продукт систематизированного обучения. Его компоненты: знания, умения, навыки; способы мышления; способы деятельно­сти и поведения; мировоззрение; кругозор и эрудиция; интеллек­туальное развитие личности (операции и приемы мышления, способы, формы, методы познавательной деятельности); умение учиться, потребность приобретать и пополнять знания; навыки самообразования; активность; работоспособность (умственная и фи­зическая); воспитанность нравственная, эстетическая, эколо­гическая, политехническая и др.; профессиональная ориентация и подготовка к выбору профессии, жизненного пути и др. Все эти компоненты, в свою очередь, являются достаточно сложными об­разованиями, в составе которых выделяются многие десятки простых качеств. Таким образом, в процессе обучения возводится здание (сравнение К. Д. Ушинского), фундаментом которого явля­ются знания, умения, навыки, способы мышления, деятельности и поведения, основываются на них другие компоненты, а венчает все воспитание, развитие, формирование личности.

В процессе обучения создаются продукты разного качества. Для их определения, анализа и измерения разработаны различные критерии. Общую характеристику эффективности (продуктивности, производительности) и достигнутых результа­тов принято давать через уровни обучения (или усвоения) — дидактическая характеристика и уровни познавательной актив­ности учащихся — психологическая характеристика. Первая указывает преимущественно на достигнутые результаты, а вто­рая — на пути их достижения; обе характеристики близки между собой и взаимно дополняют одна другую. Проф. В. П. Беспалько предложил выделять следующие уровни познавательной активности учащихся: информационный (репродуктивный), про­блемный, эвристический, исследовательский. В зависимости от того, какую познавательную активность развивает учащийся, он достигает одного из уровней обучения. В несколько упрощенном виде результативность обучения следующая.

1-й уровень — знакомство; характеризуется способностью учащегося узнавать, опознавать, различать, распознавать объ­екты в ряду других подобных объектов. Усвоение на уровне знакомства ограничено наиболее общими представлениями об объекте изучения, а мышление — альтернативными суждения­ми типа «да — нет», «или — или».

2-й уровень — репродукция; овладение основными понятиями предмета происходит настолько, что оно дает учащемуся возмож­ность осуществлять словесное описание действия с объектом изуче­ния, анализировать различные действия и различные исходы.

3-й уровень — полноценные знания; для деятельности учаще­гося характерны умения применять усвоенную информацию в практической сфере для решения некоторого класса задач и по­лучения объективно новой информации.

4-й уровень — трансформация; характеризуется таким овла­дением информацией, при котором учащийся сможет решать задачи различных классов путем переноса усвоенных знаний, умений, навыков.

В соответствии с этими четырьмя уровнями выделяются зна­ния-знакомства, знания-копии, прочные знания (знания-умения) и знания-трансформации. Развитие процесса обучения рассмат­ривается как восхождение от знаний-знакомств к знаниям-транс­формациям. Следует подчеркнуть, что человеку нужны знания всех уровней. Об одних он должен иметь представление (здесь достаточно уровня знаний-знакомств), другие знания нужно прочно усвоить на уровне полноценных знаний-умений, а в не­которых нужно разобраться настолько глубоко, чтобы суметь осуществить трансформацию (хотя бы по аналогии) на другие об­ласти (сферы).

Проблема выбора знаний для усвоения в средней общеобразо­вательной школе, уровней овладения ими принадлежит к исключительно актуальным и сложным. На ее правильное реше­ние влияют, прежде всего, цели обучения, которые и должны быть четко определены (В. П. Беспалько).

СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАНИЯ

Содержание образования (обучения, учебного процесса) — конкретный ответ на вопрос чему учить подрастающие поколе­ния. Под содержанием понимается четкая система знаний, уме­ний, навыков, отобранных для изучения в определенном типе учебного заведения. Эта система содержит знания об окружаю­щем мире, современном производстве, культуре и искусстве; обобщенные интеллектуальные и практические умения приобре­тения знаний и способов их использования; навыки познава­тельной деятельности, творческого решения теоретических и практических проблем, овладение которыми обеспечивает опре­деленный уровень интеллектуального, социального и духовного развития учащихся. Категория содержания образования отобра­жает социальный опыт, в котором выделяются известные людям знания о природе, человеке, обществе; приобретенные знания о человеческих умениях выполнения известных способов деятель­ности; опыт решения новых проблем, которые возникают перед обществом; опыт общественных и межличностных отношений; опыт познания мира и человека в нем; оценочные суждения о жизни, природе, окружающем мире и т. д. Иногда социальный опыт человечества называют общечеловеческой культурой.

За многотысячелетнюю историю своего развития человечест­во накопило огромный объем знаний. Вступающие в жизнь поко­ления должны овладеть им, в этом залог прогрессивного посту­пательного развития цивилизации. Но накопленных знаний так много, что нельзя даже и думать об их полном усвоении челове­ком. Поэтому и появляется проблема выбора и отбора самых важных, базовых знаний и умений.

Исторически сложилось так, что социальный опыт попадает в содержание школьного обучения в «распредмеченном» виде, т. е. разделенным на отдельные части — предметы. Учебный предмет — это часть социального опыта (человеческой культу­ры), выделенная по определенным признакам, чаще всего при­надлежности к определенному классу явлений. Учебные предме­ты стали специально сконструированной формой содержания, адаптирующей основы определенной науки к потребностям школьного обучения. Школьными предметами сперва стали такие важные части культуры, как чтение, письмо, пение, ма­тематика, ремесла и т. д. С каждым десятилетием количество школьных предметов возрастало и сегодня достигло критическо­го предела.

С накоплением социального опыта и увеличением количества учебных предметов началась дифференциация (раздробление) не­разрывного в своей основе опыта, выделение новых его частей — предметов. Но теперь уже ясно, что дальнейшая дифференциация и увеличение количества учебных предметов — тупик, из которо­го нет выхода. Мировая педагогика возвратилась к интеграции (объединению) учебных предметов вокруг общих стержневых идей. Этот принцип взят в основу перестройки содержания обучения и в российской школе — уже не отдельные предметы, а предметные области становятся основной единицей социального опыта.

Общими основами формирования содержания современного образования являются гуманитаризация, гуманизация, экологи­зация, дифференциация, интеграция, целенаправленное исполь­зование достояний мировой и национальной культуры, широкое применение новых информационных технологий, формирование творческой личности как условие и результат полноценного, многокомпонентного процесса обучения. Процессы реформирова­ния основываются на интеграции содержания образования, новая модель которого проектирует тип человека, реализующего личностный поиск интеллектуального, морального и духовного усовершенствования.

Гуманитаризация (от лат. humanitarys — необходимый человеку) — это общая направленность содержания образования на приоритетное усвоение тех знаний, умений, которые необхо­димы всем людям и каждому человеку, независимо от того, кто он есть или кем хочет быть. Какие же знания необходимы всем? Среди них прежде всего называют родной язык, литературу, ис­торию, краеведение.

Гуманизация содержания образования достигается макси­мальным использованием человекоформирующих возможностей не только гуманитарных, но и всех других школьных предметов.

Формируя содержание, необходимо достигать оптимального со­отношения гуманитарных и естественных дисциплин, а также наполнения курсов математических, биологических, техничес­ких предметов «очеловеченными» знаниями, роль которых чрезвычайно важна в формировании гуманных отношений между людьми, взаимодействии человека с природой. Овладение гума­нистически направленным содержанием ведет к формированию гуманистического типа мышления, личностно сориентированного мировоззрения, оптимистических взглядов на проблемы жизни.

Приоритетная роль в гуманизации содержания принадлежит языковому и литературному образованию, эстетическому воспи­танию, человековедческим курсам, которые позволяют детям лучше познать себя и мир, овладеть навыками самоорганизации и саморегуляции поведения.

Под дифференциацией содержания образования понимается не дальнейшее выделение новых учебных предметов, а создание уже на уровне существующего лучших условий для эффективного обучения различных групп обучаемых. Как известно, у каждого человека своя цель овладения школьным содержанием, у детей разные способности, возможности, жизненные планы. Одни выбе­рут для себя гуманитарный профиль, другие — естественно-мате­матический или художественный. Одни будут учиться в школах с углубленным изучением предметов, другие с теми же предметами ознакомятся поверхностно. Разумеется, содержание образования для каждого уровня нужно сделать дифференцированным, макси­мально приспособленным к возможностям и запросам учащихся.

Интеграция — процесс и результат становления целого на основе выявления важных связей между относительно независи­мыми частями, отдельными школьными предметами. Инте­грация сопровождается процессами организации знания, цель которой — объединение областей знаний, унификация их, уплот­нение, свертывание информации. Интеграция может проявляться на различных уровнях: внутрипредметном — как упорядочение содержания отдельного учебного предмета вокруг основного ядра и межпредметном — на основе методов или общих принципов родственных учебных предметов.

В современной школе интегрированные курсы, возникшие на основе межпредметной интеграции, наиболее пригодны для фор­мирования обобщенных знаний, умений, способов мышления и деятельности. Интегрированный курс дает обучаемым систем­ные, уплотненные, компактные знания. Он лучше отдельных разрозненных предметов формирует целостное мышление и созна­ние. Поскольку интегрированные курсы содержат однотипные сущности (т. е. подлежащие одинаковым закономерностям), то с их помощью легче формируюся обобщенные способы деятельности.

Красной нитью через все предметные области школьного об­разования проходит идея экологизации. Человечество находится на грани глобальной экологической катастрофы. И если идее вы­живания, предотвращения ее не подчинить все содержание школьного образования, если не усваивать человеческую куль­туру как гармоническое существование человека и природы, то все знания, умения могут оказаться ненужными. Это столь важ­но и значимо сегодня, что во многих странах мира экологизация образования становится главенствующим принципом. С 1991 г. в России проходит экспериментальную проверку новая модель образования «Экология и диалектика». Здесь термин «экология» подчеркивает ориентацию обучения на диалектику реальной жизни, на проблемы, которые нужно решать. Все содержание об­разования перестраивается под углом зрения экологического им­ператива: человек — частичка природы, он или погибнет вместе с нею, или найдет дорогу дальнейшей общей эволюции. Сущест­венно, что экологический императив перерастает в моральный — гуманизацию общества, подъем его культуры, выдвижение на первый план этических, а не потребительских ценностей, духов­ное развитие человека. Термин «диалектика» в названии моде­ли подчеркивает ориентацию школы на развитие причинно-след­ственного мышления, эмоциональности у детей.

Целенаправленное использование достояний мировой и националь­ной культуры требует перестройки школьного образования в пла­не культуросозидательного процесса, где цели обучения соединя­ются с целями воспитания патриота, гражданина великой страны.

Применение новых информационных технологий преследует цель расширить объем знаний, которые изучаются в школе, за счет новых способов их структурирования, организации и пре­доставления, синхронное упрощение их восприятия, понимания и усвоения путем совершенствования способов изложения, использование динамических и наглядно-образных моделей, ин­терактивных видов деятельности. Ведущая роль в этом принад­лежит новым компьютерным средствам.

А формирование творческой личности — это уже результат полноценного, многокомпонентного содержания и организован­ного на его основе процесса обучения.

Наши рекомендации