Педагогика - единственная специальная наука, которая изучает закономерности педагогической действительности в единстве всех составляющих ее частей

Предмет педагогики – это процесс взаимодействия субъектов образования, ориентированный на содействие реализации потребности человека в самореализации - . педагогический процесс . Поэтому в настоящее время педагогика понимается как наука об образовании человека.

Ø Надеемся, что Вам будет интересно узнать, что….

В последние годы в среде педагогической общественности велись дискуссии о соотношении образования и воспитания. Образование рассматривается сегодня как важнейший фактор развития государства, общества человека. Многочисленные исследования философов, культурологов, социологов, педагогов, работы по проблемам устойчивого развития общества, роли «человеческого фактора» в развитии экономики и сохранении безопасности государства позволяют утверждать, что основная цель современного школьного образования заключается в создании условий содействия развитию « сущностных сил человека», готовности школьника к жизненному (личностному и профессиональному) самоопределению. Поэтому педагогическая категория «образование» включает в себя две других важнейших категории – «воспитание» и «обучение».

В.И. Гинецинский в своей работе «Основы теоретической педагогики» приводи такое обоснование соотношения терминов воспитание, обучение и образование[17]:

Термин «образование» отсутствовал в отечественных педагогических сочинениях и официальных документах вплоть до 2-й четверти XVII века. Так, в Указах Петра I об основании школы математических и навигацких наук, об учреждении Морской академии и Академии наук, в «Духовном регламенте» употреблялось только слово «учение». В «Разговоре о пользе наук и училищ», где речь идет о значении знаний для дворян и народа, В. Н. Татищев также обходился без терминов «воспитание» и «образование». Потребность в широком употреблении этих понятий возникла не из-за «удобства рассуждений», а тогда, когда изменилось содержание школьной работы. Когда наряду с навыками чтения и письма важное значение приобрели воспитательные задачи. Они становились главенствующими, и в качестве самого широкого педагогического понятия стало употребляться не «учение», а «воспитание». Это отразилось в таких документах, как «Генеральный план Московского воспитательного дома» (1763), «Устав народных училищ в Российской империи» (1786). Авторы подобных документов понимали под воспитанием и учение (приобретение навыков чтения, письма, усвоение элементарных знаний), и собственно воспитание (режим питания, труда, отдыха, общественное поведение, отношение к родителям, старшим). Правда, термин «воспитание» здесь скорее фиксировал внешнюю сторону поведения, сближаясь с понятием «этикет».

В XVIII—XIX вв. под влиянием просветителей широко стал применяться термин «просвещение» как эквивалент термина «образование» с акцентом на целостности и определенной оценке явлений окружающей жизни. В Толковом словаре В.И.Даля просвещение трактуется как научное образование при ясном сознании долга и цели жизни. Несколько позже понятия «образование» и «воспитание» дифференцируются. В качестве примера попытки форсирования такого разграничения, демонстрирующей к тому же отчетливую идеологическую обусловленность предложенного решения, может служить статья Л. Н, Толстого «Воспитание и образование». В ней писатель говорит, что слова «воспитание», «образование», «обучение» относятся к числу необходимых, но в то же время не имеющих точного определения и постоянно смешиваемых друг с другом. Согласно Л. Н. Толстому, понятия «воспитание» и «образование» взаимоисключающие. Воспитание есть «умышленное формирование людей по известным образцам», тогда как образование — это «совокупность всех тех влияний, которые развивают человека, дают ему более обширное миросозерцание, дают ему новые сведения». Еще более усиливая моменты противопоставления анализируемых понятий, автор продолжает: «Воспитание есть принудительное, насильственное воздействие одного лица на другое с целью образовать такого человека, который нам кажется хорошим; а образование есть свободное отношение людей, имеющее своим основанием потребность одного приобретать сведения, а другого — сообщать уже приобретенное им».

Как и всякая научная деятельность, научное исследование по педагогике регулируется определенными правилами, образцами, принципами, которые выражают идеалы и нормы, принятые в педагогике на определенном этапе ее исторического развития. В них, с одной стороны, выражены ценностные ориентации и цели научной педагогической деятельности, а с другой стороны - общие представления о способах достижения этих целей. В Декларации о науке и использовании научных знаний подчеркивается, что все ученые должны соблюдать высокие этические стандарты. Для научных профессий должен быть установлен моральный кодекс, основанный на актуальных международных нормах по правам человека. Социальная ответственность ученых требует, чтобы они поддерживали высокие стандарты научной честности и качества, делились своими знаниями, доносили их до общественности и обучали молодое поколение. Так, например, в руководство по этике Британской Ассоциации Исследователей Образования (1992 г.) провозглашены следующие принципы, которыми необходимо руководствоваться при проведении научного исследования:

· «Уважение к Личности». Исследователи, собирая и используя данные, касающиеся конкретных людей, должны делать это, основываясь на возможности безусловного предоставления этих данных испытуемым, отношение к которым, в свою очередь, должно строиться на признании их добровольно сотрудничающими с исследователем личностями, обладающими чувством собственного достоинства и правом на частную жизнь.

· «Уважение к Истине». Исследователи должны проявлять честность в процессе сбора, анализа и публикации данных.

· Уважение к Демократическим Ценностям».

· В демократическом обществе исследователи вправе рассчитывать на следующие свободы: свобода исследовать и задавать вопросы, свобода предоставлять и собирать информацию, свобода формулировать собственные и критиковать чужие идеи, свобода публиковать данные исследования.

Эти свободы могут лимитироваться только соблюдением принципов уважения к личности и уважения к истине: соблюдая последние, исследователи должны быть гарантированы в использовании сформулированных выше свобод, не подвергая себя опасности.

Как любая наука педагогика осуществляет теоретическую и практическую функции. Наука описывает педагогические факты, явления, процессы; объясняет, по каким законам, при каких условиях, почему они протекают; делает выводы и прогнозы на будущее. Для этого педагогике необходимо осуществить:

1. описание явлений того сегмента действитель­ности, который она изучает,

2. объяс­нение происходящих в этом сегменте процессов и явлений,

3. предсказание, прогноз развития педагогической реальности (какой, например, будет школа будущего, как будет изменяться контингент учащихся и т.п.).

4. преобразовать практику- на основе фундаментального знания совершенствуется педагогическая деятельность, разрабатываются новые методы, средства, формы, системы обучения, воспитания, управления образовательными структурами.

Характеристика педагогики как науки была бы неполной без указания ее взаимосвязей с другими науками. Диалектика взаимодействия наук выражается, прежде всего, в их движении вперед и навстречу друг другу. Историк науки Б.М. Кедров в частности отмечал, что «если раньше при упоминании о их взаимодействии имелись в виду главным образом смежные (по их иерархическому ряду) науки, то теперь говорят о взаимодействии всех наук вообще и в особенности о науках, далеко стоящих одна от другой в их общем ряду[18]».

Ø Надеемся, что Вам будет интересно узнать, что….

В истории науки известны различные модели классификации наук, в каждой из которых педагогике отводится разное место. Многообразие подходов к классификации наук свидетельствует о том, что часто бывает трудно отнести какую-то науку к определенной области, так как она, например, является продуктом межнаучного синтеза, т.е. интеграции наук. В классификации В.С. Казаковцева, предложенной в 60-е годы прошлого века, педагогические науки отнесены наряду с астрономией, метеорологией, биологическими, техническими, экономическими и юридическими науками к абстрактно-теоретическому уровню науки. В 80-е годы Б.М. Кедров ставил педагогические науки в один ряд с психологией, политической экономией, науками о государстве, историей искусства и искусствоведения, языкознанием, относя все их к общественным наукам. Заметим, что в этих классификациях речь идет о педагогических науках, а не о педагогике. Возможно, это связано с тем, что осмысление места педагогики в науке не являлось самостоятельной научной задачей, т.к. основное внимание исследователей привлекали процессы развития естественных и технических наук. Мощное развитие гуманитарного знания в конце ХХ – начале XXI века привело к созданию еще одной концепции классификации наук. В.С. Степин отмечает, что в системе современного научного знания четко вычленяется дисциплинарно организованная наука с четырьмя основными блоками научных дисциплин – математикой, естествознание, техническими и социально-гуманитарными дисциплинами

Наступивший XXI век – век гуманитарного знания. Сегодня особую ценность имеет не истина как знание об объекте, а истина личностного бытия человека, поэтому необходимы новые модели классификации наук, в которых уже гуманитарное знание будет задавать направление развития научной мысли. Вероятно, скоро появятся новые модели классификации науки, в которых место педагогики будет определено более точно.

Педагогика взаимосвязана с другими науками, изучающими человека, его становление и развитие, следующим образом. Во-первых, педагогика в своих исследованиях при получении нового знания использует теоретические положения смежных наук, прежде всего, философии, психологии, физиологии человека. Философия составляет методологический фундамент педагогики, давая ей знание об общих законах развития общества и человека в нем, задавая определенные исходные позиции, с которых педагогикой ведется поиск собственного научного знания. Психология, открывая законы и закономерности развития личности, позволяет педагогике разрабатывать теоретические концепты построения процессов обучения и воспитания с учетом открытых закономерностей. Физиология человека открывает новые факты и специфические особенности развития человека, с учетом его пола, возраста, особенностей высшей нервной деятельности. Во-вторых, педагогика довольно активно использует методы исследований смежных наук. Так, из социологии в педагогику пришел метод интервьюирования, математика привнесла количественные методы исследования и методы математической статистики, информатика (а ранее кибернетика) обогатила педагогику методами работы с информацией. В-третьих, педагогика довольно активно использует результаты исследований смежных наук для выявления новых факторов, оказывающих влияние на развитие человека, развитие образования. Так, социология дает педагогике знание о социальной сфере развития личности, группах общества, социальных взаимоотношениях, социокультурном влиянии среды на образование. Экономика обогащает педагогику знанием об экономических механизмах влияния общества на образованием, экономических эффектах образовательных реформ. В-четвертых, педагогика объединяет исследовательские возможности со смежными науками для создания новых научных областей исследований. Так, социальная педагогика, исследующая проблемы конкретного человека и способы их решения, фокусирует свое внимание на острых проблемах индивидуальной жизнедеятельности[19]. Педагогическая этика, являясь разделом этической науки, изучает особенности педагогической морали, специфику реализации нравственных принципов в сфере педагогической деятельности, разрабатывает основы педагогического этикета[20]. Педагогический менеджмент является областью исследования принципов, методов, организационных форм и технологических приемов управления образовательным процессом, направленных на повышение его эффективности [21]. Этот ряд можно продолжить такими междисциплинарными областями исследований как педагогическая психология, педагогическая валеология, педагогическая антропология.

Все указанные пути взаимосвязей педагогики со смежными науками так или иначе проявляются в процессе ее современного развития. Обратим внимание читателя, что самостоятельной работой, описывающей взаимосвязь педагогики с науками о человеке, является монография В.И. Журавлева[22].

Наши рекомендации